Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим». Лихтенберг Георг Кристоф
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование. От того, насколько качественно планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса. Планы воспитательно -образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно -образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Цели и задачи планирования 1. Обеспечение выполнения образовательной программы ДОУ в каждой возрастной группе. 2. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. 3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
Принципы планирования. 3.1. Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач ООП. 3.2.В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности. 3.3.Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов. 3.4. Учет местных и региональных особенностей климата. 3.5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. 3.6. Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс). 3.7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ООД; игр, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 3.8. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на ООД, но и в других видах деятельности). 3.9. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.) 3.10. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке ( психогимнастика , релаксация ежедневно, музыка). Планирование строится на основе интеграции. 3.11. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. 3.12. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Основа планирования педагогического процесса -общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» разработанной под руководством авторского коллектива Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, И.А. Васильевой Тематический план ДОУ на год Комлексно – тематический план Календарный план с интеграцией образовательных областей Проект
Циклограмма составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности .
Перспективны план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса. В нашей работе мы используем два вида перспективных планов: Перспективный план ООД Перспективный план по образовательным областям Перспективный план ООД– составляется на квартал или на год с учётом тематического плана на год (допустима коррекция в ходе работы ) В перспективном плане по образовательным областям планируются: 1. Цели и задачи (на квартал); 2. Виды детской деятельности по образовательным областям · Двигательная · Игровая · Изобразительная · Чтение художественной литературы · Коммуникативная · Познавательно-исследовательская · Трудовая · Музыкально-художественная · Конструирование 3. Работа с семьей.
. Календарный план является обязательным документом Календарный план составляется на две недели. 4.3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограммы и перспективных планов. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день . . Компонентами календарного планирования являются: 1 Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение 2 Содержание (виды действий и задачи) определяется программой. 3 Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам). 4 Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать). 5 Календарный план составляется в соответствии с режимом дня: · планирование утреннего отрезка времени; · планирование ООД; · планирование прогулки; второй половины дня. планирование работы с семьёй, создание развивающей предметно-пространственной среды. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.
Требования к оформлению календарно-тематического плана психолого-педагогической работы воспитателя 1. План должен быть представлен на бумажном (в печатном или письменном виде) носителе 2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф.И.О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана. .3. План должен содержать следующие разделы: 1 Титульный лист 2. Список детей группы 3 Расписание ООД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03) 4. Циклограмма образовательной деятельности 5 Перспективный план орган образовательной деят Перспективный план по областям Перспективный план работы с родителями 8. Комплекс утренней гимнастики 4 При планировании разнообразной детской деятельности указывается вид детской деятельности; цель; методические приемы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.
Рассмотрим содержание планирования воспитательно - образовательной работы Первая половина дня В эти часы планируется подгрупповая работа с детьми по различным видам деятельностив соответствии с циклограммой. При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав) игр малой подвижности, дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то указывается номер карточки). В первой половине дня планируются также беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В планах младшей и средней групп воспитатель планирует беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием иллюстраций. В старших и подготовительных группах планируются, кроме указанных выше, беседы о временах года, домашних и диких животных. В плане отражается трудовая деятельность детей. Планируется труд в уголке природы, трудовые поручения в игровых уголках. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует свободную игровую деятельность детей: конструирование из строительного материала, бумаги, бросового и природного материала, альбомы для раскрашивания, лепка, рисование. В плане отражается работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков. . .
Прогулка: наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы; подвижная игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона); спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие ; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к ООД с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам; труд (по желанию детей – чем хотят заняться). Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры : спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры, трудовая деятельность детей. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна меняться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так же на прогулке возможно планирование индивидуальной работы по речевому развитию, экологии различные варианты физических упражнений.
Планирование второй половины дня начинается с закаливающих мероприятий. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует чтение художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, рассматривание репродукций, картин, иллюстраций. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями( ст гр и подгот гр ) воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры), развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр, изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей, труд на участке по уходу за растениями .
В комплексно-тематическом планировании приоритетно является проектная деятельность. : Выбирается тема проекта, рассчитанная на 2- 6 недель. Это планирование в соответствии с лексическими темами ,повторяющимися из года в год с усложнениями в зависимости от возраста детей («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Дом, семья» и др. И планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива ( День знаний, день рождения города, Новый год) При выборе и планировании тем мы руководствуемся темообразующими факторами: o реальных событиях, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей; o воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям .Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; o события специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач ( внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или значением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую деятельность « что это такое?» , «Что с этим делать?», «Как это действует ?»
Алгоритм составления проекта Паспорт проекта Постановка проблемы или актуальность данного проекта (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению) Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична) Задачи (конкретные шаги для достижения цели) Методы и формы работы , направленные на реализацию задач проекта Структура проекта планируется по выбранной тематике, но структура остаётся неизменной Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач)
Три этапа I этап – предварительный : мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д II этап – основной : III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту На этом этапе планируются итоговые мероприятия: ООД, развлечения, праздник, презентация, выставка, фотовыставка. Приложения (конспекты, фотоотчёт)
Организация взаимодействия с семьями Основные положения ФГОС подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют: — диагностирование (анкетирование); — педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т.д.); — мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т.д.); — совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); — совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования и т.д.); — индивидуальную работу с родителями.
Внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ обязательно должен повыситься: интерес педагогического коллектива к образовательно – воспитательному процессу уровень профессионального мастерства уровень образованности воспитанников повысится стремление родителей учувствовать во всех видах деятельности детского сада
ВЫСТАВКА «ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ»
Выставка «новогодняя сказка»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
В данном материале предлагается календарно-перспективное планирование работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, по образовательным областям....
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста "Новый Год" в соответствии с ФГОС
В данном материале представлен материал, который будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, для планирования работы по тематической недели "Новый Год". Материал состав...
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю) в соответствии с ФГОС. Программа «Истоки» Группа: подготовительная Тема недели: «Овощи и фрукты»
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные ...
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС (на неделю – 1.02-5.02)Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 летТема: Зима-волшебница....
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
«Планирование воспитательно – образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО». Выступление на тему: «Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО».
Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы....
ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: вторая младшая
ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...