Возрастные особенности развития речи детей 6-го года жизни
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Современный ребѐнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагая свои мысли, легко строить развѐрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет от до четырѐх тысяч слов.
Показатели речевого развития детей 5-6 лет.
1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], шипящие звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]
2. Фонетическая сторона речи. Ребенок способен произносить все звуки, речь отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении
3. Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задает много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложно-подчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.
4. Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторон; речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).
5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию, развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.
В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза
Звуковой анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. Т.е. ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, начальное обучение грамоте начинается не в школе, а в дошкольном детстве. Таким образом, если ваш ребенок неправильно произносит те или иные звуки к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками. Если ребенок не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему важно правильно произносить звуки?
НАЧАЛО НАЧАЛ - ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ!
Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у ребенка достаточно развит фонематический слух, т.е. способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. То есть, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно.
Вторая ступень – фонематическое восприятие. На основе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие. Это специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Умение различать слова отличающимися только одним звуком:
КОЗА – КОСА МИСКА – МИШКА
Проговорить слоговые дорожки за взрослым или слов с оппозиционными звуками:
та – да, ка – га, са – ша, ла – ра, ча – ща, том – дом, лук – люк, Лука – рука, сутки – шутки.
Выделить заданный звук из ряда звуков, слогов или слов.
Третья ступень – фонематический анализ, нужный навык для успешного обучения в школе.
Фонематический анализ - это разложение слова на составляющие его фонемы (т. е. звуки). Выделение звука на фоне слова. ребенок определяет есть ли звук «С» в слове «суп», «У» в слове «утка» и т.д. Определение позиции звука в слове (начало – середина – конец слова). Определение последовательности звуков в слоге, а концу года и в односложных словах типа «дом», «мак». Первоначально допустимо выполнение ребенком задания с некоторой долей помощи со стороны взрослого в виде утрированного произнесения звуков. Определение количества слогов в слове. ДЫ – НЯ МО – ЛО – КО Какое слово длиннее, какое короче и т.д.
Четвертая ступень – фонематический синтез. Без него не обойтись при обучении грамоте.
Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в слово.
«Послушай, какие звуки разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово:
«С» «О» «К». Или: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами.
Поставь их правильно и получится знакомое тебе слово: «О» «Д» «М» - дом».
В случае если все предыдущие ступени развития фонематического слуха развиваются в норме, ребенку легко будет выполнение фонематического синтеза, к которому приступают уже в начале подготовительной группы.
Таким образом очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки.
Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ
Материал написан в помощь родителям....
«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
Как помочь ребенку овладеть чистой речью?...
Советы логопеда Особенности развития речи детей 3-го года жизни
Советы логопедаОсобенности развития речи детей 3-го года жизни...
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
Особенности развития речи детей 3-го года жизни.Речь – это главная психическая и самая сложная функция. Она не является врожденной, она формируется по мере развития человека....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности развития речи детей 3-4 года жизни»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. От уровня...
Особенности развития речи детей 3–4 года жизни
Консультация для родителей...