Инновационный проект/ Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга «Шаг на встречу»
проект на тему
Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей.
Главная причина трудностей в работе педагога ДОУ лежит в области психологии межличностного общения.
Педагог в детском саду должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. Пытаться понять чувства отца и матери воспитанника, найти в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.doc | 423 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 города Ейска муниципального образования Ейский район
Инновационный проект
Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга
«Шаг на встречу»
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей.
Главная причина трудностей в работе педагога ДОУ лежит в области психологии межличностного общения.
Педагог в детском саду должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. Пытаться понять чувства отца и матери воспитанника, найти в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
Существуют виды психологической нагрузки, которую несут работники детских садов.
Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий, проведении аттестаций, отчетов, взаимодействии с коллегами и руководителями, подготовке к организованной образовательной деятельности.
Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, своих прав и обязанностей; обсуждении личной жизни и профессиональной деятельности.
Социальная психологическая нагрузка проявляется при состоянии обреченности на низкий материальный статус работника, угрозе увольнения, лишения премий, постоянных мыслях «надо что-то менять в своей жизни, на что-то решаться, но куда я денусь, кому я нужна».
Авторы методических рекомендаций по работе ДОУ с семьей Козлова А. В. и Дешеулина Р. П. отмечают характер педагогической деятельности, постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требующие проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к развитию личности каждого ребенка стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска; содействуют пониманию и сопереживанию. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал педагога и влияют на развитие личности каждого педагога. По мнению авторов, важный показатель уровня психолого-педагогической компетентности педагогов – установка на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и общекультурном и личностном плане.
Цель проекта «Шаг на встречу» – повышение коммуникативной компетентности педагогов, обучение конструктивным навыкам общения.
Данный проект направлен на решение следующих задач:
– обучить педагогов приемам и способам установления партнерских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;
– обеспечить пространство для личностного роста участников педагогического процесса.
Форма реализации: семинары-практикумы.
Структура проекта:
Проект состоит из четырех блоков:
1-й блок – изучение методической литературы.
2-й блок - «Курс педагогического общения».
3-й блок - «Эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями».
4-й блок – презентация проекта «Шаг на встречу», рефлексия.
Основные блоки рассчитаны на определенное количество занятий:
– «Курс педагогического общения» – 8 занятий;
– «Эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями» – 8 занятий.
Продолжительность занятий 1,5 часа. Работа с педагогами организована по подгруппам (отдельно с каждой сменой педагогов), что способствует наиболее комфортному пребыванию на работе.
Работа по блокам включает разные формы организации семинаров-практикумов: деловая игра, круглый стол и т. д.
Предлагаемые в программе блоки связаны между собой. К разным мероприятиям кроме воспитателей привлекаются сотрудники детского сада: педагоги-специалисты, медицинские работники, старший воспитатель, заведующий ДОУ, помощники воспитателей.
Разработанный план мероприятий позволяет педагогу быть более компетентным в вопросах общения и взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Ориентация содержания: практическая направленность.
Характер освоения: просветительский.
Проект носит долговременный характер: рассчитана на 1 года.
Критерии отслеживания:
– готовность педагогов к сотрудничеству с родителями как с равноправными партнерами;
– осознание педагогами и родителями целей совместной работы, личная заинтересованность;
– переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию и сотрудничеству с ДОУ.
Ожидаемый результат: повышение коммуникативной компетентности педагогов, в связи, с чем оптимизируются отношения воспитатель – родитель, воспитатель – воспитанник и улучшаются психологический климат в педагогическом коллективе.
Содержание проекта
1-й блок изучение методической литературы.
Цель: постановка целей.
Задачи: углубленное изучение темы, выявление проблем
2-й блок «Курс педагогического общения».
Цель: сплочение коллектива, повышение коммуникативной компетентности педагогов, обучение конструктивным навыкам общения.
Задачи: обучить методам и приемам саморегуляции эмоционального состояния; формировать у педагогов ДОУ уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально; повышать эффективность восстановления работоспособности.
Структура информационно-практических занятий:
Это занятия, в ходе которых педагоги получают новые знания, могут продемонстрировать свои достижения в области педагогики и психологии; практическая часть позволяет овладеть психотехникой общения, обрести уверенность в себе, увеличить творческий потенциал.
В занятия включены:
– психогимнастика – специальные занятия, направленные на развитие личности педагога;
– психологические зарядки – позволяющие овладеть навыками релаксации, концентрации и саморегуляции, повысить энергетический потенциал (Приложение 1);
– методы регуляции психического состояния.
Для осуществления механизма реализации данного блока программы использовались следующие методики:
– методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении Е. Н. Степанова (Приложение 2);
– оценка характеристик коллектива по В. С. Лазареву (Приложение 3);
– анкета оценки работы воспитателя с родителями (Приложение 4).
3-й блок «Эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями».
Цель: обучение педагогов способам эффективного взаимодействия с детьми, родителями.
Задачи: повысить педагогическую компетентность в воспитании детей с учетом их возрастных и личностных особенностей; научить педагогов использовать методы и приемы разрешения конфликтов в детском коллективе; различные приемы взаимодействия с детьми; приемы и способы установления партнерских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создания атмосферы общности интересов.
Для осуществления механизма реализации данного блока проекта использовались следующие методики:
– «Анкета воспитателю ДОУ по диагностике его профессиональной подготовки» (Приложение 5);
– опросник «Психическое выгорание» Водопьяновой Н. Е., Старченковой Е. С. (Приложение 6).
Неудовлетворенность своей работой, отрицательно окрашенные психологические состояния сотрудника снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, что способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушает психологическое здоровье и приводит к «эмоциональному выгоранию».
Успешное воспитание и сохранение психологического здоровья дошкольников напрямую связано с эмоциональным состоянием педагогов. Однако работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников в форме информационно-практических занятий.
Профессиональная психологическая помощь сотрудникам по поддержанию и улучшению их эмоционального самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья сотрудников, способствует профилактике «эмоционального сгорания».
Второй блок построен в форме семинаров-практикумов.
Психологические знания и навыки, полученные на практикумах-семинарах, позволяют педагогам прежде всего:
– организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс с содержательной и методической точек зрения;
– построить взаимоотношения с воспитанниками;
– осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.
Исходя из этого, в ходе семинара-практикума происходит:
– осознание педагогами в новом аспекте основ возрастной, педагогической и социальной психологии;
– саморазвитие, самообразование педагогов в личностном, педагогическом, общекультурном плане;
– формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
Занятия являются частью комплексной работы по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания педагогов.
4-й блок – рефлексия.
Цель: обсуждение результатов проекта. Постановка новых целей и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"
В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...
Повышение профессиональной компетентности педагога посредством использования ресурсов сети Интернет
Интернет - пространство предоставляет большие возможности современным педагогическим работникам для повышеия их профессиональной компетентности: участие во всероссийских конкурсах, представление...
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования ресурсов сети интернет
Данная статья раскрывает направления, по которым педагоги могут повысить свою профессиональную компетентность с помощью сети интернет...
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Инновационный проект "Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ
Использование ИКТ для обеспечения качества воспитатель-образовательного процесса в ДОУ...
Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...