«Использование дидактических игр в младшем возрасте для развитие мелкой моторики.»
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГАПОУ МОК им.В.Талалихина СП-10
Консультация для родителей
«Использование дидактических игр в младшем возрасте для развитие мелкой моторики.»
Подготовила воспитатель :
Гасанова Г.А.
Москва 2015г.
Содержание.
Введение.
1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.; роль мелкой моторики в развитии ребёнка.
2. . Практическая часть.
3. Работа с родителями по формированию основ речевой моторики.
.Заключение.
.Список литературы.
Введение.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
Актуальность темы определяется тем, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких - либо пусть и не ярко выраженных проблемах, возникают трудности в школьном возрасте . У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений. Ребенок, имеющий высокий уровень степени сформированности тонких движений пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ; роль мелкой моторики в развитии ребенка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. 6 Исследования Г.Л.Розенгард - Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл «руки»- видимой частью полушарий головного мозга.
Опыт моей работы состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Предполагаемый результат:
- усовершенствована предметно – развивающая среда;
- положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Чтобы развить мелкую моторику у детей в группе по средствам дидактических игр были использованы следующие принципы:
1. Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
2. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Практическая часть
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. . Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использовала игровые приемы, они нам очень помогали заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики .
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
- игры с предметами,
- дидактические игры.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Для успешного решения развития мелкой моторики подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы.
Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики в младшей группе;
Оформила картотеку дидактических игр.
Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работу за дидактическим столом провожу с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны. В доступности находятся молнии и другие виды застежек. В зоне изодеятельности: трафареты
3. Работа с родителями по формированию основ речевой моторики.
Важнейшими условиями успешного развития мелкой моторики является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Есть семьи, в которых родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Поэтому взаимодействуя с семьей, я использовала следующие методы и формы :
1.Беседа.
2. Консультации для родителей.
3. Родительское собрание.
4. Анкетирование.
5. Стенды (уголок родителей).
6. Подборка и рекомендации методической литературы по проблеме.
Заключение
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. К одним из них является дидактическая игрушка.
Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада смогли добиться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что дидактическая игрушка способствует развитию действий руки, формирует ручную умелость, совершенствует мелкую моторику пальцев.
Список литературы.
1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2012.
2. Белая А.Е. Дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников / А.Е. Белая. – М.: Издательство ГНОМиД, 2013 .
3. Белая А.Е. Игры для развития мелкой моторики / А.Е. Белая. – М.: Педагогика, 2013.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. 12
5. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику / И.А. Ермакова. – М.: Педагогика, 2014.
7.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./В.А.Сухомлинский.-М.Педагогика,1981.
8.. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Педагогика, 2012. .
9. Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей / Е. А. Янушко-Мозаика. – М.: Синтез, 2010.
10. Давайте поиграем / под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 2012.
11. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1998.
.12. .Савина П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 13..Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» - М.: Мозаика- Синтез 2008г.
14. .Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия во 2-ой младшей группе «В театре у Петрушки» с использованием музыкально-дидактических игр и игр по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Занятие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов...
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Цель: развить мелкую моторику рук у детей через специальные упражнения. Для осуществления данной цели, я определила Задачи: Улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Активизировать и об...
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....
Использование традиционных, инновационных и авторских дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики детей с ОНР
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких точных движений кистями и пал...
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....
Использование дидактических пособий в работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста
Дидактическая игра "Дружная семейка" на развитие мелкой моторики рук....