«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
материал (младшая группа) на тему
Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22_i.a.k._vystuplenie_iz_opyta_raboty_popravki.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
(выступление из опыта работы)
Коваленко И.А., воспитатель
I квалификационной категории
г. Радужный
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического развития. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из этого, основной целью моей деятельности является:
- формирование на эмоциональном уровне представлений о театре, как виде искусства;
- развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность;
- вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему в полной мере раскрыть свои возможности и способности.
Театрализованная деятельность позволяет решать следующие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов, используя игровые импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание.
- Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Воспитывать желание играть театральными куклами.
- Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
При использовании следующих форм, методов и приемов:
- Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые использую на занятиях;
- Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.
- Игры драматизации.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.
- Артикуляционная гимнастика.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомлю не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации – жестами, мимикой, движениями, костюмами, декорациями.
- Танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Денс».
В группе общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет в первую очередь я создала условия для развития театральных способностей детей:
- подготовила соответствующую литературу;
- перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет;
- театрализованную зону;
- пополнила предметно-развивающую среду группы различными видами театров, атрибутами к театральным постановкам.
В театральном центре имеются различные виды театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, театр би-ба-бо, «уголок ряженья», маленькие дети - замечательные актёры: стоит, кому-то надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ.
Так же центр оснащен ширмами, различными домиками, мебелью для игр. Костюмами и декорациями, изготовленными совместно с детьми и родителями.
В работе с детьми большое количество времени уделяю танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Данс».
Основными задачами танцевально-игровой гимнастики являются:
1. Укрепление здоровья, что:
- способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формирует правильную осанку;
- содействовует профилактике плоскостопия;
- содействовует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников, что:
- развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- развивает ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся, что:
- развивает мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- развивает умение эмоционально выражать свои чувства;
- способствует раскрепощенности и проявлению творчества в движениях;
- развивает лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Программа «Са-Фи-Данс» подразделяется на следующие разделы:
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Са-Фи-Данс». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению обшей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.
В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Использую программу «Са-Фи-Данс» в работе, так как она помогает всестороннему развитию личности воспитанников.
Так же использую принцип сотрудничества, ребенок-воспитатель-родитель, по следующим направлениям:
- основы домашнего театра;
- мастерство руководства игрой;
- обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
- театральная гостиная;
- творческая мастерская;
- совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
- консультации по вопросам творческого развития детей;
- родительские собрания;
- презентации.
Результат моей работы с детьми:
- у детей совершенствовались память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- дети стали более эмоциональными, социально адаптированными;
-у детей сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- заметно улучшилась диалогическая и монологическая речь.
Результат моей работы с родителями:
- установились партнерские отношения с семьями воспитанников;
- создала атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- родители научились понимать мир детства и своего ребенка;
- стали активно принимать участие в тематических праздниках ДОУ;
- пополнили театральный уголок различными видами театра, которые изготовили совместно со своими детьми.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, творчески развивались вместе с детьми, убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому встречи проводятся яркие, увлекательные, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции, становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...
Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "с...
Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.
Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...
«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...
Консультация для родителей "Всестороннее развитие личности ребенка через использование развивающих игр Воскобовича"
laquo;Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать сами стремления, обогащать их. Создавать п...
«Всестороннее развитие личности ребенка через приобщение к художественной литературе».
Художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: оно способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному язык...