Структура программы
рабочая программа на тему

Павлова Галина Викторовна

Структура рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_programmy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы методики реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Дошкольное образование (ДО) претерпевает существенные изменения, связанные с требованиями  времени, общества и семьи в обновлении понимания и достижения качества дошкольного образования. Качество дошкольного образования должно соответствовать современным требованиям общества и государства, отражать образовательную направленность системы дошкольного образования, учитывать специфику дошкольного образования. «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования» предполагает изменения в содержательном, ресурсном и результативном компонентах образовательной деятельности в ДОУ. 

В ФГОС ДО определена целевая установка дошкольного образования, которая ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольника. Ключевой идеей дошкольного образования является акцент на развитие дошкольника, где знания, умения, навыки выступают не как самоцель, а как средство развития. 

Условиями эффективного развития дошкольников является  осуществление деятельностного и личностного подходов в работе педагога.  Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляется в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса в сторону гибкости, вариативности, приближенности к возрастным особенностям, возможностям и потребностям дошкольника. 

В дошкольном образовании развитие личности, мотивации и способностей детей осуществляется в различных видах деятельности. Данное развитие осуществляется в процессе реализации 5 образовательных областей, которые требуют осмысления и освоения педагогами. 
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена необходимостью теоретической и методической подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО. 

Предполагается, что своевременное освоение педагогами программы поможет более эффективнее осуществлять образовательный процесс в условиях его обновления, разрешать затруднения в профессиональной деятельности, способствовать профессиональному развитию и самосовершенствованию. 

Задачи методики реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- создать условия для обогащения педагогической практики слушателей на основе использования современных программ и технологий, организации образовательного процесса на основе ФГОС ДО;
- способствовать формированию у слушателей общепедагогических знаний и практических умений осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО;
- способствовать формированию мотивации педагогов ДОО к освоению инноваций в современном дошкольном образовании, формированию положительного

Основная категория слушателей.

  • Руководящие кадры:
  • Заведующие дошкольными образовательными организациями
  • Заместители заведующих дошкольными образовательными организациями
  • Педагогические кадры:
  • Воспитатели дошкольных образовательных организаций
  • Воспитатели групп раннего возраста
  • Старшие воспитатели (методисты)
  • Инструкторы по физическому воспитанию
  • Музыкальные руководители.

Принципы образовательной программы:

-ориентированный характер образовательной программы.

- модульность, обеспечивающая дифференциацию обучения.

- учёт индивидуальности, интерактивность обучения.

Структура программы должна включать две части: инвариантная и вариативная.

Определение соотношения инвариантной и вариативной частей обусловлено необходимостью освоения содержания ФГОС ДО, понимания методологических, нормативных оснований дошкольного образования в условиях стандартизации.

Каждый модуль должен представлять собой самостоятельный компонент программы, содержащий занятия, объединенные основными целями и задачами. 

Вместе с тем, все модули взаимосвязаны, имеют единые ценностные и теоретические основания, соответствуют целям и задачам программы. 

Освоение программного материала должно осуществляться в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.

Теоретические занятия имеют цель помочь ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОУ, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а также в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).

Программа должна включать контрольно-диагностические задания, позволяющие выявлять готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.

Ожидаемые результаты сформулированы в виде компетенций обучающегося, формируемых в ходе реализации программы.

  1. Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на уровне дошкольного образования в различных образовательных организациях
  2. Знать основные положения методологии и теории организации образовательного процесса в ДОО;
  3. Уметь осуществлять образовательный процесс в ДОО в соответствии с современными требованиями;
  4.  Владеть современными методами организации образования детей дошкольного возраста, быть готовым к творческому преобразованию собственной профессиональной деятельности.

Способы оценки результатов:

Программа должна включать промежуточные контрольно-диагностические задания, позволяющие выявить готовность слушателей к творческому преобразованию собственной деятельности и реализации современных требований к дошкольному образованию.
Итоговыми  результатами освоения программы является разработка проекта, методических или дидактических материалов.

Содержание программы. 

Инвариантная часть:

Раздел 1. Современные ориентиры развития образования

-Государственная политика в области образования

-Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы реализации ФГОС

-Профессиональный стандарт педагога

Раздел 2. Теоретико-методологические основы ФГОС дошкольного образования

-Психология развития

-Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС

-Вариативность содержания дошкольного образования. Современные программы и технологии

-ФГОС дошкольного и начального общего образования: основы преемственности

-Планирование образовательного  процесса  в условиях реализации ФГОС

-Организация сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей

Раздел 3. Создание психолого-педагогических условий развития детей в ДОО

-Диагностика и коррекция нарушений развития и социальной адаптации.

-Вопросы инклюзивного образования

-Создание условий для становления и развития у ребенка субъектной  позиции  в деятельности

-Требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

-Основы сотрудничества взрослых и детей.  Создание условий для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

-Специфика форм организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста
-Осуществление оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)

-Коммуникативная культура педагога

-Условия  успешной социализации и индивидуализации ребенка в условиях ДОО

Вариативная часть  (как правило составляется по желанию):
1. Содержание модуля «Содержание и организация образовательной работы с детьми в условиях введения ФГОС»  

-Базовые ценности ФГОС дошкольного образования

-Особенности реализации образовательной области «Познавательное развитие»

-Реализация образовательной области «Речевое развитие» 

-Содержание и технологии реализации области «Социально-коммуникативное развитие» в образовательном процессе ДОО

-Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО

-Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

-Проектирование педагогических мероприятий с детьми

-Построение образовательного процесса  в дошкольной образовательной организации  с позиций ФГОС

-Методика организации различных видов детской деятельности

-Место игры в образовательном процессе детского сада

2. Содержание модуля «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Возрастные особенности детей

Организация жизни детей в группах

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей

Социально-личностное развитие детей.

Познавательно-речевое развитие детей

3. Содержание модуля «Организация физкультурно-оздоровительной работы  в ДОО»

Здоровье сберегающие технологии в ДОО

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья.

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в образовательном процессе ДОО

Режим двигательной активности в ДОО  

Место игры в образовательном процессе детского сада

Формирование знаний у дошкольников в области физической культуры

Спортивно-игровая среда в ДОО

Развитие двигательных качеств дошкольников

Физкультурно-массовые мероприятия  в ДОО

Диагностика физического развития  и физической подготовленности детей

  1. Содержание модуля «Музыкальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства (на примере музыкального искусства)

Восприятие музыки. Формирование  детского музыкального репертуара для слушания

Музыкальное развитие детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

Развитие вокальных способностей детей на музыкальных занятиях. Охрана детского слуха и голоса

Развитие индивидуальных музыкальных способностей в условиях кружковой работы

Современные подходы к развитию танцевально-ритмических движений в дошкольном возрасте

Развитие исполнительских способностей детей в музыкально-театральной деятельности

Приобщение детей к праздничной культуре

Особенности работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

Особенности разработки раздела по музыкальному развитию детей  в основной образовательной программе дошкольного образования

  1. Содержание модуля «Методическое сопровождение реализации ФГОС в ДОО»
  1. Функции, содержание и формы методической работы.
  2. Современные педагогические технологии в методической работе с кадрами.

3. Подготовка педагогических кадров к участию в профессиональных конкурсах

4. Методическое сопровождение инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС

5. Основная образовательная программа дошкольного образования – основа реализации ФГОС ДО. Технология разработки программы

6. Роль информационно-коммуникационной среды ДОО в реализации программ.

7. Основы разработки педагогических проектов.

6. Содержание модуля «Управление ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации ФГОС ДО.

2. Вариативные формы предоставления образовательных услуг по дошкольному образованию.

3. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка основной образовательной программы дошкольного образования

4. Реализация программного подхода в управлении ДОО: разработка программы развития ДОО.

5. Организация инновационной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.

6. Управление качеством образования в ДОО.

7. Создание в ДОО условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Формы проведения занятий

Освоение программного материала должен осуществляется в процессе лекционных (теоретических) и практических занятий с опорой на профессиональный опыт слушателей, а также с использованием дистанционно-образовательных технологий.

Теоретические занятия должны помочь слушателям ориентироваться в профессиональной информации, освоить концептуальные положения в области воспитания и образования детей. Полученные знания прорабатываются на практических занятиях: просмотре и анализе практической деятельности в ДОО, видеоматериалов, мастер-классах, деловых играх, решении проблемных ситуаций и др., а так же в процессе разработки слушателями собственных образовательных или управленческих моделей (проектов).

 отношения к реализации новых требований образования в условиях реализации ФГОС ДО.


Конспект НОД «Путешествие в весенний лес»

Цель: Формировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение к природе, объектам мира животных и растений. Учить передавать свои чувства и эмоции через музыку и движения, сопереживать ей, обогащать словарный запас, прививать любовь к поэзии, вызывать эмоциональную отзывчивость. Развивать память и музыкальный слух с помощью музыкально-дидактических игр.   

Материал: Мультимедийный экран, слайды с изображением картин природы, птиц, растений,  животных. Шапочки волка, медведя, лисы, зайца. Музыкальный инструмент – металлофон.

Музыкально-дидактические пособия: карточки животных.

Музыкальное оформление: И. С. Бах «Шутка», «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой, «Ловишка», муз. Гайдна, П. И. Чайковский «Вальс цветов».

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал. Звучит «Шутка» И.С. Баха.

Педагог:

Здравствуйте дорогие ребята, за окном прекрасное время года – весна! Читает стихотворение о весне Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Вы когда-нибудь гуляли в весеннем лесу? А хотите туда отправиться? Тогда в путь! Только давайте будем идти очень аккуратно, чтобы никого не напугать! (Звучит музыка «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой. Дети изображают прогулку по лесу). А теперь давайте притаимся и немного послушаем…Вы слышите звуки? Как вы думаете, чьи это голоса? (дети отвечают). Конечно, это голоса птиц. А каких вы птиц вы знаете (дети перечисляют). Скажите мне пожалуйста, какие птицы перелетные, а какие нет? (ответы). Правильно! Сейчас, я предлагаю вам просмотреть слайды, на которых вы увидите этих птиц. (Дети проходят в зону для просмотра слайдов, фоном звучит музыка).

Дети проходят в зону слушания.

Педагог:

Скажите мне, пожалуйста, звуки птиц - это музыка? (ответы детей). Конечно, это музыка! Потому, что каждая птица поет по-своему красиво. А давайте вспомним, какие бывают птицы (дикие и домашние). А как поют дикие птицы (воробей, синица, голубь, ворона, кукушка, соловей). Сейчас поиграем в игру «Кукушка». Вы наверно слышали, как она поет? Мы услышали два звука, и они звучали по-разному: один выше, а другой ниже («ку-ку»). Давайте попробуем изобразить эти звуки на металлофоне. А теперь другая игра: «Мама и детки». Вы, наверное, все знаете, что у мамы-птички один голосок, а у птенчика совсем другой. Попробуйте угадать, кто сейчас поет? (музыкально-дидактические карточки).

Педагог:

Ребята, каждая мама очень любит своего малыша и неважно кто это птенец, звереныш или человек. Я предлагаю вам по-очереди придумать ласковые слова, которыми можно называть зверей и птиц. А теперь давайте, исполним песню «Козлик», в которой поется о том, как козлик любит свою маму-козу.

Педагог:

В лесу живут не только птицы, но и животные. Давайте немного разомнемся и поиграем и игру «Ловишка», муз. Гайдна, а «Ловишкой» у нас будет волк, а мы все зайцы.

Педагог:

Как вы считаете, можно ли движениями выразить чувства? Конечно, да! Сейчас мы немного побудем актерами. Саша изобрази нам, пожалуйста, неуклюжего медведя. Маша – трусливого зайца, Ваня – хитрую лису, злого волка (под разную музыку дети изображают животных).

Педагог 

Ребята, но в лесу живут не только птицы и животные, а как вы думаете, кто еще? Правильно еще и растения, ой я, кажется, слышу музыку…(«Звучит вальс цветов» Чайковского, появляется фея-фиалка).

Фея – фиалка:

Здравствует, ребята, я Фея – фиалка и могу слышать язык цветов. Хотите, я научу и вас делать это. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Как вы думаете, какие движения можно использовать в этой музыке (дети показывают), а как их можно описать словами (плавные, воздушные, легкие…). Давайте попробуем их показать. Молодцы!

Педагог

Спасибо Фея-фиалка, что научила нас слышать и чувствовать язык цветов.

Фея – фиалка:

Но это еще не все, я приготовила вам небольшое задание. Давайте пройдем в зону просмотра и взглянем на слайды. Мне хотелось бы узнать, знакомы ли вы с растениями, которые живут в весеннем лесу. Давайте их хором будем называть (подснежник, ландыш, фиалка, папоротник, и др., фоном звучит музыка). Теперь гуляя по весеннему лесу, вы точно не ошибетесь в названии цветов. Я очень надеюсь, что вы будете оберегать и любить свою природу и животных и хочу напоследок прочитать замечательное стихотворение И. Токмаковой «Радость»:

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

Прощается и уходит.

Педагог 

Ребята, сейчас мы все поиграем в игру, которая называется «Веснянка», укр. н. м. обр. С. Полонского.

А теперь нам пора возвращаться обратно. Дети идут спокойным шагом под музыку. На этом наше занятие окончено. Надеюсь, вам понравилось путешествие в весенний лес, и вы узнали много нового и интересного о нашей природе и ее лесных жителях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ: С ФГТ И ФГОС

В работе анализируются различия требований к структуре Программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ и ФГОС...

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Основная идея и структура программы «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева

Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ...

“LEGO – конструирование в ДОУ как один из компонентов структуры программы STEM - образования”

Дети играют с самого рождения. Игра для детей дошкольного возраста то же, что работа для взрослого человека. В играх мы развиваем  естественные задатки детей- интеллект, воображение, чувства, лов...