“ Компьютер в детском саду”
проект на тему
Инновационный проект « Компьютер в детском саду» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ “ Компьютер в детском саду” | 62.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 14
городского округа города Райчихинска Амурской области
КОНКУРС ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НОМИНАЦИЯ
«Лучший инновационный проект дошкольного образовательного учреждения»
ПРОЕКТ
“ Компьютер в детском саду”
Заведующая МДОБУ д/с № 14: Симинюта Светлана Владимировна
2013г.
Проект «Компьютер в детском саду».
Обоснование актуальности проекта:
На современном этапе в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Модернизация системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в детских садах. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования декларируют необходимость создания развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность, а также построение современного педагогического процесса на основе адекватных дошкольному возрасту форм работы с детьми.
В настоящее время в развитии дошкольного образования, большое внимание уделяется подготовке ребенка к школе. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы.
Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку познавать, испытывать радость познания, открывать новое. Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки педагогов к образовательному процессу, также позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательной работы. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников. Более того, дает возможность «конструировать» деятельность с детьми, определяя оптимальное содержание, формы и методики обучения; которая способствует организации учебного процесса не только в традиционной, но и в проектной форме обучения.
Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что педагоги ДОУ активно изучают новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, мультимедийные, игровые технологии и т. д. 100% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 16% – начинающих пользователей; 17%- пользователь; 67% – продвинутый пользователь.
Реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту). Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «ИКТ в детском саду». Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Возможности интерактивной доски практически безграничны: писать, чертить и рисовать теперь можно используя цвет, различную толщину линий; демонстрировать любую графическую информацию, фотографии, схемы, таблицы непосредственно из памяти компьютера, организовать просмотр видеоматериалов прямо из интернета. Изображение на такую доску наносится не мелом, а специальным электронным маркером, указкой или даже пальцем. Всю проецируемую информацию можно оперативно редактировать и вносить необходимые изменения непосредственно в ходе занятия. Режим обычной мыши позволяет манипулировать отображаемыми объектами. Режим аннотации дает возможность делать пометки, обозначать важные детали, оставлять комментарии. Кроме того все сделанные изменения могут быть сохранены и использованы в дальнейшем. Это очень удобный и гибкий инструмент для работы с информацией любого формата, работа с ней не требует специальных знаний и навыков. Занятия, лекции для воспитанников и их родителей, практические занятия становятся по-настоящему интересными, а полученная информация яркой, запоминающейся и убедительной.
С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Цель и эффективность инновации
Инновационный проект « Компьютер в детском саду» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Цель:
- Использовать компьютерные технологии (обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.
- Повышение эффективности и качества обучения.
- Обеспечить взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей воспитанников по выполнению социального заказа на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере.
Задачи:
- Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
- Применить компьютерные технологии для выявления и поддержки одаренных детей.
- Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейших технических умений.
- Воспитывать детей на общечеловеческих ценностях (добро, милосердие, любовь).
- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
- логического мышления;
- объема памяти;
- внимания;
- творческих способностей;
- воображения.
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
- умения ориентироваться на экране монитора;
- умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
- умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
- выполнения техники безопасности работы на компьютере.
Два раза в год проводиться диагностика (приложение3)с детьми дошкольного возраста на развитие познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере.
Характеристика объекта
Проект « Компьютер в детском саду» инновационный , практико – ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Сущность инновационного проекта заключается я в том, чтобы использовать компьютерные технологии (игры, электронные учебники, тесты) с целью повышения интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.
Инновационный проект « Компьютер в детском саду» основывается на следующих принципах:
- динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальной и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
- принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
- принцип сотрудничества и открытости позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
- принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
- принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).
Методологической основой инновационного проекта « Компьютер в детской саду» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.
Инновационный проект « Компьютер в детской саду» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интеллектуальных способностей (приложение2), таких как: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: компьютерных игр, электронного учебника, компьютерных тестов.
- Учебный план рассчитанный на два года обучения ( 32 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).
- Занятия с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна.
- Занятия детей с компьютером проходят в игровой форме с использованием компьютерных игр, компьютерных тестов.
Технология внедрения.
Проект «Компьютер в детском саду» предполагает создание:
- условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса;
- электронных пособий для обучения детей дошкольного возраста;
- медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
- учебно - методических пособий на компакт-дисках (тесты, конкурсы, материалы тематических мероприятий);
- "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
- разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
- развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий. Выполнение проекта осуществляется путем реализации целей, операционально-заданных и являющихся контрольными измерителями результативности его выполнения.
Реализация проекта предполагает следующие этапы:
Подготовительный (2013 – 2014гг) | Реализации (2014 – 2015гг) | Заключительный 2015г |
Разработка нормативно-правовой базы | Информирование родителей о ходе реализации проекта | Выпуск печатной продукции: буклет, газета, консультации |
Изучение законов Министерства образования: Закон РФ «Об образовании», ФЗ РФ№122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» Изучение муниципальной программы «Компьютеризация в образовании» | ||
Изучение требований СанПиН 2.2.2.542 – 96 (2.2.2.542 – 96) | ||
Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки | Создание электронного пособия (учебника) для обучения детей дошкольного возраста | Отчет о проделанной работе (2 раза в год) |
Утверждение учебных планов | Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой | Мониторинг усвоения |
Педагогическое консультирование воспитателей | Информирование педагогического коллектива о ходе реализации проекта | Отчет о проделанной работе (2 раза в год) |
Диагностика уровня подготовленности детей к школе | Осуществление индивидуальной работы Осуществление работы с детьми по индивидуальным маршрутам | Участие в конкурсном движении Успешное освоение школьной программы |
Участники проекта
Участники | Функции |
Руководитель проекта |
|
Дети |
|
Родители |
|
Воспитатели |
|
Информация | Периодичность | Ответственный | |
Диагностика | Овладение техническими навыками | 1 раз в год | Руководитель проекта |
Развитие познавательных процессов | 2 раз в год | Воспитатели, Руководитель проекта | |
Выполнение учебного плана | 1 раз в год | Руководитель проекта | |
Составление и выполнение индивидуальных маршрутов для воспитанников. | 1 раз в год | Руководитель проекта |
Способы оценки результатов:
- Изучение результатов диагностики
- Организация тематической недели
- Анкетирование родителей
- Опрос педагогов
- Выставка - демонстрация материалов учебного процесса на Заседании творческой группы «ИКТ в образовательном процессе ДОУ »
Ресурсное обеспечение
Информационные ресурсы | |
Изучить: | исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, |
Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru | |
статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета) | |
«Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвица Москва 1998г | |
журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г. | |
Кадровые | |
Привлечь | Музыкального руководителя |
Воспитателей дошкольных групп | |
Нормативно – правовое: | |
Разработать | Положение об использовании Интернета в образовательном процессе |
Расписание игровых занятий. | |
Учебный план программу «Компьютеры для самых маленьких» | |
Программно методическое: | |
Сделать | подборку компьютерных игр с учетом возраста детей и требований |
электронный учебник «Путешествие по компьютерной стране» | |
электронные тесты «Что мы умеем» | |
подборку литературы для работы заседаний творческой группы | |
подборку материалов для консультирования родителей | |
Финансовое – обеспечение (см. таблицу «Инвестиции») | |
Материально – техническое | |
Приобрести | Использовать |
Развивающие компьютерные методики центра «Аладин» для детей дошкольного возраста | |
Компьютер, принтер. | |
Приобрести: | |
Интерактивную доску | |
Организационные ресурсы | |
Организовать | заседания участников проекта |
общее собрание родителей | |
заседание педагогического совета | |
издание: газеты и буклета «Зачем малышу компьютер» | |
семинар «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника» | |
Оформить стенд «Компьютер для самых маленьких» | |
Участие в конкурсах разного уровня |
Размещение объекта инноваций
Проект «Компьютер в детском саду» предполагается реализовать с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ для детей дошкольного возраста.
Идея проекта: спиральность, наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.
В связи с реализацией проекта «Компьютер в детском саду » современные информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада, т.е. произойдет органическое сочетание традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Возможные эффекты от реализации проекта «Компьютер в детском саду»:
Устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему.
Сформированные настойчивость и терпение, не свойственные детям этого возраста.
Способность ребенка находить наибольшее число принципиально различных решений задачи - «когнитивная гибкость»
Информация о ходе реализации проекта на странице Интернет представительства.
Возрастет:
исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
мотив успешного решения познавательных задач.
Дети – призеры муниципального и регионального конкурсного движения.
Как и любая инновация, проект «Компьютер в детской саду» подвергается
возможным рискам:
Риски | Преодоление | |
Родители | Против обучения детей работе на компьютере Отрицательное влияние на здоровье ребенка. | Открытые занятия Предоставить нормативно –правовую документацию, протокол измерения электромагнитного поля Роспотребнадзора (приложение8) |
Дети | Перегрузка | Соблюдение требований СанПиН Интегрированный педагогический процесс Реализация проекта в игровой и совместной деятельности. |
Воспитатели | Низкая оценка новых информационных технологий Не владеют информационно компьютерными технологиями. | Постоянно действующий семинар «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника» Освоение информационно компьютерными технологиями |
Для реализации проекта необходимы:
бюджет | Статья расходов | Требуемая сумма | Виды расходов |
Научно-методическое обеспечение | 15000 руб. | Приобретение программного обеспечения | |
Материально-техническое обеспечение | 30 000 руб. | Интерактивная доска | |
Повышение квалификации | 5000 руб. | Обучение педагога |
Социальная оценка инновации:
Социальная оценка инноваций | |
Общественная оценка |
|
Корпоративное сообщество |
|
Муниципальное сообщество |
|
Перспективы в оценке |
|
Заявка
на конкурс инновационных проектов образовательных учреждений
городского округа города Райчихинска
Регистрационный номер заявки (заполняется оператором конкурса) | ||
Полное название ОУ в соответствии с лицензией | Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 14 городского округа города Райчихинска Амурской области | |
Директор МДОБУ д/с № 14 (Ф.И.О.) | Симинюта Светлана Владимировна | |
Почтовый индекс | Россия, 676785, Амурская область, город Райчихинск, сельский населённый пункт – посёлок Широкий, пер. Шахтёрский, дом № 8. | |
Телефон 8(41647)29-1-54 Факс | detskiysad.14@mail.ru | Адрес школьного сайта |
Контактное лицо Ф.И.О. должность, телефон | Симинюта Светлана Владимировна Заведующая МДОБУ д/с № 14 29-1-54 | |
Название проекта | «Компьютер в детском саду» | |
Краткая аннотация проекта (не более 50-60 слов) | Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, иллюстрированными, с использованием звуковых и видеозаписей. Социологический опрос воспитанников нашего детского сада и их родителей на тему «Ранее обучение ребёнка на персональном компьютере», определил социальный заказ от родителей на ранние обучение ребёнка работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предлагает развитие, воспитание и обучение ребёнка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации |
Заведующая МДОБУ д/с № 14 Симинюта С.В. _________________
Описание проекта
Актуальность проекта Почему необходим проект? | Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. | |||
Цели и задачи проекта | Цель:
Задачи:
| |||
На какую возрастную и социальную группу детей нацелен проект? | Дети старшей и подготовительной группы | |||
Отчетные мероприятия проекта с указанием сроков проведения | Вид мероприятия | Сроки проведения | название | Количество участников |
Подготовительный | 2013 – 2014гг. | Разработка нормативно-правовой базы | Руководитель проекта, воспитанники, родители, педагоги. | |
Реализации | 2014 – 2015гг. | Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой | Руководитель проекта, воспитанники, родители, педагоги | |
Заключительный | 2015г | Мониторинг усвоения | Руководитель проекта, воспитанники, родители, педагоги | |
Социальная значимость ожидаемых результатов | Значимость проекта “ Компьютер в детском саду” состоит в том, чтобы достичь информатизации родителей и социума о деятельности ДОУ, а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в ДОУ. Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов ИКТ, занятий с детьми с использованием ИКТ. | |||
Мониторинг и оценка результатов. Кто и как будет руководить проектом | Заведующая МДОБУ д/с № 14: Симинюта Светлана Владимировна Руководитель проекта. Консультации. Мониторинг. | |||
Как и когда будут оцениваться промежуточные и конечные результаты | Заведующая МДОБУ д/с № 14: Симинюта Светлана Владимировна Руководитель проекта. Родители воспитанников. | |||
На какой общий долгосрочный результат нацелен проект | 2 года |
Бюджет проекта
Бюджет | Статья расходов | Требуемая сумма | Виды расходов |
Научно-методическое обеспечение | 15000 руб. | Приобретение программного обеспечения | |
Материально-техническое обеспечение | 30 000 руб. | Интерактивная доска | |
Повышение квалификации | 5000 руб. | Обучение педагога |
Заведующая МДОБУ д/с № 14 Симинюта С.В. _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...