ИИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Фрагмент методического пособия "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС."
В данном разделе представлен материал, посвященный интеграции искусств в УВП процессе ДОО. В теоретической части на основе законов синтеза искусств дается анализ способов взаимодействия искусств. В практической части раскрывваются возможности взаимодействия искусства с различными видами художественно-творческой деятельности детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Уважаемые коллеги!
Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.
Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, не присваивайте его себе, а делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга!
Многообразие видов искусства дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всей его сложности и многообразии.
Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника, требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе: взаимодействие искусств, комплекс искусств, синтез искусств, интеграция искусств.
Понятие «взаимодействие искусств» обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью, с другой.
Под комплексным взаимодействием различных видов искусства (комплекс искусств) в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, выбранное для решения определенных учебно-воспитательных задач
По мнению Б.И. Ивасива в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.
Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном сравнительном анализе выразительных средств различных видов искусства.
Виды искусства | Средства выразительности |
Изобразительное | Форма, величина, цвет, композиция, ритм, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине. |
Художественная | Слово, образные предложения, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора, композиция, жанр); |
Музыка | Звук, тембр ритм, лад, гармония, динамика, мелодия, интонация и др. |
Театр | Мимика, жесты, движения, позы, голос, интонационно-образная речь. |
Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения посредством сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения произведений различных видов искусства.
Генетическая взаимосвязь объединяет различные виды искусства единством происхождения и синкретизмом форм. Это ярко проявляется в народном искусстве.
Для художественного развития человечества характерно диалектическое единство двух встречных, но одинаково плодотворных процессов: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных искусств к их синтезу
Ю.Б.Борев, рассматривая историческую динамику различных видов искусства, выделяет несколько видов художественного синтеза:
- Синкретизм как особую форму существования искусства.
- Соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над сотрудничающим с ним другим видом.
- Коллажное взаимодействие.
- Симбиоз: искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое.
- Снятие: один вид искусства становится основой другого не участвуя при этом в художественном результате основными своими элементами.
- Концентрация: один вид искусства вбирает в себя другие, сохраняя при этом свою художественную природу.
- Трансляционное сопряжение: один вид искусства становится средством другого.
- В.В. Ванслов выделяет три группы синтеза:
- Синтез пластических искусств на основе архитектуры.
- Синтез зрелищных искусств, связанных с творчеством актера.
- Синтез пар искусств, связанных с литературой (например, вокальная музыка представляет собой синтез литературы и музыки). [Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства]
- А.Я. Зись рассматривает синтез искусств в аспекте воздействия искусства на человека. Он выделяет следующие типы синтеза:
- Соединение искусств с целью усиления образной выразительности.
- Синтез искусств как особый вид художественного творчества (театр, цирк).
- Перевод из одного художественного ряда в другой (литературное произведение, художественный фильм) [Зись А.Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение].
- В типологии, предложенной к.п.н. Г.П. Шевченко, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенности их воздействия на детей. Она выделяет несколько типов взаимодействия искусств:
- Связывающий – в дидактике идентичен понятию «межпредметные связи»; Различные виды искусства объединяется темой, явлением, событием, понятием.
- Интегративный-объединяющий несколько видов искусств на основе качественной композиционно-образной целостности в неповторимый по эмоционально-эстетическому воздействию художественный синтез;
- Коррелятивный – объединяет искусства по принципу: доминирующее – подчиненное и предполагает иерархию использования различных видов искусства при подчинении их определенной художественной доминанте; Используется для эмоционального усиления художественного образа, настроения, явления средствами выразительности других искусств.
- Творческо-преобразующий (основанный на разносторонней творческой художественно-эстетической деятельности).
- Комплекс искусств можно рассматривать как целостную систему, подчиненную внутренней художественной логике, гармонии, основанной на единстве сходного и различного в выразительно-изобразительных средствах.
- Образ предмета, явления, события действительности, выражается в разных видах искусства с помощью средств выразительности, присущих тому или иному виду искусства. Этим обуславливается взаимовлияние, взаимодополнение и связь различных видов искусства между собой.
- «Комплекс искусств преобразует каждый вступающий во взаимодействие вид искусства и образует «качественно новый синтетический образ, оказывающий на личность комплексное педагогическое воздействие, способствующее ее полифоническому развитию».
- Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности были разработаны в докторской диссертации Н.К. Карповой. Она определяет:
- «Синтез искусств – «процесс высшего органического соединения взаимосвязанных равноправных видов, объединенных познавательным аспектом, адекватным модели личности каждого конкретного индивидуума»
- Понятие «интеграция искусств» близко к понятиям «синтез искусств» и «комплекс искусств».
- Если понятие «синтез искусств» определяет формы взаимодействия различных видов искусства и художественного творчества в культурно-историческом аспекте, то «интеграция искусств» является одной из форм (типов) взаимодействия различных видов искусства (комплекса искусств) в педагогическом процессе.
- В учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения все виды художественно-творческой деятельности взаимодействуют с различными направлениями учебной и воспитательной работы с детьми. Поэтому педагогу, осуществляющему деятельность в области эстетического воспитания на основе интеграции искусств, необходимо построить такую систему, в которую органично вплетаются: знакомство с произведениями изобразительного искусства, слушание музыки, восприятие литературного произведения, поэзии, игровая, художественно-речевая, театрализованная изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую, расширяет знания, знакомит с другими способами творческой деятельности, помогает создать определенный эмоциональный настрой и формирует навыки в различных видах художественно-эстетической деятельности
- Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, как части общей культуры, которые включают в себя две составляющие:
- формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
- художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.
- Все эти компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависит:
- оперирование знаниями и умениями в области искусства;
- ценностные представления об искусстве в целом и отдельных его видов;
- умение высказывать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
- владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
- сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности;
- желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
- владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
Основываясь на принципах взаимодействия искусств, влияющих на личность, нами отобраны несколько типов синтеза искусств, которые проверены практикой и являются наиболее продуктивными в работе с детьми дошкольного возраста:
- Синкретизм как особая форма существования народного искусства.
- Связывающий (тематикой, образным единством и т.д.).
- Перевод из одного художественного ряда в другой (один вид искусства становится средством передачи другого вида.)
- Соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над сотрудничающим с ним другим видом.
- Симбиоз: искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое (театрализованная деятельность и т.д.).
Некоторые формы организации педагогического процесса на основе интеграции искусства обосновывает в своем исследовании д.п.н. Р.М. Чумичева. Она утверждает, что объединив художественные средства разных видов искусств в единое целое, педагог имеет возможность решить сразу несколько педагогических задач и достичь результатов в более оптимальные сроки. Р.М. Чумичева выделяет следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная.
Мы рассматриваем эти формы, как структуру построения занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. Объединяющим и системообразующим стержнем интеграции искусства со всеми направлениями учебно-воспитательного процесса в ДОО, мы принимаем образ предмета, явления, события действительности, который выражается в разных видах искусства с помощью языка и средств выразительности, присущих тому или иному виду искусства.
На основе этих принципов нами разработана модель взаимосвязанности искусствоведческих и методических задач при использовании комплекса искусств в эстетическом воспитании дошкольников и в зависимости от поставленной цели используется та или иная конструкция. Например:
Пластообразная форма
Суть данной формы наслоение пластов различных видов искусства и деятельности связанной с их освоением (художественно-эстетической, игровой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью (создание в сознании ребенка целостного художественного образа, ценности, явления и т.д.).
Например, образ «Золотой осени», познается, осмысливается, переживается ребенком в различных видах искусства (изобразительном искусстве, поэзии, музыке), через средства выразительности этих видов искусства (колорит, сравнения, эпитеты, ритм, музыкальную интонацию, лад и т.д.), и передается детьми в песне, составлении рассказов или изобразительной деятельности.
Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.
Спиралевидная форма
Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок будут постепенно нарастать количественно и качественно изменяться на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или от общего к частному.
Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. Векторные линии – содержание различных видов искусства и художественно-творческие деятельности, в которые включается ребенок. По спирали будет двигаться познаваемое, наращивая, на каждом витке новые впечатления, представления, знания о средствах выразительности искусства, способах художественно-творческой деятельности, с помощью которых создаются различные произведения искусства.
Контрастная форма
Данная форма отличается от предыдущих тем, что строится на принципах диалога и контраста и заключается в обмене суждений между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Дети с помощью педагога познают как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительностями различных видов искусства передают свое отношение к явлению, событию, поступкам героев и т.д. Ведущими методами данной формы будут сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.
Взаимопроникающая форма
Характеризуется организацией такого вида художественно-творческой деятельности, в который органично вплетаются другие виды: познавательная, слушание музыки, литературного произведения, поэзии, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую, обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомству с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя. Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или производные от них формы: игра – путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программ и т.д.
Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная форма
Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка.
Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер, должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в дошкольном образовательном учреждении, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. С этой целью в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.) В такой среде педагог умело организует деятельность, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, побуждая к самостоятельной творческой деятельности, выполняя роль соавтора, творческого партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»
Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...
"Реализация индивидуального подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации год 2017...
Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...
Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...
Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...