Учите детей отгадывать математические загадки
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Все родители хотят, чтобы их дети были умными и здоровыми, были хорошо подготовлены к школе и успешно учились. Чтобы достичь отличных результатов в существенном развитии детей, нужно вместе с ними потрудиться.
А чтобы этот совместный труд не был в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.
Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивать самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.
Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние; отгадывание загадок – это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ – отгадку. Но недостаточно только отгадывать. Важно научить ребенка и доказывать правильность отгадки.
Пример: Три вершины,
Три угла,
Три сторонки-
Вот и я!
(треугольник)
Ребенку можно задавать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?»
Делается вывод: отгадкой может быть любой треугольник.
Пример 2: У него четыре лапки.
Лапки-цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.
(кот)
Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об этой загадке?
-Отгадка- это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушей.
Можно использовать для доказательства и способ ложных догадок.
Пример: Ножек четыре.
Шляпка одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья.
(стол)
«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка?»
Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, эта загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка» После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.
Пример: Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(горох)
Используя неверные отгадки (огурец, кабачок), взрослый подводит детей к верному ответу.
Пример: Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня…
(квадрат)
Можно задать вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?»
Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник тоже заключается. Вывод: отгадка-квадрат.
При разгадывании загадок с отрицанием, как правило, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок.
Загадки с математическим содержанием.
- Два близнеца,
Два братца
На нос
Верхом садятся.
(очки)
- Есть семья братьев:
Годами равные,
Именами разные.
(дни недели)
- Двенадцать братьев
Равно называются.
И разными делами занимаются.
(месяцы года)
- Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
(часы)
- Пусты поля
Мокнет земля,
Дождь поливает
Когда это бывает?
(осенью)
- Два братца в воду глядятся
Век не сойдутся.
(берега)
- Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(мяч)
- Что за дивные подружки.
Все они живут друг в дружке.
А как выйдут, посмотри:
Выше, ниже малыши,
Как зовут их, назови!
(матрешки)
- Что такое перед нами.
Круглое, совсем без грани.
В основаниях по кругу.
Катим мы его друг другу,
А назвать никак не можем.
Может, кто-то нам поможет?
(Цилиндр)
- Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже-
Тем дождик ближе.
(туча)
И так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".
В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....
учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Статья "Учим детей отгадывать загадки"
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...
Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...
Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)
Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....