Проект "Времена года" в старшей группе ДОУ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Срок проекта: долгосрочный (октябрь 2016 г. по август 2017 г.)
Цель проекта:
- формирование экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления у детей, воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda_st.gr_2017.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Времена года»
(старший дошкольный возраст)
Актуальность проекта
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Задача ДОУ - научить любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Срок проекта: долгосрочный (октябрь 2016 г. по август 2017 г.)
Цель проекта:
- формирование экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления у детей, воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы.
Задачи проекта:
- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменения в среде обитания и жизни растений и животных; приспособлении животных к изменениям).
- Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире (сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию к взаимосвязи природных объектов и явлений.
- Стимулировать проявления эстетического отношения к окружающей природе: замечать и откликаться на проявление красоты в природе.
- Обогащать художественно – эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам, раскрывающими мир природы: познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными сказками, поэзией, раскрывающими тему.
- Развивать художественно – эстетическое восприятие и способствовать проявлению эмоционально – эстетического отклика на выразительные художественные образы, раскрывающие тему, обогащению представлений о средствах и способах выражения выразительных образов природы в разное время года.
- Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать создавать выразительные образы (в различных видах художественной деятельности).
- Развивать связную речь (составлять описательные и повествовательные рассказы, развивать речь – доказательство, обогащать словарь за счет слов, отражающих разные сезонные изменения, характеристики состояний и явлений).
- Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения и преобразования информации (кодирования символами, проведения интервью, обращение к различным источникам информации). Развивать целеполагание, познавательные интересы (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи), экспериментирование.
- Способствовать развитию аналитико – синтетических умений и действий (поиск различий, общего, сравнение, выделение существенных связей), умений устанавливать пространственные, временные и количественные отношения в процессе логико – математической деятельности.
- Развивать трудовые умения.
- Воспитывать желание принимать посильное участие в заботе и помощи живым существам.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие (чтение художественной литературы), познавательное развитие (формирование целостной картины мира), художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предполагаемые результаты проекта:
для детей:
- формирование основ экологической культуры дошкольников;
- развитие творческого мышления детей;
- развитие связной речи (умения составлять описательные и повествовательные рассказы, пользоваться речью – доказательством, обогащение словаря за счет слов, отражающих разные сезонные изменения, характеристики состояний и явлений).
- развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;
- расширение кругозора детей;
- сформированы представления о характерных особенностях разных времен года;
- различают взрослых животных и их детенышей, классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные;
- у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
для родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей;
- активное участие родителей в мероприятиях ДОО.
для педагогов:
- разработка системы образовательной работы по формированию экологической компетентности детей;
- установление взаимодействия и сотрудничества между родителями, библиотекой.
Этапы проекта
I этап – информационно – технологический
1.Изучение методической литературы
2. Постановка цели, задач.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Составление перспективного плана работы с детьми, по взаимодействию и сотрудничеству с родителями воспитанников.
7. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – подготовительный.
1. Подбор пособий для работы с детьми.
2. Подбор художественной литературы, наглядного материала.
3. Создание пространственной предметно - развивающей среды.
4. Изготовление атрибутов, элементов костюмов к инсценировкам, играм - драматизациям.
III этап – практический.
Основные формы реализации проекта:
Совместная деятельность с детьми: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, картин иллюстраций, сюжетно – ролевые, дидактические, настольно – печатные игры, занятия изобразительной, продуктивной и конструктивной деятельностью, инсценирование и драматизация по сюжетам литературных произведений, развлечения, выставки детских работ, оформление альбомов, коллажей, презентации.
Взаимодействие с родителями воспитанников: анкетирование, консультации, устный журнал, стенгазеты, участие в выставках совместного творчества с детьми, в развлечениях.
Взаимодействие с социумом: тематические экскурсии по городу, этно - деревни, посещение музейно – выставочного центра .
Оснащение пространственной предметно – развивающей среды: мультимедийное оборудование, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, детская библиотека.
IV этап - заключительный
Подведение итогов и определение результата практической деятельности с детьми:
- Оформление альбома «Мое любимое время года».
- Проведение интеллектуальной игры КВН совместно с родителями.
3. Итоговая диагностика.
Результат работы над проектом:
для детей:
- продолжилось формирование основ экологической культуры дошкольников;
- сформировались речевые умения: составлять описательные и повествовательные рассказы, пользоваться речью – доказательством, обогащение словаря за счет слов, отражающих разные сезонные изменения, характеристики состояний и явлений.
- отмечается дальнейшее развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;
- расширился кругозор детей;
- сформированы представления о характерных особенностях разных времен года;
- различают взрослых животных и их детенышей, классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные;
- у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
для родителей:
- повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей;
- отмечается активное участие родителей в мероприятиях ДОУ.
для педагогов:
- разработана система образовательной работы по формированию экологической компетентности детей.
- укрепление положительных связей и сотрудничества с родителями.
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Светлячок»»
Проект
«С книгой дружить, жизнь с умом прожить»
(средняя группа)
Составители:
Мезяк С.А
Новикова С. Г.
г. Лангепас 2015г.
Перспективный план образовательной деятельности по тематике проекта | ||||
Месяцы | Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов предметно-развивающей среды) | Взаимодействие с родителями |
Октябрь | Образовательная ситуация: беседа «Что за прелесть эти сказки» Образовательная ситуация: конструирование «Преобразование домика в теремок» | Оформление книжного уголка – раскладывание книг по разным основаниям (книги о животных – знакомые сказки – для рассматривания) Игра «Угадай героя» Рассказывание р.н. сказок по мнемотаблицам («Колобок», «Репка», Теремок») Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие в теремке» | Ситуации общения по поводу содержания книг, иллюстраций в процессе рассматривания | Размещением информации: консультация «Что мы читаем детям по программе» Анкетирование: «Семейные чтения детской книги» |
Ноябрь | Образовательная ситуация: беседа «Литературные жанры: сказки, рассказы потешки» Образовательная ситуация: чтение р.н. сказки «Заюшкина избушка»», обсуждение коллизей.
| В книжном уголке: чтение фрагментов из книг, рассматривание иллюстраций Конструирование домов для известных детям сказочных персонажей. Игра: «Отгадай и покажи» П/и «Бездомный заяц» Составление сказки по серии сюжетных картинок С/ролевая игра «Книжный магазин» Оформление выставки детских рисунков «Путешествие в сказку» | Игры с домами, построенными из строительного материала Рассматривание иллюстраций, инсценирование знакомых сказок | Индивидуальные беседы: «Копилка полезных советов», (Что читать из произведений народного творчества. Как читать, обыгрывать потешки, сказки) |
Декабрь | Образовательная ситуация: рассказывание сказки «Лиса и козел» | Этюды на выражение эмоций интонацией, позой (по типу «Море волнуется раз..») Викторина «Кто этот герой?» Изобразительная деятельность по сказке «Лиса и козел» (трафаретное рисование) Игра «Угадай по описанию», «Расскажи от имени героя» П/и «Хитрая лиса» | Игры – ряженья и театральные игры | Памятка для родителей по приобщению детей к чтению Помощь родителей в оформление альбома «Угадай сказку? |
Январь | Образовательная ситуация: чтение р.н. сказки «Зимовье зверей» Образовательная деятельность по математическому развитию: упражнения: количественный и порядковый счет (счет героев сказки), сравнения по размеру сказочных предметов и т. д. | Создание альбома о зимовке животных. Лепная композиция «Зимовье зверей» Игра: «Задай вопрос герою» «Назови животное и скажи, кто как кричит» Сюжетно – ролевая игра «Колобок идет в гости» Игровая ситуация «Разговор по телефону героев сказок» Интонационное упражнение «Попробуй рассказать» | Настольно- печатные игры «Собери картинку» | Акция «Подари книгу» Выставка книг «Любимые сказки» Помощь родителей в создании заготовок к играм - драматизациям |
Февраль | Образовательная ситуация: беседа «Малые фольклорные формы» Беседа: «Книги разные нужны, книги разные важны» | Подбор книг с произведениями разных жанров (загадки, потешки, сказки). Изобразительная деятельность «Животные в сказках» Оформление коллажа «В стране сказок» Упражнение «Перескажи отрывок из сказки» Игры: «Кто лишний», «Продолжи сказку» П/и «Зайка серый умывается» | Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов знакомых сказок | Размещением информации: консультация «Круг домашнего чтения» (авторские сказки) Индивидуальные беседы: рассуждение и обсуждение прочитанного Выставка книг родителей «Книга моего детства» |
Март | Образовательная ситуация: чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Образовательная ситуация: чтение сказок народов Севера» | Просмотр электронной презентации: «Творчество писателей сказочников» Слушание аудиозаписи: «Маша и медведь» Игровая ситуация: разговор по телефону: Машенька говорит по телефону Игры: «Угадай, из какой сказки», «Хорошо и плохо» Конкурс загадок «Сказки из старого сундучка» | Творческая мастерская: продуктивная и изобразительная деятельность «Мой любимый герой» | Выставка «Любимая домашняя книга» Совместная экскурсия педагогов, детей и их родителей в городской музейно- выставочный центр |
Апрель | Образовательная ситуация: чтение сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты» | Упражнение «Расскажи понравившийся эпизод» Игра «Слова – загадки» Ремонт книг Просмотр электронной презентации: «Посещение библиотеки» Беседа «Мой поход в библиотеку» Экскурсия в библиотеку С/ролевая игра «Библиотека» | Ситуации общения по поводу содержания книг, иллюстраций в процессе рассматривания Творческая мастерская: изображение в рисунках понравившихся эпизодов сказок | Выставка авторских книжек – малышек по творчеству детей и родителей Литературная викторина для детей и родителей «Путешествие по сказкам» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что дети могут знать в конце учебного года (старшая группа)
Презентация для родителей....
Проект "Времена года" старшая группа
Мы разработали план проекта "Времена года" на год...
Конспект НОД "Времена года" старшая группа
Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками, и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться с дргими педагогами. Мои разработки в...
Календарь природы по временам года (старшая группа)
Календарь природы помогает детям ближе познакомиться с природными явлениями...
Патриотический краткосрочный проект «Поклонимся Великим тем годам» старшая группа
Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: краткосрочный.Актуальность данной темы:Гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на...
Конспект занятия по экологии «Времена года» старшая группа
Цель: Систематизация знаний детей о временах года, расширение представления детей о лете как времени года, о его признаках и приметахЗадачи:Развивающие:1....
План по безопасности в зимнее время года Старшая группа
План по безопасности в зимнее время года Старшая группа...