Учите детей отгадывать математические загадки
консультация (старшая группа) на тему

Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchites_otgadyvat_zagadki.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

        


Все родители хотят, чтобы их дети были умными и здоровыми, были хорошо подготовлены к школе и успешно учились. Чтобы достичь отличных результатов в существенном развитии детей, нужно вместе с ними потрудиться.

А чтобы этот совместный труд не был в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.

Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивать самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние; отгадывание загадок – это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ – отгадку. Но недостаточно только отгадывать. Важно научить ребенка и доказывать правильность отгадки.

Пример: Три вершины,

Три угла,

Три сторонки-

Вот и я!

     (треугольник)

Ребенку можно задавать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?»

Делается вывод: отгадкой может быть любой треугольник.

Пример 2: У него четыре лапки.

Лапки-цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(кот)

Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об этой загадке?

-Отгадка- это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушей.

Можно использовать для доказательства и способ ложных догадок.

Пример: Ножек четыре.

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(стол)

«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка?»

Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, эта загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка» После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.

Пример: Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(горох)

Используя неверные отгадки (огурец, кабачок), взрослый подводит детей к верному ответу.

Пример: Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(квадрат)

Можно задать вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?  Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?»

Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник тоже заключается. Вывод: отгадка-квадрат.

При разгадывании загадок с отрицанием, как правило, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок.

Загадки с математическим содержанием.

  1. Два близнеца,

Два братца

На нос

Верхом садятся.

(очки)

  1. Есть семья братьев:

Годами равные,

Именами разные.

(дни недели)

  1. Двенадцать братьев

Равно называются.

И разными делами занимаются.

(месяцы года)

  1. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(часы)

  1. Пусты поля

Мокнет земля,

Дождь поливает

Когда это бывает?

(осенью)

  1. Два братца в воду глядятся

Век не сойдутся.

(берега)

  1. Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(мяч)

  1. Что за дивные подружки.

Все они живут друг в дружке.

А как выйдут, посмотри:

Выше, ниже малыши,

Как зовут их, назови!

(матрешки)

  1. Что такое перед нами.

Круглое, совсем без грани.

В основаниях по кругу.

Катим мы его друг другу,

А назвать никак не можем.

Может, кто-то нам поможет?

(Цилиндр)

  1. Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе.

(туча)

И так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)

Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....