ИИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Штанько Ирина Вениаминовна

Фрагмент методического пособия  "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС."

В данном разделе представлен материал, посвященный интеграции искусств в УВП процессе ДОО. В теоретической части на основе законов синтеза искусств дается анализ способов  взаимодействия искусств. В практической части раскрывваются возможности взаимодействия искусства с различными видами художественно-творческой деятельности детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Уважаемые коллеги!

Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, не присваивайте его себе, а делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга!

 

Многообразие видов искусства дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всей его сложности и многообразии.

Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника, требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе: взаимодействие искусств, комплекс искусств, синтез искусств, интеграция искусств.

Понятие «взаимодействие искусств» обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью, с другой.

Под комплексным взаимодействием различных видов искусства (комплекс искусств) в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, выбранное для решения определенных учебно-воспитательных задач

По мнению Б.И. Ивасива в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.

Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном сравнительном анализе выразительных средств различных видов искусства.

Виды искусства

Средства выразительности

Изобразительное
искусство

Форма, величина, цвет, композиция, ритм, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине.

Художественная
литература

Слово, образные предложения, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора, композиция, жанр);

Музыка

Звук, тембр ритм, лад, гармония, динамика, мелодия, интонация и др.

Театр

Мимика, жесты, движения, позы, голос, интонационно-образная речь.

Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения посредством сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения произведений различных видов искусства.

Генетическая взаимосвязь объединяет различные виды искусства единством происхождения и синкретизмом форм. Это ярко проявляется в народном искусстве.

Для художественного развития человечества характерно диалектическое единство двух встречных, но одинаково плодотворных процессов: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных искусств к их синтезу

Ю.Б.Борев, рассматривая историческую динамику различных видов искусства, выделяет несколько видов художественного синтеза:

  • Синкретизм как особую форму существования искусства.
  • Соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над сотрудничающим с ним другим видом.
  • Коллажное взаимодействие.
  • Симбиоз: искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое.
  • Снятие: один вид искусства становится основой другого не участвуя при этом в художественном результате основными своими элементами.
  • Концентрация: один вид искусства вбирает в себя другие, сохраняя при этом свою художественную природу.
  • Трансляционное сопряжение: один вид искусства становится средством другого.
  • В.В. Ванслов выделяет три группы синтеза:
  • Синтез пластических искусств на основе архитектуры.
  • Синтез зрелищных искусств, связанных с творчеством актера.
  • Синтез пар искусств, связанных с литературой (например, вокальная музыка представляет собой синтез литературы и музыки). [Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства]
  • А.Я. Зись рассматривает синтез искусств в аспекте воздействия искусства на человека. Он выделяет следующие типы синтеза:
  • Соединение искусств с целью усиления образной выразительности.
  • Синтез искусств как особый вид художественного творчества (театр, цирк).
  • Перевод из одного художественного ряда в другой (литературное произведение, художественный фильм) [Зись А.Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение].
  • В типологии, предложенной к.п.н. Г.П. Шевченко, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенности их воздействия на детей. Она выделяет несколько типов взаимодействия искусств:
  • Связывающий – в дидактике идентичен понятию «межпредметные связи»; Различные виды искусства объединяется темой, явлением, событием, понятием.
  • Интегративный-объединяющий несколько видов искусств на основе качественной композиционно-образной целостности в неповторимый по эмоционально-эстетическому воздействию художественный синтез;
  • Коррелятивный – объединяет искусства по принципу: доминирующее – подчиненное и предполагает иерархию использования различных видов искусства при подчинении их определенной художественной доминанте; Используется для эмоционального усиления художественного образа, настроения, явления средствами выразительности других искусств.
  • Творческо-преобразующий (основанный на разносторонней творческой художественно-эстетической деятельности).
  • Комплекс искусств можно рассматривать как целостную систему, подчиненную внутренней художественной логике, гармонии, основанной на единстве сходного и различного в выразительно-изобразительных средствах.
  • Образ предмета, явления, события действительности, выражается в разных видах искусства с помощью средств выразительности, присущих тому или иному виду искусства. Этим обуславливается взаимовлияние, взаимодополнение и связь различных видов искусства между собой.
  • «Комплекс искусств преобразует каждый вступающий во взаимодействие вид искусства и образует «качественно новый синтетический образ, оказывающий на личность комплексное педагогическое воздействие, способствующее ее полифоническому развитию».
  • Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности были разработаны в докторской диссертации Н.К. Карповой. Она определяет:
  • «Синтез искусств – «процесс высшего органического соединения взаимосвязанных равноправных видов, объединенных познавательным аспектом, адекватным модели личности каждого конкретного индивидуума»
  • Понятие «интеграция искусств» близко к понятиям «синтез искусств» и «комплекс искусств».
  • Если понятие «синтез искусств» определяет формы взаимодействия различных видов искусства и художественного творчества в культурно-историческом аспекте, то «интеграция искусств» является одной из форм (типов) взаимодействия различных видов искусства (комплекса искусств) в педагогическом процессе.
  • В учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения все виды художественно-творческой деятельности взаимодействуют с различными направлениями учебной и воспитательной работы с детьми. Поэтому педагогу, осуществляющему деятельность в области эстетического воспитания на основе интеграции искусств, необходимо построить такую систему, в которую органично вплетаются: знакомство с произведениями изобразительного искусства, слушание музыки, восприятие литературного произведения, поэзии, игровая, художественно-речевая, театрализованная изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую, расширяет знания, знакомит с другими способами творческой деятельности, помогает создать определенный эмоциональный настрой и формирует навыки в различных видах художественно-эстетической деятельности
  • Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, как части общей культуры, которые включают в себя две составляющие:
  • формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
  • художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.
  • Все эти компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависит:
  • оперирование знаниями и умениями в области искусства;
  • ценностные представления об искусстве в целом и отдельных его видов;
  • умение высказывать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
  • владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
  • сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности;
  • желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  • владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).

Основываясь на принципах взаимодействия искусств, влияющих на личность, нами отобраны несколько типов синтеза искусств, которые проверены практикой и являются наиболее продуктивными в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Синкретизм как особая форма существования народного искусства.
  • Связывающий (тематикой, образным единством и т.д.).
  • Перевод из одного художественного ряда в другой (один вид искусства становится         средством передачи другого вида.)
  • Соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над сотрудничающим         с ним другим видом.
  • Симбиоз: искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое (театрализованная деятельность и т.д.).

Некоторые формы организации педагогического процесса на основе интеграции искусства обосновывает в своем исследовании д.п.н. Р.М. Чумичева. Она утверждает, что объединив художественные средства разных видов искусств в единое целое, педагог имеет возможность решить сразу несколько педагогических задач и достичь результатов в более оптимальные сроки. Р.М. Чумичева выделяет следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная.

Мы рассматриваем эти формы, как структуру построения занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. Объединяющим и системообразующим стержнем интеграции искусства со всеми направлениями учебно-воспитательного процесса в ДОО, мы принимаем образ предмета, явления, события действительности, который выражается в разных видах искусства с помощью языка и средств выразительности, присущих тому или иному виду искусства.

На основе этих принципов нами разработана модель взаимосвязанности искусствоведческих и методических задач при использовании комплекса искусств в эстетическом воспитании дошкольников и в зависимости от поставленной цели используется та или иная конструкция. Например:

Пластообразная форма

Суть данной формы наслоение пластов различных видов искусства и деятельности связанной с их освоением (художественно-эстетической, игровой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью (создание в сознании ребенка целостного художественного образа, ценности, явления и т.д.).

Например, образ «Золотой осени», познается, осмысливается, переживается ребенком в различных видах искусства (изобразительном искусстве, поэзии, музыке), через средства выразительности этих видов искусства (колорит, сравнения, эпитеты, ритм, музыкальную интонацию, лад и т.д.), и передается детьми в песне, составлении рассказов или изобразительной деятельности.

Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.

Спиралевидная форма

Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок будут постепенно нарастать количественно и качественно изменяться на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или от общего к частному.

Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. Векторные линии – содержание различных видов искусства и художественно-творческие деятельности, в которые включается ребенок. По спирали будет двигаться познаваемое, наращивая, на каждом витке новые впечатления, представления, знания о средствах выразительности искусства, способах художественно-творческой деятельности, с помощью которых создаются различные произведения искусства.

Контрастная форма

Данная форма отличается от предыдущих тем, что строится на принципах диалога и контраста и заключается в обмене суждений между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Дети с помощью педагога познают как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительностями различных видов искусства передают свое отношение к явлению, событию, поступкам героев и т.д. Ведущими методами данной формы будут сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.

Взаимопроникающая форма

Характеризуется организацией такого вида художественно-творческой деятельности, в который органично вплетаются другие виды: познавательная, слушание музыки, литературного произведения, поэзии, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую, обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомству с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя. Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или производные от них формы: игра – путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программ и т.д.

Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.

Индивидуально-дифференцированная форма

Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка.

Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер, должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в дошкольном образовательном учреждении, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. С этой целью в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.) В такой среде педагог умело организует деятельность, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, побуждая к самостоятельной творческой деятельности, выполняя роль соавтора, творческого партнера.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...