Методическое объединение
статья на тему
Развивая коммуникативную компетентность ребенка, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГППЦ ДО г М ТО «Переделкино»
Методическое объединение воспитателей
Тема:
Формирование у дошкольников начал коммуникативной компетентности посредством сочинения сказок
Выступающий:
Синицына Элла Григорьевна
Дата: 19.04.2017
Москва
Формирование у дошкольников начал коммуникативной компетентности посредством сочинения сказок
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво - нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе, ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе детям? В чем же секрет успешного общения? На наш взгляд - в коммуникативных навыках, которые закладывают начала коммуникативной компетентности подрастающего человека.
Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Нередко приходится слышать жалобы, как со стороны родителей, так и от самого ребенка на сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности.
Исключительно важную роль в речевом, личностном, в том числе коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка - самый любимый ребенком литературный жанр. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В сказках дети впервые испытывают, как бы на себе, храбрость, стойкость, добро, милосердие, зло, черствость, жестокость… К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» писал, что «..сказки для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а настоящий, очень насущный и питательный хлеб….ибо так устроен ребенок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего при непосредстве фантастики» Неудивительно, что ребенок и сам пытается сочинять.
В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, А.С. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм и много-много других гениальных творений, составляющих золотой фонд литературы. Они позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают в осмыслении себя и окружающего мира. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Все это могут и должны "взять", т.е. присвоить и освоить наши дети.
Слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность». В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Зачем же нужно учить ребенка сочинять и рассказывать сказки? Современный ребенок растет в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто невербализируемые представления, догадки остаются неразвитыми. Я уверена, что фантазию ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Функция воображения человека состоит, прежде всего, в предсказании продуктов деятельности, в планировании предстоящих ситуаций. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности, то есть способностью порождать необычные идеи, отклонения от традиционных схем мышления. Кроме этого, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста. А, как и любая другая деятельность, деятельность мышления всегда вызвана какими – то потребностями личности.
Практика показывает, что дети чаще испытывают затруднения в выражении своих мыслей, не умеют говорить перед аудиторией. Овладение связными формами высказываний - процесс длительный, требующий умелого воздействия и руководства, ведь необходимо формировать способность не только связно и красиво высказываться, но и ориентироваться на слушателя. Сказка здесь приходит к нам на помощь. Ведь рассказывая сказку перед слушателями, «записывая» (рисуя) её на листе бумаги, ребенок учится связно и понятно выражать свои мысли.
В освоении детьми монологической речи очень эффективным является метод «сочинительства» (придумывания сказки). Сочинение сказки позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка, повышать свой статус среди сверстников.
Для овладения данным видом деятельности необходима целая система работы. Сочинение сказки предполагает такую организацию занятия, которая бы отличалась от других занятий. Для этого используются ритуалы «входа» в сказку, представляющие собой коллективное упражнение, неизменно повторяющееся на каждом занятии по сочинению сказки и помогающее настроить детей на совместную работу, содействующее групповому сплочению детей не только на данном занятии, но и в повседневной жизни группы. Это позволяет ребенку получить навыки позитивного коммуникативного общения, что содействует его дальнейшей социализации.
Создавая ритуал «вхождения» в сказку, я использовала куклу Иринку. Она приходит в гости к детям и приносит каждый раз различные вещи: разные картинки, предметы и т.д. Иринка рассказывает историю о том, как тот или иной предмет оказался у нее, и предлагает ребятам сочинить сказку об этом.
В данной системе работы широко используется такой метод, как придумывание «биографии» тому, или иному литературному герою. Это может послужить основой и для сюжета, и для «прорисовывания» характеров персонажей.
Также детям предлагалось сочинить свой вариант развития сюжета и финала сказки или рассказа. Проигрывая сюжет в разных плоскостях, углубляя своё видение произведения, ребенок учится понимать и чувствовать текст, развивает речь и память.
Интересен метод «покадрового» рисования сказки. Для этого заранее заготавливается «кинолента», разбитая на отдельные кадры. В каждом кадре ребенок зарисовывает ключевые моменты сюжета, по которым позже можно воспроизвести всю сказку. Эта работа может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, когда дети по цепочке сочиняют сказку. При этом дети учатся логично продолжать ход сюжета, учитывая предыдущее содержание.
Готовые сказки, как продукт детской деятельности, можно представить ребятишкам других групп, родителям. Изготовленная своими руками книжка - предмет гордости для ребят, подтверждение их успешности.
Немаловажным фактом является момент педагогического наблюдения процесса сочинения сказки. Мы, в своей работе, используем «Дневник педагогических наблюдений», в котором фиксируем личностные проявления детей, интересные фразы, позиции детей в коллективном процессе создания сказки: кто-то настойчиво «гнет свою линию», кто-то сразу уступает, особенно интересен момент, когда детям удается договориться. Педагогу предоставляется замечательная возможность наблюдать взаимодействие детей, обсуждение, «рождение» сказки. Здесь ярко проявляются способности детей, умение отстаивать свою точку зрения, уступать, договариваться ради достижения общей цели. Все это – становится основой для дальнейших педагогических воздействий – индивидуальных упражнений, игр, бесед с детьми.
Таким образом, перед педагогом дошкольного учреждения стоит серьезная задача создания условий для развития коммуникативной компетентности детей в этот ключевой для формирования личности период. И большую помощь в этом оказывает такой вид творчества, как сочинение собственных сказок. Практическая деятельность в данном направлении помогает эффективно решать поставленные задачи, что подтверждается педагогическими наблюдениями, а также диагностическими данными за 3 года.
Развивая коммуникативную компетентность ребенка, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...
заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.
1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...