Отчёт совместной деятельности воспитателя с детьми «КАЛЕЙДОСКОП» в средней разновозрастной группе
материал (средняя группа) на тему
Материал для воспитателей работающих с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_kruzhku._16-17_god.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
Отчёт
совместной деятельности
воспитателя с детьми
«КАЛЕЙДОСКОП»
в средней разновозрастной группе
за 2016-2017 уч. год
Воспитатель:
Развозжаева Е. Н.
п. Тургеневский
2017г
Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.
Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.
Наблюдая за действиями детей своей группы в процессе дидактических игр
обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка. Не могут сравнить величину предметов, определить цвет.
Проведя диагностику в начале учебного года, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» программы «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой были получены следующие результаты: лишь у 12% детей- высокий уровень, у 45% - средний и у 43% - низкий. (Приложение 1)
Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей. В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации системы работы, направленной на повышение сенсорной культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Неотъемлемой частью этой работы является кружковая деятельность. Поэтому я решила организовать работу кружка по сенсорному воспитанию «Калейдоскоп». Для этого разработала программу кружка. Определила цель, задачи и методы, формы и принципы реализации данной программы. Также был определён предполагаемый результат выполнения программы.
Организационно-методическая деятельность по реализации совместной деятельности воспитателя с детьми «Калейдоскоп»
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для совместной деятельности воспитателя с детьми.
Объекты программы
- Дети 3-5 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 31 занятия по 10 – 15 минут каждое. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Цель программы:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи обучения:
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Учить детей группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с тремя геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Дети умеют сравнивать два предмета по величине (большой- маленький)
- Дети умеют находить предметы в окружающей обстановке.
Основные направления в работе:
- Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
Для решения этих задач были проведены следующие игры и упражнения: «Радуга» (рисование), «Радуга - дуга» (лепка), «Волшебный цветок», «Полянка», «Волшебное молоко», «Самый внимательный».
- Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Происходит знакомство с шаром- кругом, кубом- квадратом, конусом- треугольником.
Для решения этих задач были проведены следующие игры и упражнения : «Круг, квадрат, треугольник», «Прямоугольник», «Геометрические фигуры», «Подбери фигуру», «Заштопай штанишки».
- Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипуляционная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
Для решения этих задач проводились следующие игры: «Большой – маленький», «Оденем куклу красиво», «В гости к трём медведям», «Кому, какой дом», «Башня».
- Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Для решения этих задач проводились следующие игры: «Части суток», «Спрячем и найдём», «Слева – справа», «Как звери выбирали себе место», «Кто скажет правильно».
Исходя из проведённой работы кружка, все задачи были выполнены, предполагаемый результат достигнут. Были получены следующие результаты проведённой итоговой диагностики:
сформированы знания у 8 детей, что составило – 66%, частично сформированы знания у 3 детей, что составило 26%. Не сформированы знания у 1 ребёнка, что составило 8%.
Таким образом, я считаю, что работа моего кружка дала положительные результаты. Все задачи были выполнены успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми в старшей разновозрастной группе посвященный Дню Победы.
Рассказать детям о Дне Победы, развивать чувство любви к Родине, гордости за нее. Формировать устойчивый интерес к истории нашего народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» (ОТ 4 ДО 7ЛЕТ)
Рабочая программа...
Рекомендации педагога-психолога воспитателям по работе с детьми ОВЗ в разновозрастных группах.
Рекомендации воспитателям по сопровождению дошкольников с ОВЗ....
Мастер-класс «Масленица» из бумаги с детьми дошкольного возраста (разновозрастная группа 4-6 лет)
Данный материал дает возможность расширять представления детей о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей разновозрастной группе на тему «Загадочный воздух и его свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229474","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей разновозрастной группе на тему «Такие разные камешки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229723","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
НОД с детьми в старшей разновозрастной группе "Русский быт"
формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей...