ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Денисова Ольга Николаевна

 

Коррекционно-развивающая программа направлена на поиск форм работы с обучающимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konkurs.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

 СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Денисова Ольга Николаевна (педагог-психолог),

высшая квалификационная категория

Смоленск, 2017

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа направлена на поиск форм работы с обучающимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Представлена следующими материалами: пояснительная записка, разработки занятий.

Актуальность программы.

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна. Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может явиться сложным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем.

В   литературе  выделяют  4  г р у п п ы   о с н о в н ы х   т р у д н о с т е й такого рода:

1) режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

2) коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в этом коллективе);

3) проблемы во взаимоотношениях с учителями;

4) проблемы,  связанные  с  изменениями  в  семейной  обстановке  

Хотя бы с одной из выделенных групп проблем, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми.

Обоснование имеющихся затруднений в массовой образовательной практике.

В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков дошкольников. Предполагается, что жизнь сама всему научит, и, хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Цель коррекционных занятий – помочь участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

В предлагаемой программе успешно решаются следующие задачи:

– снижение эмоционального напряжения;

– создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;

– перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

– развитие внутренней активности детей;

– формирование адекватной самооценки детей;

– развитие социальных эмоций;

– развитие коммуникативных навыков.

Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы; дискуссии; тематические релаксации; ролевые игры; игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение; психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Технология реализации программы.

Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать одно занятие. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю. Группа по 10–12 человек. Рассчитана на год обучения. Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но все больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. По каждой теме идет тренинг, релаксация, используются приемы самовнушения.

Форма проведения занятия достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Количество занятий и темы можно менять в зависимости от конкретного случая, группы и её проблем.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о ее несомненной доступности и эффективности для дошкольников. Субъективная удовлетворенность процессом тренинга изучалась с помощью «обратной связи». Это дает возможность, как показывает опыт, получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях участников тренинга. Получая обратную связь, после окончания занятий мы имеем возможность оценить итоги личностного роста каждого из участников. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир.

Дети с большим желанием посещают занятия. А воспитатели, работающие в этих группах, обратили внимание на то, что ребята стали себя чувствовать более уверенно.

Занятия проводятся со старшими дошкольниками. Проведение занятий не требует специального материального оснащения помещения. Дидактический материал готовит психолог, социальный педагог.

Ожидаемые результаты: хорошая адаптация дошкольников в школе, профилактика асоциальных форм поведения, развитие коммуникативных навыков: развитие внутренней активности детей; формирование адекватной самооценки детей; развитие социальных эмоций.

Оценка результатов: анализ адаптации дошкольников в школе (1 класс).(анкетирование, сбор информации  у социальных педагогов, педагогов-психологов школ).

Апробация программы проходила на базе МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»(15человек).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Задачи

1

ЗНАКОМСТВО

создание благоприятных условий для работы группы, знакомство и установление контакта; первичная ориентировка в наборе вербальных и невербальных средств общения; обеспечение условий принятия каждого ребенка в группе.

2

СНЯТИЕ АГРЕССИИ И СТРАХОВ

снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе; обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов

3

РАЗГОВОР БЕЗ СЛОВ

создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения; формирование операциональных компонентов невербального обучения.

4

МОЙ МИР

создание условий для осознания и принятия ребенком себя как уникального, неповторимого; помощь ребенку в осознании и переживании им своего «образа Я».

5

Я И ДРУГИЕ

способствовать усилению ориентации ребенка на другого человека как партнера по общению; анализ образа «Я» другого человека

6

СТРАХИ

снятие напряженности; создание условий для отреагирования страхов.

7

ЧУЖИЕ СЕКРЕТЫ

рефлексия содержания «образа Я» другого человека; создание условий для формирования бережного отношения к своей и чужой индивидуальности.

8

ПРО СЛОВА «НАДО» И «НЕТ»

выделить содержание норм взаимодействия между людьми и их рефлексию; дать понятие о трудном слове «нет» и научиться говорить «нет».

9

Я – ХОРОШИЙ. ТЫ – ХОРОШИЙ

создание условий для формирования адекватных переживаний в ситуации удачи и неудачи; формирование готовности принимать себя и другого человека как нравственную и психологическую ценность

10

МОЯ ДОБРОТА

рефлексия понятия «Моя доброта»; создание условий для проявления доброты.

11

ШУТКА ШУТКЕ – РОЗНЬ

освоение ребенком альтернативных средств и способов воздействия на другого человека; создание условий для отреагирования прошлых обид

12

МЫ ИЗМЕНИЛИСЬ

рефлексия опыта групповой работы, его значения для успешного взаимодействия с людьми; создание условий для рефлексии ребенком собственных изменений в процессе групповых занятий, осознание новых смыслов этих изменений

З а н я т и е  1

Тема: ЗНАКОМСТВО

Цели: создание благоприятных условий для работы группы, знакомство и установление контакта; первичная ориентировка в наборе вербальных и невербальных средств общения; обеспечение условий принятия каждого ребенка в группе.

Этап работы, цели упражнений

Этап работы, цели упражнений

Этап работы, цели упражнений

Этап I. Установление контакта. Введение в групповой процесс, создание соответствующего настроения у участников группы

Групповая беседа

Беседа

Социальный педагог либо психолог знакомит участников с целями и правилами группового общения.

Психолог. Это наша групповая комната. Здесь мы будем встречаться в течение всего времени нашей работы, говорить о разном, а главное – попытаемся узнать друг о друге больше и стать интересными и понятными. Если мы сможем узнать много нового о себе, о других людях, об их отношениях, то наши занятия принесут пользу каждому из вас. Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем жить вместе. У нас будут определенные правила, которые мы с вами будем выполнять. На наших встречах мы будем обсуждать только то, что происходит сейчас, здесь, в нашей группе. Иногда мы будем сидеть, как на занятии за столом, и вести серьезный разговор, иногда на стульчиках в кругу и обсуждать что-либо, а иногда будем играть в задорные и веселые игры. И чем внимательнее и активнее вы будете, тем больше пользы принесут наши занятия каждому из вас. А сейчас я хочу всем сказать: в добрый путь!

П с и х о л о г. Давайте познакомимся друг с другом поближе. Для этого я предлагаю каждому нарисовать для других свой автопортрет. На наших занятиях вы можете рисовать так, как вы хотите и умеете, вы можете это сделать с помощью цветных карандашей или фломастеров вот на этих листочках.

Презентация

ребенка группе.

Диагностика: меры принятия себя

Снятие напряжения, скованности детей. Выявление

исходного уровня самостоятельной активности группы, притязаний на групповую роль

Этап II. Освоение коммуникативных умений. Освоение адекватного языка для обсуждения

средств вербального и невербального общения.

Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных  способностей

Развитие творческого воображения, принятие учебной задачи

Этап Ш. Рефлексия группового опыта

Групповая беседа

Подвижная игра «Жмурки» (см.: Семья в психологической консультации. – М., 1989. –  с. 132)

Беседа на тему знакомства

Игра «Художник» (см.: Самоукина, Н. В.  Игры в школе и дома. -М., 1993. – с. 99).

Творческое

задание «Незаконченная история об улыбке» (см.: Абрамова, Г. С. – М., 1992. –

с. 5–6)

Рисунок улыбки.

Групповая беседа

После окончания рисования педагог организует презентацию рисунков каждого ребенка. П с и х о л о г. Наши рисунки готовы, но мы еще не знаем, как каждого зовут. Сейчас я предлагаю познакомиться, назвать ваше имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли здесь, и как вы не хотели, чтобы вас называли. В ходе знакомства педагог выясняет отношение ребенка к своему имени (нравится тебе твое имя? Да? Или нет? Почему?).

Вся группа образует кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы кружит его на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. После этого все разбегаются, а водящий должен ходить по комнате и ловить, дразнящих его детей. Необходимо поймать кого-то и на ощупь угадать, кто это. Во время игры психолог наблюдает за действиями участников группы, определяя уровень их активности.

Педагог подводит итог предыдущему этапу работы и предлагает новый аспект обсуждения темы знакомства.

П с и х о л о г. Мы знаем, что когда люди знакомы, то они при встрече как-то приветствуют друг друга. Как они приветствуют друг друга, что говорят при встрече, а что при расставании? Психолог предлагает вспомнить различные слова и способы выражения приветствий и расставаний. По кругу обсуждаются возможные варианты применения вербальных и невербальных средств общения в данных ситуациях. Детям предлагается изобразить их с помощью жестов, мимики, движений. В ходе беседы обсуждаются различия в приветствиях близких людей (родных, друзей) и социальных взрослых (учитель, воспитатель, врач и др.) Каждому ребенку предлагается изобразить по два вербальных и невербальных приветствия.

Из группы детей выбирают 2 ребенка. Остальные – «зрители». Один из выбранных – «художник» (по желанию), другой – «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5–2 мин).

 Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка.

Замечания: 1. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: какие у Лены волосы? Какие у нее глаза? Во что она одета? и т. д. 2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их недостатки. 3. Педагог должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая». Далее психолог переводит разговор на обсуждение значения невербальных средств общения, в частности, таких как улыбка.

Детям предлагается прослушать и закончить историю встречи Улыбки и странного человека. Прослушав историю, дети по кругу предлагают свои варианты окончания истории.

Психолог предлагает рассказать о том, что сегодня на занятии детям понравилось, а что им не понравилось, поделиться переживаниями

друг с другом. По кругу дети делятся своими впечатлениями о занятии. Педагог задает образы применения модальных слов при рефлексивных высказываниях


 

 

Список литературы:

  1. Газман, О. С.,Харитонова, Н. Е. В школу – с игрой». – М.,1991
  2. Зимардо, Ф. Застенчивость. – М, 1991
  3. Самоукина, Н. В.  Игры в школе и дома. -М., 1990
  4. Семья в психологической консультации. – М., 1989.
  5. Чистякова  М. И. Психогимнастика. – М., 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

программа по эмоциональной стабильности для педагогов-психологов...

Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей

хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...