Взаимосвязь русского народного творчества и физического воспитания на фольклорном материале.
статья (старшая группа) на тему

Назаренко Вера Егоровна

Роль фольклора в жизни ребенка. Примеры и взаимосвязь творческого и физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_rabota.docx150.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛЗИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №48

Тема: Взаимосвязь русского народного творчества и физического воспитания на фольклорном  материале.

Составил: музыкальный руководитель

Назаренко Вера Егоровна

Ногинск 2017

В жизни детей дошкольного возраста фольклор играет значимую роль. Он оказывает влияние на становление духовного и физического здоровья. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, что немало важно для физического развития ребенка. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Мы как педагоги должны сделать их достоянием наших детей. Игры – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
Например: игра «Солнышко» на текст русской народной заклички.
Дети идут по кругу, держась за руки и исполняют закличку .Солнышко стоит внутри круга. По окончании заклички дети разбегаются, а Солнышко пытается их «запятнать»
Дети
Гори солнце ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Так как работа всего коллектива направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращались к устному народному творчеству.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос.
Пример: дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т.д.
В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения.
Сказка называется «Жихарка»
Драматизация сказки с участием детей из старшей группы.
Особая роль в системе работы детского сада отводится народно – прикладному искусству. Приобщение детей к творчеству идет через знакомство с русским фольклором. В русской избе дети знакомились со старинными предметами: деревянные ложки, тарелки, вазы, кружки. Рассматривали затейливый узор на них.
Большую радость приносили детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрешки. Проводилиcь с детьми любимые дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Проведено занятие – развлечение с детьми младшей и средней групп, которое называется «Матрешка»
В жизни детей игры занимают видное место. В играх, хороводах, песнях нередко передается содержание драматической жизни народа. Отличительная черта большинства русских игр – это проявление любви ребенка к веселью и движениям, к удальству. Игра, разнообразные физические упражнения способствуют не только развитию телесных сил, укреплению здоровья человека, но и совершенствованию его умственных способностей. В играх с предметами ребенок берет их в руки, рассматривает, осязает, исследует с разных сторон. Развивается координация движения глаз – для смотрения, ног – для ходьбы. Игры способствуют «развитию и укреплению чувства самосознания». А также игра служит ребенку для упражнений в процессе воспроизведения впечатлений. Игры ребенка – это школа мышления, творчества, фантазии. Кроме развития мышления ребенок в процессе игры решает конкретные задания; изучает предметы, их физические свойства (тяжелый, мягкий, круглый, квадратный и т.д.), движение, величину, расстояние между различными предметами, а также силу и координацию собственных движений( бег, прыжки, метание), получая тем самым первичные представления об окружающем мире.
В процессе игр мы замечаем интерес к познанию, творчеству, а не быть обособленными от  окружающего мира. Дети, которые хорошо и дельно играют, будут хорошо и дельно учиться в сфере своих дарований и способностей.
Игры стимулируют формирование пространственного мышления, внимания, воображения, быстроты реакции и эмоциональной выразительности, воспитывают любовь к родине и к традициям русского народа.
Воспитанникам нашего детского сада ,имеющим нарушения речи, гораздо легче пропеть текст, чем четко его произнести.
Народные игры, скороговорки, загадки и заклички разучивались с детьми постепенно, в течение осени и зимы. В итоге весной получился замечательный праздник  русских игр, потешек и забав. Детям было очень весело.
Немало важную роль для физического здоровья ребенка имеют пальчиковые игры. Они развивают координацию движений пальцев рук ,мелкую моторику.
Пример:Солнышко и дети (хором).
Я уж ясно – солнышко(дети плавно поднимают руки вверх)
Припекло, припекло
(выполняют плавные взмахи прямыми руками перед собой)
И повсюду золото
Разлило, разлило
(опускают руки вниз и шевелят пальчиками).
Ручейки на улице
Все журчат, все журчат!
(Качают опущенными руками вправо и влево.)
Журавли курлыкают
(Пальчики обеих рук сложены «клювиками» - журавлики кивают)
И летят, и летят…
(выполняют махи перекрещенными ладонями.)
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске
(обе ладони складывают в «бутончик», который постепенно раскрывается).
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке
(дети надевают воображаемые венки на голову).
Ой солнышко – батюшка,
Угоди, угоди
(поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками).
А землица – матушка,
Уроди, уроди.
(наклоняются корпусом вниз, как бы поглаживая землю).


Игры, пословицы, потешки, поговорки, и т.д.бережно хранятся, передаются из поколения в поколение. Русское народное творчество помогает воспринимать окружающий мир и сохранять здоровье детей. Фольклорный материал – это богатство русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро...

Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» .

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок ...

Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.

О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Консультация для педагогов "Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей"

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования....

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...