Проект "Народное Творчество"
проект на тему

Кулишова Екатерина Сергеевна

Актуальность проекта

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

 Приобщение к народному творчеству способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребёнку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Гармоничная связь народного искусства с бытом проявляется не только в декоративно-прикладном творчестве. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа. «Народное искусство даёт творцу и зрителю – даже самому маленькому – цельную, гуманитарную картину мира, его универсальную художественную модель».

Процесс познания и усвоения необходимо начинать как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через национальный фольклор, произведения народного декоративного искусства, народные игры - забавы, музыку, традиции, обычаи.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области»

ПРОЕКТ

«Народное творчество»

I младшая группа

Воспитатель I квалификационной категории:

Кулишова Екатерина Сергеевна

2017 учебный год

Актуальность проекта

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

 Приобщение к народному творчеству способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребёнку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Гармоничная связь народного искусства с бытом проявляется не только в декоративно-прикладном творчестве. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа. «Народное искусство даёт творцу и зрителю – даже самому маленькому – цельную, гуманитарную картину мира, его универсальную художественную модель».

Процесс познания и усвоения необходимо начинать как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через национальный фольклор, произведения народного декоративного искусства, народные игры - забавы, музыку, традиции, обычаи.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чисто говорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
  • - Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
  • Былины, сказания, воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.

Поэтому, родители должны больше использовать фольклор, ведь он имеет огромное значение в жизни дошкольников, он побуждает воплощать свои чувства и мысли в собственных же изделиях. В сознании ребёнка картина мира, которая выступает уникальным средством его интеграции в родную и общечеловеческую культуру.

Цель:

Показать родителям, какое значение имеет русское народное творчество в жизни младших дошкольников. И как важно приобщение к фольклору с раннего возраста.

Задачи:

  • Дать представление о различных видах русского фольклора.
  • Развивать желание знакомить детей с народным творчеством с раннего возраста.
  • Рассказать о значении русского фольклора в жизни младших дошкольников.
  • Прививать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам; желание прививать фольклор детям

Вид проекта:

Информационно- познавательный.

Продолжительность проекта:

2 недели

Участники проекта:

Родители второй группы раннего возраста.

Описание проекта:

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом.  Наши дети живут в такое время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что-то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, скороговорках и т. д. сохранится. Известно, что дети младшего возраста чутко откликаются на потешки, приговорки, попевки. Умеют выслушивать сказки, проявляют интерес к русским народным играм.

В своей работе я широко применяю русское народное творчество и предлагаю родителям начинать знакомство с фольклором с раннего возраста. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции.

Я рекомендую родителям читать больше русских народных сказок, они научать детей добру. Знакомить с русскими обычаями и традициями. Все это поможет детям развивать слуховое внимание, речь, интерес к русской культуре с раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

  • Родители должны больше уделять внимание русскому народному творчеству
  • Приобщать детей с раннего возраста к русскому фольклору
  • Знакомить детей с раннего возраста с русской культурой.

План работы

с родителями

1 неделя

Понедельник:

Консультация на тему: «Народное творчество в России»

Вторник:

Консультация на тему: «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Среда:

Создание картотеки потешек.

Четверг:

Создание картотеки русские народные подвижные игры.

Пятница:

Оформление папки передвижки на тему: «Народные промыслы»

2 неделя

Понедельник:

Консультация на тему: «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Вторник:

Папка- передвижка на тему: Русский народный костюм»

Среда:

Консультация на тему: «Чтение сказок и их влияние на развитие детей»

Четверг:

Папка- передвижка на тему: «Воспитание сказкой»

Пятница:

Выставка работ на тему: «Маски к сказкам»

Список используемой литературы.

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева 2009 год.
  2. Приобщение детей русской народной культуры.
  3. Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т.С. Комаровой 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...