Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования. Что это такое? Чем они отличаются?
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)
Основные позиции обновления организации
образовательного процесса
- Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).
- Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
- Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
- Психологическое сопровождение образовательного процесса.
- Четкая организация взаимодействия специалистов.
- Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
- Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:
- подвижные игры с правилами;
- подвижные дидактические игры;
- игровые упражнения, игровые ситуации;
- соревнования, досуги
- спортивные игры и упражнения;
- аттракционы;
- спортивные праздники;
- гимнастика (утренняя и пробуждения
Примеры форм работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
- наблюдение, экскурсия;
- решение проблемных ситуаций;
- экспериментирование, исследование;
- коллекционирование;
- моделирование;
- реализация проекта;
- интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
- увлечения.
Примеры форм работы при организации игровой деятельности:
- сюжетные игры, игры с правилами;
- создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
- игры с речевым сопровождением;
- пальчиковые игры;
- театрализованные игры.
- беседа, ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- составление и отгадывание загадок;
- игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
- этюды и постановки.
Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности
(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
- дежурство;
- коллективные и индивидуальные поручения, задания;
- совместные действия.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
- в центре внимания – ребенок;
- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками. Следующая форма организации образовательного процесса –проектная деятельность и педагогическая игра.
Проектная деятельность – сложноорганизованный̆ процесс, предполагающий̆ не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей̆, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной̆ сетки занятий в детском саду.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной̆ ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
Участники проектной̆ деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой̆ они включаются в исследование.
Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно ярко выраженную социальную окраску.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам.
Следующая форма это «игровые педагогические технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Пример – дидактическая игра.
Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Наряду традиционной формой проведения прогулок, мы предлагаем еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки – трудовые акции.
Таким образом, ключевыми задачами при организации
образовательной деятельности является:
- наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
- творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
- широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
- исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
- внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционн...
3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.
1. Индивидуально-образовательный маршрут 2022-2023уч.г.(см. ниже)2. Индивидуально-образовательный маршрут 2023-2024уч.г.(см. ниже)3. Количественный мониторинг общего и речевого развития дете...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей у детей дошкольного возраста...
Учет индивидуальных особенностей, обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности...
Информационная справка по учету индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Информационная справка по учету индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...