Педагогическая концепция «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Медведева Таисия Ивановна

Педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методический центр

Педагогическая концепция

воспитателя МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»  

Медведевой Таисии Ивановны

«Воспитание толерантности у детей

дошкольного возраста»

Рассказово


Каждому человеку, живущему на нашей планете особенно дороги и близки такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, дружба, семья, работа и, конечно, мир. К сожалению мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее, жестче и жестокими становятся порой не только взрослые, но и дети. Вот почему в последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Поэтому нормой каждого человека - взрослого и ребенка - должна стать толерантность.

Не случайно, мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали, а 16 ноября объявлен Международным днем толерантности.

Правительством России принималась Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». По словам А.Г.Асмолова, доктора психологических наук, данная программа стала первой отечественной «гуманитарной пятилеткой».

Что же такое толерантность? На этот счет имеются различные определения в философии, педагогике, психологии, социологии и других науках. Но, в конечном итоге, они сводятся к следующему. Толерантность -это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.  Если говорить конкретно о педагогической толерантности, то ей дается следующее определение. Педагогическая толерантность - это терпимость к собственным детям, обучающимся, воспитанникам, умение понять и простить их несовершенство. Это понятие, безусловно, имеет прямое отношение ко всем педагогам, работающим в разных типах и видах образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Мое обращение к проблеме толерантности связано с тем, что наш детский сад посещают дети из различных социальных слоев населения, с разными темпераментами, состоянием здоровья, уровнем развития. По результатам исследований ученых-практиков установлено, что у дошкольников чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще близким людям, а к остальным - в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого. По моим наблюдениям распространенным явлением в группах детей дошкольного возраста становится то, что кого-то ребята порой не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят ссоры, а у некоторых из них появляются признаки агрессии. Для устранения этих негативных явлений необходимо, чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысл своих переживаний, то есть не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду. Ни для кого не секрет, насколько важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, переживания. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, непротивление отрицательным воздействиям, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Считаю, что, воспитание толерантного поведения дошкольников предполагает формирование умение понимать другого, творить добро, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений, разрешать конфликты путем оценки ситуации и поиске этического выхода из нее. Поэтому моим твердым убеждением стало, что толерантность нужно не просто формировать, ее необходимо воспитывать с первых лет жизни ребенка. Работая над данной концепцией, я опиралась на взгляды известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, Д.А.Леонтьева, B.C.Мухиной, А.В.Арушановой, И.В.Смолярчук и других. Кроме этого, при разработке данной концепции были использованы следующие принципы:

  1. Принцип природосообразности воспитания.
  2. Принцип психологической комфортности.
  3. Принцип доверительного сотрудничества.
  4. Принцип ненасилия в воспитании.
  5. Принцип культурно-деятельностный.

Цель моей педагогической концепции:

формирование навыков толерантных отношений у дошкольников. В качестве задач мною были определены:

  1.  Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2.  Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3.  Расширение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой.

4.   Воспитание активной жизненной позиции ребенка.

Для решения задач были выбраны такие концептуальные идеи:

• обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания;

• формулирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия, как личность, семья, гражданственность ,общество;

•        развитие понятия «толерантность» как средства человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.

Помимо этих концептуальных идей мною использовалась идея, сформулированная К.Д.Ушинским о том, что педагогическое взаимодействие в целях эффективности должно ориентироваться на стратегию «от ребенка».

В связи с этим были определены следующие пути реализации концепции:

1.        Установление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Личностно-ориентированное  взаимодействие  с  детьми  требует  от воспитателя не только доброты, любви, внимания, уважения к каждому ребенку, но и знания их возрастных и индивидуальных особенностей, умения корректно отмечать их недостатки и достоинства, налаживать их взаимоотношения и многое другое. Именно такая форма взаимодействия поможет детям чувствовать себя эмоционально комфортно, даст им возможность проявлять инициативу в общении с воспитателем, делить с ним чувство радости и огорчения.

2.        Формирование уважительного отношения к другим людям.

Формируя уважительное отношение к другим людям, воспитатель помогает ребенку приобрести социальную ориентацию на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние. Кроме этого в процессе общения со взрослыми, сверстниками у ребенка появится чувство значимости другого, переживания приобретут личностную окрашенность, а на основе сопереживания будут рождаться сочувствие и сорадость.

3.        Развитие положительного отношения ребенка к самому себе.

Для развития положительного отношения ребенка к самому себе воспитателю необходимо постоянно помогать ему открывать свое «я», выделять себя из окружающего мира. Только в этом случае у ребенка будет возникать интерес к своей жизни, жизни близких и других людей, появится стремление действовать «как все». Это, безусловно, явится залогом формирования начала самосознания личности.

Для успешной реализации цели, задач, идей концепции необходимо использовать различные средства:

• создание атмосферы добра и взаимопонимания у детей;

• организация предметно-развивающей среды, не провоцирующих на отрицательные действия;

• использование различных видов деятельности для всестороннего развития ребенка;

• культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

• использование художественной литературы, фольклора и искусства стран мира;

• использование отдельных заповедей православной религии для воспитания в детях добра и милосердия;

• организация детских праздников - богатейшего материала для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям ;

•взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки индивидуальных программ помощи каждому ребенку;

Результативность реализации данной концепции мне бы хотелось представить в виде «дерева толерантности», используемого мною в практической деятельности. Уверена, что только планомерная и' целенаправленная работа по воспитанию толерантности у детей поможет им уже в дошкольном возрасте усвоить многое:

осознать

  • свои потребности (физические, духовных);
  • свои личностные возможности;
  • свои достоинства и недостатки;
  • свои права и обязанности перед собой и другими людьми;

уметь

  • проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
  • давать оценку своим ступкам и поступкам других;
  • делать свой выбор и принимать решения;
  • прислушиваться к мнению других;
  • решать возникающие проблемы мирно, без конфликтов;
  • понимать значимость и ценность жизни каждого человека;
  • проявлять интерес к жизни других людей.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что к концу дошкольного возраста каждый ребенок научится относиться к отличному от него человеку без внутреннего протеста, принимать его таким, какой он есть, он будет способен к сопереживанию и стремлению к взаимопониманию, сможет успешно взаимодействовать во взрослом и детском коллективах, противостоять нетолерантным отношениям, быть социально адаптированным в окружающем мире. Все это станет основой его толерантного поведения и сознания. Прогнозируя дальнейшие результаты работы в рамках предложенной концепции, необходимо учитывать социокультурный компонент нашего общества. Убеждена, что, благодаря реализации подобных концепций, произойдет переосмысление ценностей в воспитании толерантности у дошкольников. А это, в свою очередь, окажет значительное влияние на формирование духовности, нравственности, добролюбия, основ гражданственности, патриотизма, являющихся важными направлениями нашей работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Семинар для родителей «Воспитание толерантности в дошкольном возрасте».

Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все больш...

Воспитание толерантности в дошкольном возрасте

Эта статья - по материалам темы, собранным за некоторое продолжитиельное время работы по толерантности в дошкольном возрасте....

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников,  приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....

Проблема воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

Россия издавна является многонациональной страной, каждый из народов самобытен, имеет богатую историю и свои традиции. Важно принять признанную во всем мире систему ценностей, в основе которой лежат т...