Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему "Что такое лес, или Путешествие маленького бельчонка".
материал (средняя группа) на тему

Сайгина Татьяна Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста

 на тему

«Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка»

                                                         Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                                  I кв. категории

                                                                                                  Сайгина Т.Н.

Саранск, 2017


Цели: знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

Ход беседы.

Беседа-сказка.

— Однажды маленький бельчонок услышал от соседки-белки слово «лес».

— Мама, — обратился он к маме-белке, — а что такое лес?

— Лес — это деревья, — - сказана мама, — березы, дубы, липы, ели, орешник, сосны.

— А что такое березы? — не унимайся бельчонок. — А что такое дубы? А что значит орешник?

— Я вижу, — сказала мама, — вырос ты. Пора и тебе знакомится с лесом. Приготовься к большому прыжку. Мы поскачем вот на ту полянку.

Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не появился большой участок леса. Да такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать:

—— Ах! — так красиво было кругом.

Перед ним стояли белые березки. Такие же нарядные, как на нашей картинке.

— Расскажите, ребята, какое же дерево увидел бельчонок? Как оно выглядит? (Дети рассказывают.)

А теперь Катя прочитает нам и бельчонку стихотворение о березке. (Девочка читает стихотворение А.Прокофьева.)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

— Лес, в котором растут только березки, — продолжала белочка- мама, — называется березняк. Запомнил?

— Да, — ответил бельчонок, — запомнил. Березняк.

— А вы, дети, запомнили, как называется березовый лес?

— А теперь поскачем туда, к ельнику, — сказала бельчонку мама. И два пушистых хвостика, один побольше, другой поменьше, замелькали сначала в листве белых березок, а затем и среди веток и сучьев других, пока незнакомых бельчонку деревьев. Они удалялись от белоствольной березовой рощицы и приближались к густому, наполненному полумраком ельнику.

— Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в ельнике? А почему ельник такой темный? (Ответы детей.)

— Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.

— Что бельчонок увидел на ветках елей вместо листочков, которые уже видел на березе? (Ответы детей.)

Да, вместо клейких листочков бельчонок увидел на ветках ели иголочки. И шишки. Пахучие, смолистые. Их семема так понравились маленькому бельчонку, что он не мог оторваться и лакомился, лакомился, пока мама не сказала:

— Ну хватит, обжорка, с переполненным брюшком трудно скакать по лесу, а я хочу тебе показать еще сосны и дубы...

В сосновом лесу мама-белка, а с ней бельчонок спустились на землю, мягкую, усыпанную хвоей (так называются иголочки ели и сосны). Эта часть леса не была такой белой, как березовая роща, но в ней было очень светло и как-то радостно. Солнечные лучики достигали здесь самой земли.

— Ого, у этих деревьев даже верхушек не видать! — сказал бельчонок.

— Да, — сказала мама-белка, — в сосновом в бору все деревья высокие и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил, как бы наперегонки, тянутся вверх — к солнцу и свету.

Рассмотрел бельчонок сосновую иголочку (мы помним, что она называется хвоинкой), а она совсем не похожа на еловую.

— А вы, ребята, знаете отличие ели от сосны?

— Ухты, — удивился бельчонок, — какая длинная иголочка!..

Тут сверху упала шишка. Бельчонок быстро перемахнул к ней и опять удивился. Шишка сосны была намного меньше, чем еловая, и немного другой формы.

— Найдите на наборочном полотне картинку с шишками сосны и ели. Чем они отличаются? Запомнили? (Ответы детей.)

— А кто знает загадки о сосне и о елочке?

Зимой и летом — одним цветом. (Ель, сосна)

— Объясните бельчонку, почему ель и сосна зимой зеленые?

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять — и встретим.

Стоит, колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год –

Ребята будут рады.

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды. (Елки)

Это дерево не елка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол.

Сверху крона — как шатер. (Сосна)

— Вы помните, ребята, игру «У медведя во бору...»? Так вот, сосновый лес называется бором. Запомнили?

А бельчонок с белкой-мамой, немного полакомившись семенами сосновой шишки, поспешили к могучим лесным богатырям.

— Догадались, о каком дереве теперь узнает бельчонок? (Ответы детей.)

Игра «Снежный ком»

— Да, правильно: великаном-богатырем русских лесов считается дуб. Выберите из картинок ту, на которой изображен дуб, и опишите это дерево. Каждый по очереди добавляет словечко. (Дуб — высокий, большой, ветвистый; ствол — толстый, коричневый; ветки — большие, могучие; листья — ...)

Продолжение беседы

— А что еще увидел бельчонок на ветках дуба среди листьев? Бельчонок был очень удивлен, что на таком большом, могучем дереве растет такой маленький плод.

— Это желудь, — сказана мама-белка. — Его тоже можно есть белкам, но больше всего любят желуди лесные свиньи — кабаны.

— Дубовый лес иногда называют дубовой рощей, но чаще — вот таким красивым словом: «дубрава». Нравятся вам оно? Запомнили? И бельчонок тоже запомнил.

Теперь с мамой-белкой они опять направились в сторону большого дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути бельчонку встречались разные деревья. Большие и маленькие, они были как будто и похожи друг на друга, и вроде бы нет. То ствол посветлее, то листья покрупнее. Дома белочка-мать сказала, что лес, где много разных деревьев, называется смешанным.

Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовется, друзья —

Тут вес деревья от «А» и до «Я».

(А. Кочергина)

— Давайте, ребята, покажем бельчонку листики деревьев, которые встречаются в наших смешанных лесах, и назовем деревья.

(Дети выходят с картинками листиков и читают стихотворение о том дереве, которому принадлежит листочек.)

Липа зацвела в июле,

Соком сахарным полна.

Принести нектар тот в улей

Собирается пчела.

Бубенцом звенит веселым

Желтый липовый цветок,

Из него шмели и пчелы

Пьют душистый сладкий сок.

Кружит листья листопад,

Листья по ветру летят,

Яркие, резные

Листья золотые.

А у клена разные,

Самые прекрасные.

Яркой осени приветы —

Клена пышные букеты.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару...

Дайте осинке

Пальто и ботинки —

Надо погреться

Бедной осинке.

С неба снег слетает

И тихонько кружится.

Этот снег не тает

В теплых майских лужицах.

В городе старинном

Все белым-бело!

Вьюгой тополиной

Город замело.

Осень в наш лес придет,

С деревьев листва упадет,

Злые начнутся морозы...

А на рябине — из бусинок розы!

Ягоды яркие алы,

Светятся, точно кораллы.

— Бельчонок познакомился с плодами деревьев. Зачем они нужны?

— Посмотрите на картинку плодов и семян разных деревьев и ответьте, чьи это детки? Какие деревья и кусты вырастают из этих плодов?

Итог занятия :

— Что такое лес для нас и для бельчонка? (Ответы детей.)

Ель, сосна, березы, клены...

Это лес, наш друг зеленый!

Он шумит, он поет,

В тень прохладную зовет.

А для бельчонка и его мамы лес — это дом, где они живут, питаются, встречают много друзей и немало врагов. Для бельчонка лес — то же, что для вас жилище, где вы живете вместе со своей семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему«Лето»

Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, с...

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»...