Структура программы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы методики реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Дошкольное образование (ДО) претерпевает существенные изменения, связанные с требованиями времени, общества и семьи в обновлении понимания и достижения качества дошкольного образования. Качество дошкольного образования должно соответствовать современным требованиям общества и государства, отражать образовательную направленность системы дошкольного образования, учитывать специфику дошкольного образования. «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования» предполагает изменения в содержательном, ресурсном и результативном компонентах образовательной деятельности в ДОУ.
В ФГОС ДО определена целевая установка дошкольного образования, которая ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника. Ключевой идеей дошкольного образования является акцент на развитие дошкольника, где знания, умения, навыки выступают не как самоцель, а как средство развития.
Условиями эффективного развития дошкольников является осуществление деятельностного и личностного подходов в работе педагога. Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляется в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса в сторону гибкости, вариативности, приближенности к возрастным особенностям, возможностям и потребностям дошкольника.
В дошкольном образовании развитие личности, мотивации и способностей детей осуществляется в различных видах деятельности. Данное развитие осуществляется в процессе реализации 5 образовательных областей, которые требуют осмысления и освоения педагогами.
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена необходимостью теоретической и методической подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО.
Предполагается, что своевременное освоение педагогами программы поможет более эффективнее осуществлять образовательный процесс в условиях его обновления, разрешать затруднения в профессиональной деятельности, способствовать профессиональному развитию и самосовершенствованию.
Задачи методики реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- создать условия для обогащения педагогической практики слушателей на основе использования современных программ и технологий, организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО;
- способствовать формированию у слушателей общепедагогических знаний и практических умений осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО;
- способствовать формированию мотивации педагогов ДОО к освоению инноваций в современном дошкольном образовании, формированию положительного
Основная категория слушателей.
- Руководящие кадры:
- Заведующие дошкольными образовательными организациями
- Заместители заведующих дошкольными образовательными организациями
- Педагогические кадры:
- Воспитатели дошкольных образовательных организаций
- Воспитатели групп раннего возраста
- Старшие воспитатели (методисты)
- Инструкторы по физическому воспитанию
- Музыкальные руководители.
Принципы образовательной программы:
-ориентированный характер образовательной программы.
- модульность, обеспечивающая дифференциацию обучения.
- учёт индивидуальности, интерактивность обучения.
Структура программы должна включать две части: инвариантная и вариативная.
Определение соотношения инвариантной и вариативной частей обусловлено необходимостью освоения содержания ФГОС ДО, понимания методологических, нормативных оснований дошкольного образования в условиях стандартизации.
Каждый модуль должен представлять собой самостоятельный компонент программы, содержащий занятия, объединенные основными целями и задачами.
Вместе с тем, все модули взаимосвязаны, имеют единые ценностные и теоретические основания, соответствуют целям и задачам программы.
Освоение программного материала должно осуществляться в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.
Теоретические занятия имеют цель помочь ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОУ, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а также в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).
Программа должна включать контрольно-диагностические задания, позволяющие выявлять готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.
Ожидаемые результаты сформулированы в виде компетенций обучающегося, формируемых в ходе реализации программы.
- Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на уровне дошкольного образования в различных образовательных организациях
- Знать основные положения методологии и теории организации образовательного процесса в ДОО;
- Уметь осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с современными требованиями;
- Владеть современными методами организации образования детей дошкольного возраста, быть готовым к творческому преобразованию собственной профессиональной деятельности.
Способы оценки результатов:
Программа должна включать промежуточные контрольно-диагностические задания, позволяющие выявить готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.
Итоговыми результатами освоения программы является разработка проекта, методических или дидактических материалов.
Содержание программы.
Инвариантная часть:
Раздел 1. Современные ориентиры развития образования
-Государственная политика в области образования
-Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы реализации ФГОС
-Профессиональный стандарт педагога
Раздел 2. Теоретико-методологические основы ФГОС дошкольного образования
-Психология развития
-Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС
-Вариативность содержания дошкольного образования. Современные программы и технологии
-ФГОС дошкольного и начального общего образования: основы преемственности
-Планирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
-Организация сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей
Раздел 3. Создание психолого-педагогических условий развития детей в ДОО
-Диагностика и коррекция нарушений развития и социальной адаптации.
-Вопросы инклюзивного образования
-Создание условий для становления и развития у ребенка субъектной позиции в деятельности
-Требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
-Основы сотрудничества взрослых и детей. Создание условий для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
-Специфика форм организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста
-Осуществление оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)
-Коммуникативная культура педагога
-Условия успешной социализации и индивидуализации ребенка в условиях ДОО
Вариативная часть (как правило составляется по желанию):
1. Содержание модуля «Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях введения ФГОС»
-Базовые ценности ФГОС дошкольного образования
-Особенности реализации образовательной области «Познавательное развитие»
-Реализация образовательной области «Речевое развитие»
-Содержание и технологии реализации области «Социально-коммуникативное развитие» в образовательном процессе ДОО
-Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО
-Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
-Проектирование педагогических мероприятий с детьми
-Построение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с позиций ФГОС
-Методика организации различных видов детской деятельности
-Место игры в образовательном процессе детского сада
2. Содержание модуля «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Возрастные особенности детей
Организация жизни детей в группах
Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей
Социально-личностное развитие детей.
Познавательно-речевое развитие детей
3. Содержание модуля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
Здоровье сберегающие технологии в ДОО
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО
Режим двигательной активности в ДОО
Место игры в образовательном процессе детского сада
Формирование знаний у дошкольников в области физической культуры
Спортивно-игровая среда в ДОО
Развитие двигательных качеств дошкольников
Физкультурно-массовые мероприятия в ДОО
Диагностика физического развития и физической подготовленности детей
- Содержание модуля «Музыкальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (на примере музыкального искусства)
Восприятие музыки. Формирование детского музыкального репертуара для слушания
Музыкальное развитие детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Развитие вокальных способностей детей на музыкальных занятиях. Охрана детского слуха и голоса
Развитие индивидуальных музыкальных способностей в условиях кружковой работы
Современные подходы к развитию танцевально-ритмических движений в дошкольном возрасте
Развитие исполнительских способностей детей в музыкально-театральной деятельности
Приобщение детей к праздничной культуре
Особенности работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста
Особенности разработки раздела по музыкальному развитию детей в основной образовательной программе дошкольного образования
- Содержание модуля «Методическое сопровождение реализации ФГОС в ДОО»
- Функции, содержание и формы методической работы.
- Современные педагогические технологии в методической работе с кадрами.
3. Подготовка педагогических кадров к участию в профессиональных конкурсах
4. Методическое сопровождение инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС
5. Основная образовательная программа дошкольного образования – основа реализации ФГОС ДО. Технология разработки программы
6. Роль информационно-коммуникационной среды ДОО в реализации программ.
7. Основы разработки педагогических проектов.
6. Содержание модуля «Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации ФГОС ДО.
2. Вариативные формы предоставления образовательных услуг по дошкольному образованию.
3. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка основной образовательной программы дошкольного образования
4. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка программы развития ДОО.
5. Организация инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
6. Управление качеством образования в ДОО.
7. Создание в ДОО условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Формы проведения занятий
Освоение программного материала должен осуществляется в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.
Теоретические занятия должны помочь слушателям ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОО, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а так же в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).
отношения к реализации новых требований образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Конспект НОД «Путешествие в весенний лес»
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к природе, объектам мира животных и растений. Учить передавать свои чувства и эмоции через музыку и движения, сопереживать ей, обогащать словарный запас, прививать любовь к поэзии, вызывать эмоциональную отзывчивость. Развивать память и музыкальный слух с помощью музыкально-дидактических игр.
Материал: Мультимедийный экран, слайды с изображением картин природы, птиц, растений, животных. Шапочки волка, медведя, лисы, зайца. Музыкальный инструмент – металлофон.
Музыкально-дидактические пособия: карточки животных.
Музыкальное оформление: И. С. Бах «Шутка», «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой, «Ловишка», муз. Гайдна, П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит «Шутка» И.С. Баха.
Педагог:
Здравствуйте дорогие ребята, за окном прекрасное время года – весна! Читает стихотворение о весне Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Вы когда-нибудь гуляли в весеннем лесу? А хотите туда отправиться? Тогда в путь! Только давайте будем идти очень аккуратно, чтобы никого не напугать! (Звучит музыка «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой. Дети изображают прогулку по лесу). А теперь давайте притаимся и немного послушаем…Вы слышите звуки? Как вы думаете, чьи это голоса? (дети отвечают). Конечно, это голоса птиц. А каких вы птиц вы знаете (дети перечисляют). Скажите мне пожалуйста, какие птицы перелетные, а какие нет? (ответы). Правильно! Сейчас, я предлагаю вам просмотреть слайды, на которых вы увидите этих птиц. (Дети проходят в зону для просмотра слайдов, фоном звучит музыка).
Дети проходят в зону слушания.
Педагог:
Скажите мне, пожалуйста, звуки птиц - это музыка? (ответы детей). Конечно, это музыка! Потому, что каждая птица поет по-своему красиво. А давайте вспомним, какие бывают птицы (дикие и домашние). А как поют дикие птицы (воробей, синица, голубь, ворона, кукушка, соловей). Сейчас поиграем в игру «Кукушка». Вы наверно слышали, как она поет? Мы услышали два звука, и они звучали по-разному: один выше, а другой ниже («ку-ку»). Давайте попробуем изобразить эти звуки на металлофоне. А теперь другая игра: «Мама и детки». Вы, наверное, все знаете, что у мамы-птички один голосок, а у птенчика совсем другой. Попробуйте угадать, кто сейчас поет? (музыкально-дидактические карточки).
Педагог:
Ребята, каждая мама очень любит своего малыша и неважно кто это птенец, звереныш или человек. Я предлагаю вам по-очереди придумать ласковые слова, которыми можно называть зверей и птиц. А теперь давайте, исполним песню «Козлик», в которой поется о том, как козлик любит свою маму-козу.
Педагог:
В лесу живут не только птицы, но и животные. Давайте немного разомнемся и поиграем и игру «Ловишка», муз. Гайдна, а «Ловишкой» у нас будет волк, а мы все зайцы.
Педагог:
Как вы считаете, можно ли движениями выразить чувства? Конечно, да! Сейчас мы немного побудем актерами. Саша изобрази нам, пожалуйста, неуклюжего медведя. Маша – трусливого зайца, Ваня – хитрую лису, злого волка (под разную музыку дети изображают животных).
Педагог
Ребята, но в лесу живут не только птицы и животные, а как вы думаете, кто еще? Правильно еще и растения, ой я, кажется, слышу музыку…(«Звучит вальс цветов» Чайковского, появляется фея-фиалка).
Фея – фиалка:
Здравствует, ребята, я Фея – фиалка и могу слышать язык цветов. Хотите, я научу и вас делать это. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Как вы думаете, какие движения можно использовать в этой музыке (дети показывают), а как их можно описать словами (плавные, воздушные, легкие…). Давайте попробуем их показать. Молодцы!
Педагог
Спасибо Фея-фиалка, что научила нас слышать и чувствовать язык цветов.
Фея – фиалка:
Но это еще не все, я приготовила вам небольшое задание. Давайте пройдем в зону просмотра и взглянем на слайды. Мне хотелось бы узнать, знакомы ли вы с растениями, которые живут в весеннем лесу. Давайте их хором будем называть (подснежник, ландыш, фиалка, папоротник, и др., фоном звучит музыка). Теперь гуляя по весеннему лесу, вы точно не ошибетесь в названии цветов. Я очень надеюсь, что вы будете оберегать и любить свою природу и животных и хочу напоследок прочитать замечательное стихотворение И. Токмаковой «Радость»:
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Прощается и уходит.
Педагог
Ребята, сейчас мы все поиграем в игру, которая называется «Веснянка», укр. н. м. обр. С. Полонского.
А теперь нам пора возвращаться обратно. Дети идут спокойным шагом под музыку. На этом наше занятие окончено. Надеюсь, вам понравилось путешествие в весенний лес, и вы узнали много нового и интересного о нашей природе и ее лесных жителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Консультация для педагогов ДОУ: «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...
Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ: С ФГТ И ФГОС
В работе анализируются различия требований к структуре Программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ и ФГОС...
ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об...
Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов.
В помощь написания рабочих программ...
Основная идея и структура программы «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева
Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ...
“LEGO – конструирование в ДОУ как один из компонентов структуры программы STEM - образования”
Дети играют с самого рождения. Игра для детей дошкольного возраста то же, что работа для взрослого человека. В играх мы развиваем естественные задатки детей- интеллект, воображение, чувства, лов...