Сообщение из опыта работы "Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях"
статья (средняя группа) на тему
Опыт обобщался на заседании педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnaya_diagnostika_napravlennaya_na_vyyavlenie_znaniy_detey_o_professiyah.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы: «Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях»
В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональной работе воспитателя она выполняет две главные функции:
1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.
На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых ставятся следующие задачи:
1) Дать детям знания о:
- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на транспорте, в учреждении, в сфере образования и медицины ;
- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;
- знания детьми основных трудовых процессов;
- бережное отношение к результатам труда взрослых.
2) Углублять представления о том, где работают родители.
3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
В соответствии с задачами образовательной области «социально- коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению. Основные разделы диагностики:
1. Лексический словарь
2. Знание детьми профессий родителей.
3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.
4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы.
5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
6. Собственное отношение к трудовому процессу.
Методы диагностики:
- игра,
- беседа,
- метод непосредственного наблюдения.
Методика проведения диагностики
1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял?) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.
2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение их труда : Кем работает мама?, Кем работает папа?, Что делает мама (папа) на работе?, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы?, Какой результат их труда? Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает? 3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее: - у 60 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,
- у 70 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии",
- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т.д.)
Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с профессиями.
На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.
Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную и т.д.
Использовались следующие формы работы с детьми:
- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",
- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,
- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",
- экскурсия на почту (с родителями), знакомство с профессией почтальона
- наблюдения за работой людей разных профессий: шофер (на участке детского сада),помощник воспитателя, воспитатель (в группе), доктор (врач) –с родителями в поликлинике, медсестра(экскурсия в мед.кабинет),дворник (на территории детского сада), слесарь (ремонт сантехники в детском саду), посещение детьми рабочего места родителей (по возможности): магазин (продавец, кассир), группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя), столовая (повар) и т.д.,
- сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т.д.,
- дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т.д.,
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи"
- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",
- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями",
- беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности" (приглашение стоматолога в группу).
В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду. - у 60 % детей средний и у 40 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,
- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии),
- 80% детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда.
Таким образом, отбор содержания образования на основе педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Эстетическое воспитание детей....
Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...
Диагностика знаний детей о профессиях
Контрольный срез уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессияхУровень развития представлений о труде взрослых и процессе его организации...
Сообщение из опыта работы "Игры направленные на развитие общения между детьми".
Цель: Сближение детей,организация их совместной деятельности, поддержка положительных взаимоотношений....
Итоговое занятие с целью выявления знаний детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП.
Занятие направленно на выявление знаний детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП....