Инновационный психолого-педагогический проект «Научите нас играть!»
проект по теме

Грицына Ирина Сергеевна

Проект "Научите нас играть!" направлен на создание условий для совместной деятельности детей и родителей по средством изготовления вольдорфских игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»

 

Инновационный психолого-педагогический проект


«Научите нас играть!»

SAM_0012.JPG

Авторы проекта: педагог – психолог Грицына И.С.

                            воспитатель Ставцева Е.И.

г. Красноярск, 2016г.

                                       

Вид проекта: практико - ориентированный

Продолжительность проекта: 2 года

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, их родители, педагоги.

Актуальность

Отношения между людьми становятся более примитивными, и упрощенными. Люди общаются между собой, большей частью, по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками, родителями и педагогами. В современном мире происходит подмена: общение с нашими детьми заменяется материальным, яркими  игрушками, телевизором, компьютером.

Кризис цивилизации, бездумное отношение к природе, отсутствие моральных ценностей в обществе. Вся надежда на думающих родителей и педагогов, которые готовы сотрудничать и помогать друг другу, заниматься воспитанием своих детей через самовоспитание, закладывая в детях такие ценности как благодарность, любовь, чувство долга, заботливое отношение к природе, честность, доброжелательность, чувство прекрасного.

Проблема 

Мы, педагоги, наблюдая за детьми каждый день, увидели и прочувствовали,  очень много серьезных проблем: это минимальное количество природного материала в группе, неумение детей играть, соблюдать правила игры, которые часто приводят к конфликтным ситуациям между сверстниками. Было замечено, что многие дети в группе берут роли агрессивных героев-монстров, роботов, и все это отголоски компьютерных игр и телевидения. Известно, что через отношения сказочных героев формируется модели поведения, отношения к людям и жизненным ситуациям.  Пытаясь собрать всех детей для проведения ролевой игры, было достаточно тяжело удержать их всех вместе на короткий промежуток времени, и как только взрослый  выходил из игры, азарт пропадал тут же, игра заканчивалась.

 Решение проблемы

Проанализировав всю ситуацию, мы начали искать новые методы взаимодействия с детьми, а именно чтение русских народных  сказок и проигрывание всего сюжета, рисование персонажей, лепка и работа с природным материалом. Уделили  больше внимание   работе с природным материалом, так как дети, по нашему мнению, в современной среде наполненной информационными технологиями чувствуют настоящий сенсорный «голод», не имея возможности погрузиться в природу и получить спектр природных ощущений.

Использование новых методов дало быстрый результат, гораздо легче стало работать с детьми, был установлен особый контакт. Хотелось бы создать особенную атмосферу не только в детском саду, но и дома  для гармоничного развития личности ребенка.  Для этого необходимо привлечение родителей. Возникла мысль создать проект совместно с детьми и родителями «Научите нас играть!», целью которого было гармоничное воспитание личности ребенка в семье.

    Цель проекта: создание условий для совместной деятельности детей и родителей.

Задачи проекта:

  • Создать условия для укрепления сотрудничества между учреждением и семьей.
  • Познакомить с    Вольдорфской системой воспитания и вольдорфскими   игрушками.
  • Способствовать укреплению отношений между родителями и детьми.
  • Способствовать положительному эмоциональному развитию и социализации ребенка.
  • Формировать навыки общения с другими детьми и взрослыми.

В основу проекта  были взяты элементы Вольдорфской системы воспитания,  которую разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер. Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть,  на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Суть Вальдорфской системы заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности.  

Идеи этой системы показались нам  интересными, поэтому мы решили использовать для достижения поставленной нами цели вольдорфские  игрушки. Эти игрушки делаются только из натуральных и природных материалов. Все эти материалы легко перенимают тепло и энергетику взрослого человека, сделавшего эту игрушку, а затем передаются через игру и малышу. Вальдорфские игрушки позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты.

 На наших занятиях мы проживаем ритм года через совместное изготовление игрушек    ребенком и взрослым.    Традиционный годовой круг природных эпох и праздников способствует глубокому переживанию изменений в природе, каждая эпоха длится примерно месяц. На каждой эпохе дети вместе с родителями изготавливают игрушки.

Ожидаемые результаты:

  • Создать условия для укрепления сотрудничества между учреждением и семьей.  
  • Познакомить родителей с    вольдорфской системой воспитания и вольдорфскими   игрушками.
  • Укрепить отношение между родителями и детьми, а также способствовать положительному эмоциональному развитию и социализации ребенка.

Этапы проекта

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

Педагоги ДОУ

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

Родители и педагоги ДОУ

Основной этап  

Проведение тематических бесед, консультаций с родителями по теме проекта и реализации задач. Проведение совместных занятий в виде мастер – классов для родителей и детей по изготовлению вольдорфских игрушек.

Проведение конкурсов в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги, родители и воспитанники ДОУ

Заключительный этап

Фотосессия.

Интервьюирование родителей.

Выставки творческих работ.

Участие в творческих конкурсах.

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители и воспитанники ДОУ

Тематическое планирование

совместных занятий в виде мастер - классов

Тема

Участники

Сроки реализации

1

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.

Изготовление осенних фей из шерсти и природных материалов.

Педагоги, дети, родители

сентябрь

2

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ: углубление представления об осенней природе и повадках лесных жителей.

Изготовление овощей (дары осени), куклы пеленашки, животных.

Педагоги, дети, родители

октябрь

3

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ развитие в детях чувства сострадания, заботы, сопереживания. Переживание радости от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми.

Шитье гномиков.

Педагоги, дети, родители

ноябрь

4

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ: обретение внутреннего покоя и развитие внимания к окружающему миру.

Изготовление елочки, ангелочков из шерсти.

Педагоги, дети, родители

декабрь

5

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ Переживание красоты собственной души через добрые дела.

Изготовление куклы   дрёмы и кукол для кукольного домика, овечки.

Педагоги, дети, родители

январь

6

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Знакомство с традициями при подготовке к Масленице, стремление к цельности, единству, гармонии.
2. Ощущение радости и веселья.

Изготовление масленички – чучелки из мочала.

Педагоги, дети, родители

февраль

7

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям заметить пробуждение природы, тепло солнечных лучей, прилёт птиц, долготу светового дня.
2. Вызвать желание дарить радость своим близким людям.

Изготовление игрушек – птичек, ручеек из шерсти.

Педагоги, дети, родители

март

8

ПАСХАЛЬНАЯ ЭПОХА НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям прочувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца.
2. Переживание тайны появления новой жизни.

Игрушка пасхальный заяц, валяние гнездышка и яиц из шерсти.

Педагоги, дети, родители

апрель

9

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
Проявление ребёнком творческой активности в окружающем мире.

Изготовление бабочек, божьих коровок, цветы.

Педагоги, дети, родители

май

Результат проекта:

  • Нами были созданы  условия для укрепления сотрудничества между учреждением и семьей.  
  • Мы познакомили родителей с    Вольдорфской системой воспитания и вольдорфскими   игрушками.
  • По итогам анкетирования родители отметили, что совместные  занятия способствуют укреплению отношений между родителями и детьми, а также  положительному эмоциональному развитию и  социализации ребенка.
  • Детям стало легче общаться  с другими детьми и взрослыми.

         

             Использованная литература

  1. Патцлафф Р., Кальдер Т. и др. Лейтмотивы вальдорфской педагогики. От трех до девяти лет. Изд- во «НАИРИ», 2008.- 20-46 с.
  2. Симонис В.К.  Ребенок до семи лет. - С-Пб., 2002.
  3. Макарова Е.Г.  Освободите слона ООО «Издательский дом  Т.1. «Самокат» - 2011.- 20, 95,171,174 с.
  4. http://mama.neolove.ru/early childhood education/system waldorf/valdorfskaja sistema.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

Инновационный проект/ Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга «Шаг на встречу»

Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей. Главная причина трудностей в работе п...

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании...

Инновационный психолого-педагогический проект "Ключи от Королевства Общения" для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемый проект ориентирован на комплексный подход к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в условиях игры, когда общий результат включает в себя не только количественные, ...