Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему "Что такое лес, или Путешествие маленького бельчонка".
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста
на тему
«Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка»
Подготовила и провела: воспитатель
I кв. категории
Сайгина Т.Н.
Саранск, 2017
Цели: знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.
Ход беседы.
Беседа-сказка.
— Однажды маленький бельчонок услышал от соседки-белки слово «лес».
— Мама, — обратился он к маме-белке, — а что такое лес?
— Лес — это деревья, — - сказана мама, — березы, дубы, липы, ели, орешник, сосны.
— А что такое березы? — не унимайся бельчонок. — А что такое дубы? А что значит орешник?
— Я вижу, — сказала мама, — вырос ты. Пора и тебе знакомится с лесом. Приготовься к большому прыжку. Мы поскачем вот на ту полянку.
Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не появился большой участок леса. Да такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать:
—— Ах! — так красиво было кругом.
Перед ним стояли белые березки. Такие же нарядные, как на нашей картинке.
— Расскажите, ребята, какое же дерево увидел бельчонок? Как оно выглядит? (Дети рассказывают.)
А теперь Катя прочитает нам и бельчонку стихотворение о березке. (Девочка читает стихотворение А.Прокофьева.)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
— Лес, в котором растут только березки, — продолжала белочка- мама, — называется березняк. Запомнил?
— Да, — ответил бельчонок, — запомнил. Березняк.
— А вы, дети, запомнили, как называется березовый лес?
— А теперь поскачем туда, к ельнику, — сказала бельчонку мама. И два пушистых хвостика, один побольше, другой поменьше, замелькали сначала в листве белых березок, а затем и среди веток и сучьев других, пока незнакомых бельчонку деревьев. Они удалялись от белоствольной березовой рощицы и приближались к густому, наполненному полумраком ельнику.
— Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в ельнике? А почему ельник такой темный? (Ответы детей.)
— Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.
— Что бельчонок увидел на ветках елей вместо листочков, которые уже видел на березе? (Ответы детей.)
Да, вместо клейких листочков бельчонок увидел на ветках ели иголочки. И шишки. Пахучие, смолистые. Их семема так понравились маленькому бельчонку, что он не мог оторваться и лакомился, лакомился, пока мама не сказала:
— Ну хватит, обжорка, с переполненным брюшком трудно скакать по лесу, а я хочу тебе показать еще сосны и дубы...
В сосновом лесу мама-белка, а с ней бельчонок спустились на землю, мягкую, усыпанную хвоей (так называются иголочки ели и сосны). Эта часть леса не была такой белой, как березовая роща, но в ней было очень светло и как-то радостно. Солнечные лучики достигали здесь самой земли.
— Ого, у этих деревьев даже верхушек не видать! — сказал бельчонок.
— Да, — сказала мама-белка, — в сосновом в бору все деревья высокие и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил, как бы наперегонки, тянутся вверх — к солнцу и свету.
Рассмотрел бельчонок сосновую иголочку (мы помним, что она называется хвоинкой), а она совсем не похожа на еловую.
— А вы, ребята, знаете отличие ели от сосны?
— Ухты, — удивился бельчонок, — какая длинная иголочка!..
Тут сверху упала шишка. Бельчонок быстро перемахнул к ней и опять удивился. Шишка сосны была намного меньше, чем еловая, и немного другой формы.
— Найдите на наборочном полотне картинку с шишками сосны и ели. Чем они отличаются? Запомнили? (Ответы детей.)
— А кто знает загадки о сосне и о елочке?
Зимой и летом — одним цветом. (Ель, сосна)
— Объясните бельчонку, почему ель и сосна зимой зеленые?
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять — и встретим.
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год –
Ребята будут рады.
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды. (Елки)
Это дерево не елка,
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол.
Сверху крона — как шатер. (Сосна)
— Вы помните, ребята, игру «У медведя во бору...»? Так вот, сосновый лес называется бором. Запомнили?
А бельчонок с белкой-мамой, немного полакомившись семенами сосновой шишки, поспешили к могучим лесным богатырям.
— Догадались, о каком дереве теперь узнает бельчонок? (Ответы детей.)
Игра «Снежный ком»
— Да, правильно: великаном-богатырем русских лесов считается дуб. Выберите из картинок ту, на которой изображен дуб, и опишите это дерево. Каждый по очереди добавляет словечко. (Дуб — высокий, большой, ветвистый; ствол — толстый, коричневый; ветки — большие, могучие; листья — ...)
Продолжение беседы
— А что еще увидел бельчонок на ветках дуба среди листьев? Бельчонок был очень удивлен, что на таком большом, могучем дереве растет такой маленький плод.
— Это желудь, — сказана мама-белка. — Его тоже можно есть белкам, но больше всего любят желуди лесные свиньи — кабаны.
— Дубовый лес иногда называют дубовой рощей, но чаще — вот таким красивым словом: «дубрава». Нравятся вам оно? Запомнили? И бельчонок тоже запомнил.
Теперь с мамой-белкой они опять направились в сторону большого дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути бельчонку встречались разные деревья. Большие и маленькие, они были как будто и похожи друг на друга, и вроде бы нет. То ствол посветлее, то листья покрупнее. Дома белочка-мать сказала, что лес, где много разных деревьев, называется смешанным.
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья —
Тут вес деревья от «А» и до «Я».
(А. Кочергина)
— Давайте, ребята, покажем бельчонку листики деревьев, которые встречаются в наших смешанных лесах, и назовем деревья.
(Дети выходят с картинками листиков и читают стихотворение о том дереве, которому принадлежит листочек.)
Липа зацвела в июле,
Соком сахарным полна.
Принести нектар тот в улей
Собирается пчела.
Бубенцом звенит веселым
Желтый липовый цветок,
Из него шмели и пчелы
Пьют душистый сладкий сок.
Кружит листья листопад,
Листья по ветру летят,
Яркие, резные
Листья золотые.
А у клена разные,
Самые прекрасные.
Яркой осени приветы —
Клена пышные букеты.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки —
Надо погреться
Бедной осинке.
С неба снег слетает
И тихонько кружится.
Этот снег не тает
В теплых майских лужицах.
В городе старинном
Все белым-бело!
Вьюгой тополиной
Город замело.
Осень в наш лес придет,
С деревьев листва упадет,
Злые начнутся морозы...
А на рябине — из бусинок розы!
Ягоды яркие алы,
Светятся, точно кораллы.
— Бельчонок познакомился с плодами деревьев. Зачем они нужны?
— Посмотрите на картинку плодов и семян разных деревьев и ответьте, чьи это детки? Какие деревья и кусты вырастают из этих плодов?
Итог занятия :
— Что такое лес для нас и для бельчонка? (Ответы детей.)
Ель, сосна, березы, клены...
Это лес, наш друг зеленый!
Он шумит, он поет,
В тень прохладную зовет.
А для бельчонка и его мамы лес — это дом, где они живут, питаются, встречают много друзей и немало врагов. Для бельчонка лес — то же, что для вас жилище, где вы живете вместе со своей семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»
В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему«Лето»
Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, с...
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»...