Сообщение из опыта работы "Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях"
статья (средняя группа) на тему
Опыт обобщался на заседании педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnaya_diagnostika_napravlennaya_na_vyyavlenie_znaniy_detey_o_professiyah.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы: «Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях»
В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональной работе воспитателя она выполняет две главные функции:
1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.
На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых ставятся следующие задачи:
1) Дать детям знания о:
- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на транспорте, в учреждении, в сфере образования и медицины ;
- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;
- знания детьми основных трудовых процессов;
- бережное отношение к результатам труда взрослых.
2) Углублять представления о том, где работают родители.
3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
В соответствии с задачами образовательной области «социально- коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению. Основные разделы диагностики:
1. Лексический словарь
2. Знание детьми профессий родителей.
3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.
4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы.
5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
6. Собственное отношение к трудовому процессу.
Методы диагностики:
- игра,
- беседа,
- метод непосредственного наблюдения.
Методика проведения диагностики
1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял?) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.
2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение их труда : Кем работает мама?, Кем работает папа?, Что делает мама (папа) на работе?, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы?, Какой результат их труда? Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает? 3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее: - у 60 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,
- у 70 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии",
- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т.д.)
Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с профессиями.
На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.
Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную и т.д.
Использовались следующие формы работы с детьми:
- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",
- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,
- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",
- экскурсия на почту (с родителями), знакомство с профессией почтальона
- наблюдения за работой людей разных профессий: шофер (на участке детского сада),помощник воспитателя, воспитатель (в группе), доктор (врач) –с родителями в поликлинике, медсестра(экскурсия в мед.кабинет),дворник (на территории детского сада), слесарь (ремонт сантехники в детском саду), посещение детьми рабочего места родителей (по возможности): магазин (продавец, кассир), группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя), столовая (повар) и т.д.,
- сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т.д.,
- дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т.д.,
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи"
- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",
- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями",
- беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности" (приглашение стоматолога в группу).
В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду. - у 60 % детей средний и у 40 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,
- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии),
- 80% детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда.
Таким образом, отбор содержания образования на основе педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Эстетическое воспитание детей....
Диагностика знаний детей о профессиях
Контрольный срез уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессияхУровень развития представлений о труде взрослых и процессе его организации...
Сообщение из опыта работы "Игры направленные на развитие общения между детьми".
Цель: Сближение детей,организация их совместной деятельности, поддержка положительных взаимоотношений....
Итоговое занятие с целью выявления знаний детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП.
Занятие направленно на выявление знаний детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП....
Консультация для воспитателей «Диагностические методики, направленные на выявление знаний у дошкольников о здоровье»
Цель консультации: познакомить воспитателей с методиками диагностики знаний дошкольников о здоровье и объяснить, как они могут быть использованы для оценки уровня осведомлённости детей в этой области....