Годовой план на 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Используемые программы и практические материалы:
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2002.
- Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Адаптация ребенка в детском саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПБ.: Речь, Образовательные проекты, 2011.
- папка дошкольника: Логика; Найди по схеме; Нарисуй по образцу; Находим противоположности; Ориентировка в пространстве; Подумай, дорисуй; Поиграем со словами; Посмотри и запомни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы для родителей | 50.26 КБ |
Годовой план | 30.55 КБ |
Перспективный план | 49.5 КБ |
Перспективный план (подготовительная группа) | 34.68 КБ |
Перспективный план (старшая группа) | 16.94 КБ |
Используемые методики | 19.48 КБ |
Отчёт за 2016-2017 учебный год | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сардаана»
Амгинский улус с. Амга
«Игры с детьми в домашней обстановке»
(советы психолога Филипповой М.А.)
«Игры с детьми в домашней обстановке»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно, каждый навязывает другому, свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить «главную роль» по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.); двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки); спортивные игрушки; строительные наборы; дидактические (разнообразные башенки, матрёшки) и настольные игры.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми.
Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки - открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры; развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук; учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
«Игры на кухне»
Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:
«Съедобное-несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
Отгадываем «Вкусные» загадки
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (Сахар)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
Дедушка смеется,
на нем шубонька трясется. (Кисель)
Холодок в пакете
Едят и взрослые и дети
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)
В воде родится, а воды боится. (Соль)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р:«Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.
«Обзывалки»
Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.
Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)
Задания на развитие мелкой моторики:
1. Рассортировать белую и красную фасоль;
2. Выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3. В мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
4. Посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Фантазируйте и играйте на здоровье!
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ «ЦРР
детский сад «Сардаана»
__________ Степанова Л.В.
«___» _________ 2017 г.
Годовой план работы
педагога – психолога
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Сардаана»
на 2017 – 2018 уч. г.
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Консультационная работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
4. Психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации.
5. Психологическое сопровождение воспитанников подготовительной группы, подготовка к школе.
Основные направления деятельности:
- Психодиагностика, в том числе исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников;
- Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной и личностной сферы дошкольников, подготовка детей к обучению в школе;
- Психологическое просвещение и консультирование;
- Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- Помощь педагогам в создании оптимальных условий для развития личности дошкольников в детском саду.
Планируемые результаты:
- Сохранение естественных механизмов развития ребёнка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение;
- Развитие индивидуальных качеств детей, психологическая готовность детей к школе;
- Формирование у педагогов и родителей психолого-педагогической компетентности.
- Психодиагностическая деятельность
Категория | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Работа с детьми | 1.Изучение психологических особенностей воспитанников с целью обеспечения индивидуального подхода к детям в процессе учебно-воспитательной работы (наблюдение, беседы, тестирование).Отбор по заявкам, все группы. 2.Наблюдение адаптационного процесса воспитанников. 3.Диагностика психологической готовности к школе детей подготовительных групп. 4.Изучение детской тревожности в старших, подготовительных группах с целью корр.-развивающей работы (тест «Несуществующее животное»). | в течение года сентябрь май октябрь-апрель | |
Работа с родителями (законными представителями) | Анкетирование родителей (законных представителей) детей групп младшего дошкольного возраста. Цель: определение уровня готовности воспитанников к ДОУ и наиболее актуальных вопросов для консультирования. Анкетирование «Как прошла адаптация детей к ДОУ» Анкетирование «Личностная готовность ребенка к школе» Цель: определение актуальных тем для консультирования. | сентябрь октябрь апрель |
2.Коррекционно-развивающая деятельность
Категория | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Работа с детьми | 1.Психологическое сопровождение процесса адаптации в младших группах. 2. Подгрупповые развивающие занятия с детьми «Игровой час» (старшая и подготов. группы). 3.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. | сентябрьи по необходимости 1 раз в неделю с 2 октября 30 занятий в течение года | |
Работа с родителями (законными представителями) | Конференция с родителями (законными представителями) младших групп «Как справиться с кризисом 3 лет». | февраль |
3.Психопрофилактика и просветительская деятельность
Категория | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Работа с педагогами | 1.Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Странички психолога». 2.Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду, в районе 3.Оформление памяток для воспитателей. | в течение года по запросув течение года в течение года | |
Работа с родителями (законными представителями) | 1.Оформление памяток для групповых стенд: «Адаптация к детскому саду», «Психологическая готовность к школе» 2.Разработка памяток для родителей (законных представителей): «Кризис 7 лет», «Ребенок со страхами», «Готовность к школе». 3.Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах. | сентябрь февраль по запросу в течение года |
4. Консультирование
Категория | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Работа с педагогами | 1.Групповая консультация с педагогами старших и подготовительных групп по результатам диагностики эмоциональной сферы. 2.ПМПк (по запросу родителей (законных представителей). 3. Консультация для педагогов «Условия эмоционального благополучия детей в группе». 4.Практикум «Секреты эффективного общения». 6.Индивидуальные консультации для педагогов. | декабрь По плану ДОУ ноябрь декабрь по запросам в течение года | |
Работа с родителями (законными представителями) | 1.Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального и личностного развития воспитанников. 2.Общее родительское собрание «Социальная адаптация малышей в ДОУ, как результат тесного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей)». 3.Родительское собрание «Как научить ребенка управлять своим поведением». 4.Родительское собрание «Психологические условия адаптации ребенка к школе». 5.Индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) воспитанников, представляемых на ПМПк. | в течение года октябрь по плану групп апрель в течение года |
5.Самообразование
Категория | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
| в течение года по графику в течение учебного года |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы педагога-психолога
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Консультационная работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
4. Психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации.
5. Психологическое сопровождение воспитанников подготовительной группы, подготовка к школе.
Задачи | Направления, виды работы, содержание | Методическое обеспечение | Целевая аудитория | Сроки | ||||
1. Психодиагностика | ||||||||
1. Диагностика эмоциональной сферы детей | Выявление детей с нарушениями поведения, отклонениями в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы. Изучение эмоционального благополучия детей в группах МДОУ. | Наблюдения. Набор методик | По запросам воспитателей | в теч. года | ||||
2. Диагностика «Адаптация вновь прибывших детей». | Изучение особенностей протекания адаптационного периода, заполнение карт адаптации. Помощь родителям (законным представителям) в создании благоприятных условий протекания адаптации ребенка. Анализ адаптационного периода. | Карты адаптации. Анкеты для родителей (законным представителям) | Все группы | в теч. года | ||||
3. Диагностика уровня школьной готовности | Выявление обучаемости детей, уровня их умственного развития и готовности к школьному обучению. | 1. Пакет методик для определения школьной зрелости. 2. Анкеты для родителей (законным представителям) | Подготовительная группа | Октябрь, апрель | ||||
2. Развивающая работа с детьми | ||||||||
1. Работа с детьми по развитию интеллектуальных способностей | Индивидуальная и групповая работа с детьми. Создание психологических условий максимально благоприятных для психического развития детей. Игровой час (старшая, подг.гр.) | Развивающая программа игр и упражнений. | 1. По результатам диагностики 2. По запросам | в теч. года | ||||
2. Работа с воспитанниками по развитию эмоциональной сферы | Индивидуальная и групповая работа с детьми, особенности которых могут привести к сложностям эмоционального развития, в поведении и отношения к окружающим. Анализ адаптационного периода. Игровой час (старшая, подг.гр.) | Развивающие программы | По запросам | в теч. года | ||||
3. Психопрофилактика | ||||||||
Работа с родителями (законными представителями) | Анализ семьи по социальным группам Индивидуальные и групповые беседы, консультации для родителей | Социальный паспорт Материал по данной теме | Коллектив родителей Коллектив родителей | Октябрь в теч. года | ||||
4. Психологическое консультирование и просвещение | ||||||||
1. Индивидуальное консультирование | Консультации по волнующим вопросам и проблемам для педагогов, сотрудников МБДОУ | Для всех желающих | в теч. года | |||||
2. Повышение психологической культуры путем проведения групповых консультаций для родителей (законных представителей); оформление консультаций в группах (по запросам) | Консультации для родителей (законным представителям) по запросу воспитателей | Материал по данной теме | Коллектив родителей (законных представителей) (все группы) | в теч. года | ||||
5. Повышение квалификации | ||||||||
Посещение методических объединений, открытых мероприятий, самообразование | Посещение мероприятий организованных в РУО, знакомство с новыми технологиями и новинками литературы. | в теч. года |
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ «ЦРР
детский сад «Сардаана»
__________ Степанова Л.В.
«___» _________ 2017 г.
Перспективный план работы
педагога – психолога
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Сардаана»
на 2017 – 2018 уч. г.
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ
«ЦРР - детский сад «Сардаана»
__________ Степанова Л.В.
«___» _________ 2017 г.
Перспективный план
коррекционно-развивающих занятий
педагога – психолога
на 2017 – 2018 уч. г.
(подготовительные к школе группы)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога
(подготовительные к школе группы)
Цель: подготовка детей к обучению в школе.
Задачи:
- развитие психических процессов;
- профилактика школьной дезадаптации;
- развитие коммуникации.
Структура занятий: Приветствие. Основная часть. Релаксация. Прощание.
Условия проведения занятий: 1 раз в неделю по 25-30 мин (подгруппа)
Месяц | Занятие | Оборудование |
Сентябрь | Адаптационный период | |
Постановка кукольного театра «Колобок» (для младшей группы) | Пальчиковый театр | |
Октябрь | Занятие № 1
Цель: развитие логического мышления, речи и памяти
Цель: формирование позитивных эмоций, чувства группового единства
Цель: расширение словарного запаса, развитие произвольного внимания
Цель: развитие переключения внимания
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
| Предметные картинки, тетради, карандаши |
Занятие № 2
Цель: формирование группы, повышение самооценки
Цель: развитие внимания, зрительной памяти
Цель: развитие произвольного внимания, расширение словарного запаса
Цель: развитие логического мышления, речи
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
| Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 3 1. Приветствие
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений
Цель: развитие внимания, мышления, речи, зрительного восприятия
Цель: развитие внимания, умения быстро и точно реагировать на сигнал
Цель: развитие слухоречевой памяти
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 4
Цель: развитие внимания и памяти, активизация словарного запаса
Цель: стимуляция внимания, умения быстро и точно реагировать на сигнал
Цель: развитие внимания, мышления, речи
Цель: формирование принятия детей друг другом
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Мяч, тетради, карандаши | |
Ноябрь | Занятие № 5
Цель: расширение словарного запаса
Цель: развитие внимания, логического мышления
Цель: развитие внимания, волевых качеств
Цель: сплочение детей, развитие эмпатии
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши |
Занятие № 6
Цель: развитие мышления, речи
Цель: развитие анализа и синтеза
Цель: развитие слухового внимания, волевых качеств
Цель: увеличение объема памяти, развитие внимания
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | Предметные картинки, разрезные картинки на тему «Школа», тетради, карандаши | |
Занятие № 7
Цель: развития внимания, восприятия, мышления и речи
Цель: развитие внимания, зрительной памяти
Цель: развитие мыслительных процессов
Цель: развитие внимания
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 8
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления
Цель: развитие творческого мышления
Цель: развитие зрительной памяти, внимания
Цель: развитие слухового внимания, расширение словарного запаса
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Тетради, карандаши | |
Декабрь | Занятие № 9 1. Приветствие 2. «Сесть - встать» Цель: развитие внимания 3. «Выложи по образцу» Цель: развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, мелкой моторики 4. «Волшебный квадрат» Цель: развитие пространственных представлений, произвольного внимания, мелкой моторики, расширение словарного запаса 5. «Нос-пол-потолок» Цель: развитие внимания 6. «Найди недостающий предмет» Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания, мелкой моторики. 7. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 8. Релаксация 9. Прощание | |
Занятие № 10 1. Приветствие 2. «Нарисуй и зачеркни» Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления 3. «Вопросы» Цель: развитие творческого мышления 4. «Менялки» Цель: развитие внимания, быстроты реакции 5. «Запомни и нарисуй» Цель: развитие зрительной памяти, внимания 6. «Посуда» Цель: развитие слухового внимания, расширение словарного запаса 7. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 8. Релаксация 9. Прощание | ||
Занятие № 11 1. Приветствие 2. «Чем похожи и чем отличаются» Цель: развития внимания, восприятия, мышления и речи 3. «Поезд» Цель: развитие внимания, зрительной памяти 4. «Лишнее слово» Цель: развитие мыслительных процессов 5. «Четыре стихии» Цель: развитие внимания 6. «Сочини историю» Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе 7. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 8. Релаксация 9. Прощание | ||
Январь | Занятие № 12
Цель: развитие логического мышления, речи, памяти
Цель: развитие внимания
Цель: развитие воображения, мелкой моторики
Цель: развитие внимания, быстроты реакции
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши |
Занятие № 13
Цель: развитие логического мышления
Цель: развитие внимания, зрительной памяти
Цель: развитие произвольного внимания, расширение словарного запаса
Цель: формирование принятия детей друг другом
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Набор кругов, тетради, карандаши | |
Занятие № 14
Цель: развитие объема зрительной памяти
Цель: развитие внимания, логического мышления
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений
Цель: развитие внимания, мелкой моторики
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
| Набор геометр.фигур, лабиринты, тетради, карандаши | |
Февраль | Занятие № 15 1. Приветствие 2. «Подбери парную картинку» Цель: развитие логического мышления, речи и памяти 3. «Вопросы» Цель: развитие творческого мышления 4. «Раз, два, три - замри» Цель: развитие внимания, быстроты реакции 5. «Не пропусти» Цель: развитие переключения внимания 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | Тетради, карандаши |
Занятие № 16 1. Приветствие 2. «То, что я люблю делать» Цель: формирование группы, повышение самооценки 3. «Запомни фигуры» Цель: развитие внимания, зрительной памяти 4. «Съедобное – несъедобное» Цель: развитие произвольного внимания, расширение словарного запаса 5. «Найди лишнюю картинку» Цель: развитие логического мышления, речи 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 17 1. Приветствие 2. «Найди предмет по заданным признакам» Цель: развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы 3. «Геометрические фигуры» Цель: развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы 4. «Запомни точно» Цель: развитие словарного запаса, зрительной памяти, мелкой моторики, мышления 5. «Найди 10 отличий» Цель: развитие зрительной памяти 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | ||
Занятие № 18 1. Приветствие 2. «Кто, куда пересел» Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения 3. «Горячая картошка» Цель: развитие воображения, зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения 4. «Закономерности» Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений 5. «Найди 10 отличий» Цель: развитие зрительной памяти 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | ||
Март | Занятие № 19 1. Приветствие 2. «Внимательные глазки» Цель: развитие зрительной памяти детей 3. «Узнай, кто перед тобой» Цель: формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива 4. «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания и умения быстро реагировать на сигнал 5. «Выложи цифры так, как только что видел» Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, воображения 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | |
Занятие № 20 1. Приветствие 2. «Кто, куда пересел» Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения 3. «Горячая картошка» Цель: развитие воображения, зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения 4. «Закономерности» Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений 5. «Найди 10 отличий» Цель: развитие зрительной памяти 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | ||
Занятие № 21 1. Приветствие 2. «Позы» Цель:развитиеэмоционально-выразительных движений, воображения 3. «Скажи наоборот» Цель: развитие логического мышления и речи 4. «Слушай хлопки» Цель: развитие зрительно-моторной координации, слухового внимания, произвольности поведения 5. «Собери по образцу»(Цветные счетные палочки Кюизенера) Цель: зрительно- моторной координации, внимания, логики, расширение кругозора 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | ||
Занятие № 22 1. Приветствие 2. «Какой буквы не стало» Цель:развитие внимания 3. «Назови три предмета, белого, синего и красного цвета» Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса 4. «Будь внимателен» Цель: развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал 5. «Найди 10 отличий» Цель: развитие зрительной памяти 6. «Графический диктант» Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу 7. Релаксация 8. Прощание | ||
Апрель | Занятие № 23
Цель: развитие мышления и речи
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления
Цель: развитие произвольного внимания, мышления
Цель: формирование принятия детей друг другом
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, мяч, тетради, карандаши |
Занятие № 24
Цель: развитие памяти, внимания
Цель: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать
Цель: развитие произвольного внимания, умения быстро и четко реагировать на сигнал
Цель: знакомство детей с назначением школы
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Тетради, карандаши | |
Занятие № 25
Цель: развитие творческого мышления, речи
Цель: развитие внимания, мышления, речи
Цель: развитие слухового внимания, волевых качеств
Цель: знакомство детей с функциями учителя
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Мяч, тетради, карандаши | |
Занятие № 26
Цель: развитие навыков анализа, синтеза, обобщения
Цель: развитие концентрации и переключения внимания, речи
Цель: развитие слуховой памяти
Цель: знакомство детей с распорядком школы (уроки и перемены)
Цель: развитие воображения
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
9. Прощание | Предметные картинки тетради, карандаши | |
Май | Занятие № 27
Цель: развитие творческого мышления, речи
Цель: развитие зрительной памяти
Цель: развитие внимания
Цель: формирование представлений о школе
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметы/картинки, тетради, карандаши |
Занятие № 28
Цель: развитие творческого мышления, речи, воображения, внимания
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений
Цель: формирование принятия детей друг другом
Цель: выявление сформированности мотивации
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 29
Цель: развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля
Цель: развитие воображения, мышления, речи
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления
Цель: формирование позитивного самовосприятия
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
8. Прощание | Предметные картинки, тетради, карандаши | |
Занятие № 30
Цель: развитие мышления, речи
Цель: развитие внимания
Цель: развитие внимания, памяти
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаге, подчинять свои действия правилу
7. Прощание | Предметные картинки бланки с корректурной пробой, тетради, карандаши |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ «ЦРР
детский сад «Сардаана»
__________ Степанова Л.В.
«___» _________ 2017 г.
Перспективный план
коррекционно-развивающих занятий
педагога – психолога
на 2017 – 2018 уч. г.
(старшая группа)
Количество занятий в год | Тема | Дата проведения | Примечание |
Сентябрь | |||
Адаптационный период | 3-4 неделя | ||
Октябрь | |||
№ 1 | День приветствия | 1 неделя | |
№ 2 | Осенние забавы | 2 неделя | |
№ 3 | Наше настроение | 3 неделя | |
№ 4 | Мы узнаем ПДД | 4 неделя | |
Ноябрь | |||
№ 5 | Я и моя семья | 1 неделя | |
№ 6 | Хорошо ли быть злым? | 2 неделя | |
№ 7 | Учимся справляться с гневом | 3 неделя | |
№ 8 | Свободная/подвижная игра | 4 неделя | |
Декабрь | |||
№ 9 | Игры со счетными палочками | 1 неделя | |
№ 10 | Что делать, если ты злишься | 2 неделя | |
№ 11 | Свободная/подвижная игра | 3 неделя | |
Январь | |||
№ 12 | Настроение Бабы - Яги | 2 неделя | |
№ 13 | Поговорим о доброте | 3 неделя | |
№ 14 | Ссора | 4 неделя | |
Февраль | |||
№ 15 | Как справиться с упрямством? | 1 неделя | |
№ 16 | Чувство одинокого человека | 2 неделя | |
№ 17 | Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» | 3 неделя | |
№ 18 | Свободная/подвижная игра | 4 неделя | |
Март | |||
№ 19 | Учимся понимать чувства других людей | 1 неделя | |
№ 20 | Учимся доброжелательности | 2 неделя | |
№ 21 | Животные – наши друзья | 3 неделя | |
№ 22 | Свободная/подвижная игра | 4 неделя | |
Апрель | |||
№ 23 | Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | 1 неделя | |
№ 24 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях | 2 неделя | |
№ 25 | Добрые и злые поступки | 3 неделя | |
№ 26 | Свободная/подвижная игра | 4 неделя | |
Май | |||
№ 27 | Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | 1 неделя | |
№ 28 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях | 2 неделя | |
№ 28 | Добрые и злые поступки | 3 неделя | |
№ 30 | Свободная/подвижная игра | 4 неделя |
Предварительный просмотр:
Диагностический блок
Изучаемый материал | Методика | Источник |
| Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур» | Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 1996 |
| Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
| «Два дома» | Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М., 1998 |
| Банков С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
| Гуткина Н.И. «Домик» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993 |
Методики психологической диагностики
№ | Методики | Возраст | Назначение методики | Краткое описание методики |
1 | «Лесенка» | 3-7 лет | Методика изучает самооценку ребенка: как оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе | Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
2 | Методика «Два дома» | 3,5-6 лет | Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций | Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листке красный и черный домики жильцов |
3 | Рисунок семьи | с 4 лет | Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений | Ребенку предлагают нарисовать свою семью |
4 | Методика «Кактус» | с 4 лет | Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности | Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа |
Период | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями (законными представителями) |
СЕНТЯБРЬ |
|
| |
Предварительный просмотр:
Годовой отчет педагога-психолога
на 2016-2017 уч.г.
Информационная справка:
1. Количество групп – 5
Старшая группа №1 – 27
Старшая группа №2 – 25
Подготовительная №1 – 23
Подготовительная №2 – 23
Подготовительная №3 – 18
2. Количество детей – 116
Диагностика:
Групповая (всего диагностик) – 2
Индивидуальная (всего человек) - 3
Применяемые диагностические методики:
- диагностика определения способности ребенка к копированию сложного образца. Выявление умения ребенка ориентироваться по образцу, развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук (Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., 1993).
- методика на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности (Методика «Кактус»).
- методика определения характера адаптации к ДОУ (Остроухова А.).
Цель и задачи работы:
Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья воспитанников.
Задачи:
- сохранение психологического здоровья детей.
- создание благоприятного для развития воспитанников микроклимата в детском саду;
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как воспитанникам, так и их родителям (законным представителям), педагогам;
- диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
- консультационная работа с родителями (законными представителями) и педагогами;
- психологическое сопровождение детей в период адаптации;
- психологическое сопровождение детей подготовительнойгруппы, подготовка к школе, мониторинг развития.
Направления работы:
- психопрофилактическая работа;
- развивающая и психокоррекционная работа;
- психодиагностическая работа;
- консультационная работа;
- просветительская работа;
- методическая работа.
Психопрофилактическая работа:
Психопрофилактическая работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:
Старшая группа: дошкольный возраст.
Подготовительная группа: занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.
Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)
Структура и форма групповых психопрофилактических занятий:
Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 12 человек). Длительность одного занятия 25 -30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.
Общая структура занятия:
- ритуал приветствия;
- развивающие игры;
- групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;
- релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;
Основные методические приемы:
- ролевые игры;
- коммуникативные игры;
- игры, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);
Используемые программы и практические материалы:
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2002.
- Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Адаптация ребенка в детском саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПБ.: Речь, Образовательные проекты, 2011.
- папка дошкольника: Логика; Найди по схеме; Нарисуй по образцу; Находим противоположности; Ориентировка в пространстве; Подумай, дорисуй; Поиграем со словами; Посмотри и запомни.
Психодиагностическая работа:
Психодиагностическая работа осуществляется по следующим направлениям.
1. Мышление:
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие: формирование субъективного образа предметаили явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцеврук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Используемые методики
№ | Методики | Возраст | Назначение методики | Краткое описание методики |
1 | «Лесенка» | 3-7 лет | Методика изучает самооценку ребенка: как оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе | Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
2 | Методика «Два дома» | 3,5-6 лет | Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций | Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листке красный и черный домики жильцов |
3 | Рисунок семьи | с 4 лет | Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений | Ребенку предлагают нарисовать свою семью |
4 | Методика «Кактус» | с 4 лет | Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности | Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа |
Формы и виды работы: Тестирование, анкетирование, наблюдение.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Коррекционная работа проводилась по запросам родителей (законным представителям), воспитателей по направлениям:
• психокоррекция эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, саморегуляция, агрессивное поведение, личностные проблемы) – 4 воспитанников - 13,3%;
• психокоррекция коммуникативной сферы (нарушение взаимоотношений со сверстниками, в семье) – 5 воспитанников – 16,7%;
• психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов) – 21 воспитанников – 70%.
Основные методы коррекционных воздействий:
• индивидуальная игровая поддержка;
• психогимнастика;
• игры и упражнения по развитию познавательных функций;
• игры по развитию психомоторики.
Подгрупповая психокоррекционная работа.
В подготовительной группе, опираясь на результаты диагностики готовности к школе, проведена психокоррекционная работа.
Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику, отраженную в итоговой таблице по готовности к школе (контрольный срез).
Консультационная и просветительская работа.
Работа с родителями (законными представителями)
Консультационная работа проводилась индивидуально по запросам родителей (законным представителям), воспитателей.
Основная тематика индивидуальных консультаций:
• «Адаптация к ДОУ»;
• «Низкий уровень развития познавательных процессов»;
• «Готовность к школе»;
• «Коммуникативные навыки»;
Работа с педагогами
Индивидуальные консультации:
• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик;
• по вопросам адаптации;
• по запросам педагогов.
Групповые консультации:
- психологическая игра «Как сплотить коллектив в начале учебного года».
- психологический практикум «Играя, укрепляем психическое здоровье».
Организационно - методическая работа.
В течение года проводились:
• обработка и анализ полученных результатов;
• подготовка к индивидуально-групповой работе;
• анализ психолого-педагогической литературы;
• заполнение отчетной документации;
• подготовка к консультационной работе с родителями (законными представителями) и педагогами;
• подбор методического и игрового материала;
• составление годового отчета;
• посещение улусных семинаров
• посещение курсов повышения квалификации.
Обучение на курсах –1
Участие в семинарах –2
Разработанная программа:
- Рабочая программа педагога – психолога на 2016-2017 уч.г.
Разработанные материалы:
- Психологические игры для сплочения детского коллектива (методические рекомендации для педагогов детского сада).
- Методическое пособие «Воспитываем ребенка правильно» (советы любящим родителям)
Дидактические игры:
- «Изучаем эмоции»;
- «Собери картинку»;
- Настольная игра «Сыахай»;
- «Назови, одним словом»;
- «Найди тень»;
- «Разрезные картинки»;
- графический диктант.
Рабочие тетради:
- «Повтори узор»;
- «Математические раскраски»;
- «Обведи по точкам»;
- «Обводилки»;
- «Прописи и раскраски. Цифры»;
- «Раскраска двумя руками»;
- «Раскраски. Русские народные сказки»;
- «Соедини по цифрам».
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план на 2017-2018 учебный год
Годовой план на 2017-2018 учебный год...
Годовой план на 2017-2018 учебный год спортивных развлечений
Годовой план на 2017-2018 учебный год спортивных развлечений...
Годовой план на 2017-2018 учебный год спортивных развлечений
Годовой план на 2017-2018 учебный год спортивных развлечений...
Экспертно-аналитический раздел годового плана на 2017-2018 уч.год
Экспертно-аналитический раздел котроля представлен в форме таблицы. Имеются разделы: направления контроля, содержание контроля, срок, объект контроля, ответственные, форма поведения итогов, отметка о ...
Годовой план на 2017-2018 учебный год
годовой план...
Годовой план на 2017-2018 уч. год
Годовой план работы учреждения...