Моя педагогическая философия
статья по теме
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философия
В современном мире, с его темпами развития, внедрения инноваций и стремительного прогресса роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности возрастает. Общество предъявляет все более высокие требования к человеку как к индивидууму, к его образованности, коммуникабельности, социальной направленности, целеустремленности и стрессоустойчивости. Этот список можно продолжать бесконечно, ведь в современном обществе действительно успешным становится именно тот, кто обладает целым комплексом полезных умений и качеств. Но как же к этому относиться дошкольное образование? Я считаю, что успешность человека в его взрослой жизни и деятельности напрямую зависит от дошкольного образования. От его качества, от целей которые преследует методология дошкольного образования и проблем, которые дошкольное образование решает.
В Российской Федерации и на территории Республики Крым в частности сложилось определенная, устойчивая система образования, которая начинается от учреждения дошкольного образования, и заканчивая высшими учебными заведениями. В процессе взросления человек получает образование в детском саду, затем, уже школа вступает в эстафету воспитания будущего, полноценного члена общества. Эстафету примут профессиональные технические училища и колледжи. И закончится она только по окончанию института или университета. Вектор развития индивидуума в такой системе определенно представляется положительным, но в нашем вопросе важнее не направленность развития, а его поэтапная структура, которая словно ступени ведет к конечному результату - формированию полноценного, действующего, успешного члена современного общества.
И в этой структуре, в которой каждый этап несет свою, специфическую нагрузку, которая обуславливается и подготовленностью индивидуума, и его возрастом, и задачами каждого отдельно взятого этапа, самым первым этапом значиться дошкольное образование. И я считаю, что этот этап должен значиться в списке первым не только в силу возраста участников обучения, но и в силу того, насколько важен этот этап образования для всей системы вообще.
Позитивная социализация личности - это умение человека взаимодействовать с окружающими, с обществом, учитывая потребности и интересы других. И именно дошкольное образование играет роль того самого фундамента, который даст толчок в реализации позитивной социализации личности, а в нашем конкретном случае - ребенка. Я считаю, что в условиях современного мира, если говорить о воспитании и образовании молодого поколения, мы не вправе строить замки на песке, наша задача возвести твердый и надежный фундамент, а именно, дать ребенку достойное дошкольное образование.
Многие современные родители предпочитают воспитывать детей дома. Этому есть немало причин, от веских и аргументированных, до субъективных. Некоторые бояться инфекций и болезней, некоторые не хотят нагружать ребенка, лишая его "безоблачного детства", некоторые уверены в несостоятельности дошкольного образования, как этапа обучения, и считают, что могут научить ребенка всему дома.
Современная медицина на своем уровне развития в состоянии предотвращать развитие эпидемий, в состоянии лечить детские болезни. Могу сказать, что этот аспект, хоть и представляется родителям достаточно серьезным, но на самом деле, он подконтрольный и решаемый. Но с решением воспитывать и обучать ребенка дома все намного сложнее. Мне кажется, такие родители просто не до конца понимают насколько важным для развития и становления, для позитивной социализации личности является так называемый «дошкольный возраст». Формирование социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Родители упускают момент того, что модель общественного взаимодействия ребенка, когда он выйдет из дошкольного возраста, не будет вписываться в ограничения - "дом - родители". Социализация не просто необходима, она жизненно необходима. Ребенок должен уметь строить отношения с другими детьми и взрослыми, учитывая свои интересы и интересы других людей. И это не единственный аспект, который мы рассмотрим.
Детские дошкольные учреждения играют огромную роль в социализации детей. Вместе с семьей мы осуществляем начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладываем основы социального облика личности. Если вовремя не сформировать эти личностные качества, адаптация ребёнка в социуме будет затруднена, и как следствие будет заторможен весь процесс социализации и саморазвития формирующейся личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования, детские сады реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие. Основная задача в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. А одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Существование человека в норме невозможно без его участия в общественной жизни. И справедливо утверждать, что в жизни социума в современности преобладает информация - она повсюду. Информационные потоки буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов, из газет и периодических изданий. В таком исчерпывающем потоке информации одним из самых важных представляется формирование правильной, объективно верной картины окружающей реальности. И начало формирования картины окружающей реальности, усвоения принципов взаимодействия ее элементов и явлений, происходит именно в детском саду. Именно с тем понимание, которое ребенок получит в детском саду, он приступит к обучению в школе, именно от полновесности этого понимания, будет зависеть судьба его дальнейшего обучения.
Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения. При этом основным моментом выступает формирование того, что называется символически-семиотической функцией психики, той функции, благодаря которой человек может воспринимать окружающий его мир в особом «квазиизмерении» - системе значений и смысловом поле.
Из данного утверждения Л. С. Выготского мы можем сделать один из самых важных выводов. В столько юном возрасте, еще, будучи дошкольником человек, проходит через стадию не только социализации, но и формирования первичной картины окружающего мира, формирования смыслового поля, которое даст ему возможность познавать окружающую его действительность в дальнейшем.
Процесс обучения в детском саду всегда подразумевает под собой общение с ребенком. Ребенок общается с взрослыми, с воспитателями, с другими детьми. И как гласят основные постулаты психологии - ребенок познает мир во многом через общение. В процессе общения ребенок присваивает определенным словам значения, происходит корреляция между словом и явлением, которое оно определяет. Именно таким образом происходит пересечение линий развития мышления и речи. Явление пересечения линий развития мышления и речи в возрасте примерно 2х лет в психологии детского мышления определялось В. Штерном как величайшее открытие в жизни ребенка. Открытием, что "каждому предмету соответствует постоянно символизирующий его, служащий для обозначения и сообщения звуковой комплекс, т. е. всякая вещь, имеет свое имя". Л. С. Выготский в свою очередь утверждал, что этот феномен не вписывается в понятие "открытие", она писал: "Напротив, оно является сложнейшим генетическим процессом, имеющим свою “естественную историю знаков”, т. е. естественные корни и переходные формы в более примитивных пластах поведения". Проще говоря, этот процесс не является моментальным, это скорее совокупностью более простых и элементарных функций психики.
Из данных изречений мы можем сделать однозначный вывод. С того момента, когда ребенок в возрасте около 2х лет начинает осознавать связь предмета или явления с его названием, основным полем познания и социализации для ребенка является именно общение. И в нашей ситуации, очевидно, общение с взрослыми, как с носителями социо-культурного опыта человечества, является основным предметом рассмотрения.
В связи с последним выводом встает вопрос, почему же так важно обучение в дошкольных учреждениях? Ведь ребенок и дома общается с родителями. Здесь хотелось бы дать развернутый ответ.
Находясь и воспитываясь дома, ребенок находиться в четко ограниченной ячейке общества под названием семья. Такое положение не только не может дать полноценного представления об окружающем обществе и мире и насытить ребенка достаточным внешним опытом для формирования собственного восприятия и поведенческих реакций, но и часто, может стать причиной бесконтрольного и часто негативного восприятия внешней информации.
К одному из плюсов воспитания в детском саду можно причислить и профессионализм работников ДОУ. Воспитание в семье бесспорно неотъемлемая часть формирования любого человека. Но человек, который получил профессиональное образование в этой сфере, владеет совокупностью знаний и методов, которые направят воспитание, познание и социализацию ребенка в нужную сторону.
Так же на базе ДОУ представляется возможность построение грамотного, учитывающего все моменты и "подводные камни" взаимодействия системы "педагог-ребенок-родители". Что исключает разобщения и разные толкования, и помогает совместно, сообща воспитывать ребенка, помогать познавать окружающий мир, становиться полноценным членом социума.
Инновационным и перспективным направлением в реализации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях мне видится организация театра для малышей. Будучи вовлеченными в процесс общественного взаимодействия, которым и является театр и актеры, участвующие в постановке, дети смогут оказаться в разнообразных жизненных ситуациях, получить положительный опыт социального взаимодействия.
Организация театрального кружка на базе ДОУ имеет множество положительных сторон:
- Развитие речи детей через систему специальных упражнений;
- Формирование и закрепление связки слово-понятие-явление на основе представленных в постановках и упражнениях ситуаций и явлений;
- Развитие навыков общения с взрослыми и детьми в игровой форме;
- Развитие чувства социальной ответственности и общественной ответственности в пределах театрального кружка и его участников;
- Интеграция речевой деятельности с другими видами деятельности;
- Развитие невербальных навыков общения;
- Развитие свойств речи (громкость, скорость речи, окрас).
Данная методика позволит соединить в себе познание окружающего мира через слово и процесс позитивной социализации ребенка в группе с взрослыми и другими детьми. Создание упрощенной театральной постановки во время занятий театрального кружка, позволит рассмотреть множество ситуаций, которые могут встретиться дошкольникам в реальной жизни. Так же позволит им "примерить" их на себя, что намного усилит процесс интериоризации как внешний, так и внутренний, в отличие от простого наблюдения проявлений социума или окружающего мира. Так же неисчерпаемые возможности интеграции с другими видами деятельности во время подготовки постановки, будь то оформление "сцены" или рисование декораций, значительно расширит результат и позволит охватить больше видов деятельности. Одним из главных моментов деятельности театрально кружка на базе ДОУ является возможность взаимодействия с родителями, вовлечения их в процесс, как на базе самого ДОУ, так и с помощью домашних заданий выполняемых под контролем родителей и непосредственном участии родителей.
Воспитание ребенка на базе дошкольного образовательного учреждения, это не только масса возможностей непосредственно для самого ребенка, это сугубо профессиональный подход к воспитанию всесторонне развитой личности. А использование данной методики позволит создать активно действующую систему позитивной социализации ребенка на базе ДОУ с высокой результативностью.
Я считаю, что именно такой подход в воспитании ребенка, который предусматривает профессиональное и систематизированное изложение информации ребенку, а так же вовлечение в творческий процесс, который позволит развить импровизационные качества. Сформированное абстрактное мышление, навыки социального взаимодействия и многое другое - гарантирует нам создание крепкого и надежного фундамента для формирования полноценной, развитой, целеустремленной личности, фундамента для дальнейшего образования молодого поколения нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...