консультация для воспитателей развитие мелкой моторики
консультация на тему
консультация для воспитателей развитие мелкой моторики
Скачать:
Предварительный просмотр:
консультация для воспитателей на тему развитие мелкой моторики у детей старшего возраста.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев".
В. А. Сухомлинский
У большинства современных детей сегодня отмечается общее отставание в моторике.
В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте эта работа должна стать важной частью подготовки к школе и подходящим периодом для развития кисти руки.
Организация всей жизни ребёнка идёт таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если специально не упражнять руку ребёнка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля.
Исходя из этого я пришла к выводу, что недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной- волевой сфере ребенка. Поэтому я решила заняться этой проблемой ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте
Содержание работы строится поэтапно:
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
• Подбор материала (игрового и методического).
Предметно-развивающая среда создана таким образом, что в ней используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, конструкторами, бросовым материалом, различными инструментами, предметами, мозаикой, шнуровками и т.д.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, глина, штамповки карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т.д.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, всевозможные образцы рисунков по клеточкам.
В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый.
2 этап – основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму. Все эти виды непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию мелкой моторики.
В своей работе я старалась использовать наиболее интересные формы работы на занятиях.
Ребятам очень нравится выкладывание ниток по контору, какого-либо изображения. Сначала с помощью ниткописи мы учили детей выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается.
Мы используем в работе с детьми такой вид художественной деятельности как оригами.
Еще в работе часто используются крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Я заметила, что работа с крупами развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Пластилинография С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста я решила внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Обрывная аппликация:Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.
Нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому», монотипия и др.) привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом.
Оптимальный, вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток в непосредственно образовательной деятельности. Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Большое значение для "поста новки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.
Разнообразный конструктор и мозаика способствуют развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
Проводимая работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....
консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей посредствам оригами"
Консультация для воспитателей ДОУ....
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него дост...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"
В статье описываются методы и приемы развития мелкой моторики пальцев рук...
Консультация для воспитателей: "Развитие мелкой моторики рук"
Развитие мелкой моторики рук - важная задача, которая стоит перед воспитателями на потяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"
Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"
Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....