Методическое объединение
статья на тему
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_ozdorovitelnoy_gimnastiki_posle_sna.docx | 72.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»
Методическое объединение воспитателей
Тема:
Комплексы оздоровительной гимнастики после сна
Выступающий:
Синицына Элла Григорьевна
Дата: 10.10.2012
Москва
КОМПЛЕКСЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
К семи годам должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Оздоровительная гимнастика доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.
Цель: Развитие физических, коммуникативные качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;
Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня физической подготовленности, развития физических и коммуникативных качеств у детей имевших низкий уровень их развития;
Стабилизация эмоционального фона у детей;
Снижение заболеваемости;
Потребность в ведении здорового образа жизни.
Содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания.
Способствовать повышению иммунитета.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 1
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику предупреждения плоскостопия, укрепить дыхательную мусклатуру.
Оборудование: МР3 - плеер, аудио запись со спокойной музыкой, «дорожка здоровья»
Гимнастика пробуждения в постели
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох (через нос).
4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - выдох.
6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприсяде («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам).
Длительность 2-3мин.
Массаж спины
Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом «паровозиком»,
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бром!
Дома , дома, посидите- Постукивание пальчиками
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками
Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте - Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками. Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика.
1.«Погладим носик». И. п. - стоя, ноги вместе. Погладить нос руками
(боковые части носа) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
2.«Подыши одной ноздрёй». И. п. - стоя, ноги вместе. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух левой ноздрёй. Затем указательным пальцем левой руки закрыть левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух правой ноздрёй. (10 сек. каждой ноздрёй)
3. «Погреемся». И. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребёнок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!».Возвращается в и. п.
4. «Великан и карлик». И. п. - стоять ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, сделать глубокий вдох. Опустить туловище вперёд-вниз, опустить руки.
Длительность 3-4мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 2
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику предупреждения плоскостопия, укрепить дыхательную мускулатуру.
Оборудование: МР3 - плеер, аудио запись со спокойной музыкой, коврик с пуговицами.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжать в кулаках, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.п.: лёжа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо, вернуться в и.п.
5. И.п.: лёжа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги, лёжа на кровати, держать, и.п.
6. И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия.
И.п. - стоя между кроватями. Ходьба на месте; перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку; приседание на носки; «велосипед» (нажимаем поочередно на педали).
Корригирующая ходьба по коврику с пуговицами.
Длительность 2-3мин.
Профилактика нарушений осанки
Дети весело идут, они обручи несут (идти друг за другом, держа на плече обруч)
Стали обруч поднимать, стали обруч опускать (поднять обруч вверх и опустить вниз)
Вот в окошко посмотрели,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
Вправо обруч повернём, влево обруч повернём (повороты вправо, влево обручем)
Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем (продеть обруч сверху вниз)
Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем (прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него).
Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика «Веселый мячик»
И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х".
Длительность 1-2мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Ребёнок должен намочить правую ладошку, левой руки, сказать «раз». То же проделать
правой рукой, сказать «два».
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать «раз». Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 3
старшая группа
Цель: помочь детям проснуться с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепить дыхательную мускулатуру; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.
2. И.п.: лёжа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.
3. И.п.: лёжа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от кровати, и.п., поворот туловища влево, и.п.
4. И.п.: лёжа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) - выдох, и.п., локти касаются кровати - вдох,
5. И.п.: сидя, по-турецки, руки на поясе, руки через стороны вверх - вдох, выдох.
6. И.п.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия
1.Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
2. И.п.- сидя на стульчиках. «Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах
3. И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками.
4. И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5.И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги. Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика
Оздоровительные упражнения для горла.
1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар».
3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка.
4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» - позевать.
5. «Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом без выдоха – 30-40 сек.
6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы». Длительность 2-3мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 4
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику предупреждения плоскостопия, формирование правильной осанки, укрепить дыхательную мускулатуру.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги, и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».
2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
4. И.п.: лёжа на спине, руки за головой. Подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками.
5. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу.
6. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук.
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия
1. «Тропинка». По команде воспитателя «тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз.
2. «Кочка». Дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово «кочки», дети приседают, положив руки на голову.
3. Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить.
4. «Весёлые ножки»: выставить правую ногу вперед на пятку, затем на носок (то же самое левой ногой).
Длительность 2-3мин.
Профилактика нарушений осанки «Солдатик».
И. п. - о. с. у стены касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками (фиксация правильной осанки) . Зафиксировать это положение, отойти и пройти по группе,
сохраняя правильную осанку.
Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика.
1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно через каждую половинку носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос .
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м»
Длительность 3-4мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 5
старшая группа
Цель: помочь детям проснуться с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепить дыхательную мускулатуру; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать
правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
2. И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
3. И.п. – сидя на кровати. Самомассаж головы («помоем голову»). Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Самиры на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»
Длительность 2-3мин.
Профилактика нарушений осанки.
«У меня спина прямая».
И.п. – узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!
Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика. «Полет на луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик».
«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р».
«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у».
«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!».
Длительность 3-4мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 6
старшая группа
Цель: помочь детям проснуться с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья»,
надувные шарики.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцами в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
Длительность 2-3мин.
Массаж ног
И.п. - сидя по-турецки.
1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы.
2. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!...» То же - с правой ногой.
3. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком, чередуя с ходьбой по «дорожки здоровья».
Профилактика нарушений осанки.
И.п. – стойка руки на пояс или за спину.
1. ходьба на носках на месте
2. ходьба на пятках
3. ходьба на месте
4. ходьба на внешнем своде стопы.
5. бег на месте
6. ходьба на месте.
Длительность 2-3мин.
Дыхательная гимнастика.
1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот.
3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.
Длительность 2-3мин.
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся!
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 7
старшая группа
Цель: помочь детям проснуться с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепление дыхательной мускулатуры; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. Спокойно делают вдох, выдох – полным дыханием.
2. Шевелят пальцами рук и ног.
3. Сгибают руки в локтях и, подняв их над головой, соединяют в замок.
4. Потягиваются всем телом, вызывая искусственный зевок.
5. Опускают руки.
6. Тянут правую ногу пяткой, носок на себя. Тянут левую ногу пяткой, носок на себя.
7. Тянут две ноги вместе.
8. Прогибаются. Сели.
9. Соединяют руки в замок и тянутся вверх, вывернув ладони вверх
Длительность 2-3мин
Массаж рук.
1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.
4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Длительность 2-3мин.
Профилактика плоскостопия.
И.п. - стоя возле кровати.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.
4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
5. Приседание на носки.
Хождение босиком по «дорожки здоровья».
Длительность 2-3мин.
Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика «Стрекоза»И.п. – стоя возле кровати.
1. Встать на носки, руки вверх через стороны
2. Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам «очки», повороты в стороны.
3. Вращения предплечьями назад - вперед с полуповоротом (влево, вправо, назад, вперед). 4. Налево-направо - наклоны в стороны.
5. Приседания.
6. Наклоны вперед, прогнувшись.
7. Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.
8. Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.
9. Сложить ладони рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 8
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу
(то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая
позвоночник.
2. И.п. – лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
3. Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы
согреться»). И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до
появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо.
Длительность 2-3мин
Самомассаж, предотвращающий простуду
«Выпал снег, но вот досада, не готовы мы к зиме. Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе! (Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
1. Поглаживать шею ладонями сверху вниз
2.Указательными пальцами растирать крылья носа
3.Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам
4.Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки
1. «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах.
2. «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее - то белые, то синие.
3. «Птица»: рука выводится вперед от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону. На деревья посмотри - прилетели снегири.
4. «Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.
Приговаривая: Мы сейчас бревно распилим. Пилим- пилим, пилим-пилим. Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова!
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - умывание, обливание рук прохладной водой.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 9
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепить дыхательную мускулатуру; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Прижать подбородок к груди (не поднимая головы), носки потянуть на себя; и.п.
2. И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. Потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; и.п.
3. И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» - раскрываются, расслабляются.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по
заснеженным дорожкам»). Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»)
И.п.- сидя на стульчиках, ноги вместе.
1. Ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; и.п.
2. Ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; и.п.
3. Ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); и.п.
4. Ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола;
5. Из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки.
И.п. - стоя возле кровати.
1. Ходьба с резкими движениями рук в стороны.
2. Встать на носки, руки вверх - потянуться.
3. Присесть – встать, держать осанку.
4. Наклон назад – выпрямиться
5. Бег с высоким подниманием бедра, держать осанку.
6. Повороты туловища направо – налево.
Длительность 2-3мин
Дыхательно-звуковая гимнастика «Новый год»
При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
1. «Бьют часы 12 раз». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.;
выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!».
2. «Ёлочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох - подняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!».
3.«Хлопушка». И.п. - стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в
стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!».
4. «Дует Дед Мороз». И.п. – сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта.
Вдох – и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у».
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 10
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья»,
плоские игрушки по количеству детей.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Соединить ладони и потереть до нагрева. Одну ладонь о другую поперек.
4. Слегка подергайте кончик носа.
5. Указательными пальцами массировать ноздри.
6. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
7. Сделать вдох, на выдохе произнести звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
Корригирующая ходьба по коврику с пуговицами.
И.п. - стоя возле кровати.
1. Ходьба на месте; перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку;
2. Приседание на носки; «велосипед» (нажимаем поочередно на педали).
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки
Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на голове, руки на поясе, спина прямая. Пройти, не уронив игрушку.
Длительность 2-3мин
Массаж головы.
Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.
Дыхательная гимнастика.
1. Руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.
2. Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.
3. Круговые вращения головой на два счета вдох, на четыре, шесть и восемь – выдох.
4. Вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4 раза и наклонить голову вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.
5. Вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнения, произнося при наклоне поочередно гласные звуки (а), (о), (у).
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь,
Кусь-кусь-кусь-кусь,
Я купаться не боюсь!
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 11
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия, профилактику зрения.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперёд, и.п.
2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Переход». И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой (правой) пяткой об постель.
6. И.п.: о.с., стоя возле кровати руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Длительность 2-3мин
Гимнастика для улучшения зрения «Прогулка в зимнем лесу»
1. Ходьба по кругу. - Мы пришли в зимний лес
2. Развести руки в стороны - Сколько здесь вокруг чудес!
3. Руки отвести вправо и посмотреть на неё - Справа берёзка в шубке стоит
4. Отвести руку влево и проследить за ней взглядом - Слева ёлка на нас глядит
5. Дважды « фонарики» и посмотреть вверх - Снежинки в небе кружатся
6. Кружась, присесть - На землю красиво ложатся.
7. Прыжки на 2-х ногах на месте - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал
8. Руки на поясе, наклоны в стороны - Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!
9. Медленно присесть, прячась - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!
10. Имитировать сон - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит
11. Имитировать полёт птиц - Прилетают снегири, ух, красивые, они!
12. Развести руки в стороны - В лесу красота и покой.
13. Обхватить руками плечи - Вот только холодно зимой
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
1. Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
2. Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
3. Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
1 - поднять руки в стороны (вдох),
2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "ку-ка-ре-ку" (выдох)
Длительность 2-3мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея)
Ребёнок должен намочить правую ладошку, левой руки, сказать «раз». То же проделать
правой рукой, сказать «два».
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать «раз». Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 12
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия, профилактику зрения.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья», воздушные шарики на каждого ребенка.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. «Потягивание». Упражнение имитирует потягивание кошки.
И.п. - лежа на спине потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.
2. «Велосипед». Имитировать езду на велосипеде,
И.п. – лежа на спине, стопами описывая круги.
3. «Калачик». И.п. - лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше.
Длительность 2-3мин
Зарядка для глаз.
1. «Часики». И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
На раз - глаза вправо, на два - и.п., на три - глаза влево, на четыре - и.п.
2. И.п. то же. На раз - глаза вверх, на два - и.п., на три - глаза вниз, на четыре - и.п.
3. И.п. тоже . Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот.
4. «Жмурки». И.п. то же. На раз - глаза закрыли, на два - и.п., на три - подмигнули одним глазом, на четыре - другим глазом.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «комбинированной дорожке», (чередование канатной дорожки,
ребристой доски, дорожки из мешочков с речными камушками, коврика с пуговицами)
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки.
1.И.п. - стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз - соединить руки сзади; на два, три, четыре, пять - держать, не расцепляя; на шесть - и.п. Тоже самое с другой рукой.
2. И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - поднять согнутую ногу, на два - ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три - ногу и руки сложить, на четыре - ногу опустить. (Выдерживать паузу,)
3. «Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика.
1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.
3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея)
Ребёнок должен намочить правую ладошку, левой руки, сказать «раз». То же проделать
правой рукой, сказать «два».
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать «раз».
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 13
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия, профилактику зрения
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.
2. И.п.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И.п. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И.п. то же, руки вперёд, массаж - поглаживание рук - от пальцев до плеча.
5. И.п. то же, зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, повторить .
6. И.п.: о.с, ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Длительность 2-3мин
Точечный массаж.
1. И.п. стоя, ноги свободно, потереть ладонь о ладонь
2. И.п. то же. Ладонями потереть щеки
3. И.п. то же. Потереть пальцами рук мочки ушей
4. И.п. тоже. Указательными пальцами рук потереть возле крыльев носа
5. И.п. то же. Указательными пальцами потереть надбровные дуги от переносицы к вискам
6. И.п. то же. Указательным пальцем слегка надавить ямку на подбородке и массировать круговыми движениями в одну сторону, потом в другую
7. И.п. то же. Указательным пальцем одной руки, найти точку на другой руке, между большим и указательным пальцами и массировать. Сменить руку.
Каждое упражнение по 5-6 раз.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
1.Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
2.Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
3.Ходьба боком по толстому шнуру.
4.Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки.
Упражнение «Деревце». И.п. стоя, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг другу, пальцы вместе. Потянитесь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика «Погреемся»
И. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребёнок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х! ». Возвращается в и. п. (8 раз)
Длительность 1-2мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея)
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 14
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья», обруч на каждого ребенка.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. Тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой.
2. И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия, упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки
Дети весело идут, они обручи несут (идти друг за другом, держа на плече обруч)
Стали обруч поднимать, стали обруч опускать (поднять обруч вверх и опустить вниз)
Вот в окошко посмотрели,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
Вправо обруч повернём, влево обруч повернём (повороты вправо, влево обручем)
Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем (продеть обруч сверху вниз)
Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем (прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него).
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика
1. «Великан и карлик». И. п. – стоять ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, сделать глубокий вдох. Опустить туловище вперёд - вниз, опустить руки
(6 раз)
2. «Сердитый ёжик». И. п. - стоя, ноги вместе. Присесть, обхватить колени, голову опустить. Произнося звук рассерженного ёжика «ф-р-р»( 3-5 раз)
Длительность 2-3мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея)
Ребёнок должен намочить правую ладошку, левой руки, сказать «раз». То же проделать
правой рукой, сказать «два».
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать «раз».
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 15
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, отпустить, (то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
2. И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать
подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Детям загадывается загадка:
Он пасётся на лугу,
Ест зелёную траву.
Только скажешь ему: «Но!»
Понесётся он легко. (Конь)
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
2. Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
3. Ходьба боком по толстому шнуру.
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки
1. «Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак - «почки» разжать кулаками - «распустились листочки». Поднять руки вверх и повторить то же самое.
Наклоны в стороны;
2. «Кустик дерево» И.п. - стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и.п.;
3. «Где берёзка, где рябина?» И.п. - ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
4. «Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика.
1.«Погладим носик». И. п. - стоя, ноги вместе. Погладить нос руками (боковые части носа) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. (6 раз)
2.«Подыши одной ноздрёй». И. п. - стоя, ноги вместе. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух левой ноздрёй. Затем указательным пальцем левой руки закрыть левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух правой ноздрёй. (10 сек. каждой ноздрёй)
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 16
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья»,
искусственный цветок на каждого ребенка.
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п. - из позиции «лежа на спине» в кровати. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги, и руки максимально растянуты.На выдохе, расслабляясь,ребенок произносит:«ид-д-да-а-а».
2. И.п. то же. Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3. И.п. то же. Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
Корригирующая ходьба по коврику с пуговицами и по камешкам
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки «Отправляемся в поход»
1. Ходьба по кругу. - Сколько нас открытий ждет! Мы шагаем друг за другом,
2. Ходьба на носках, подняв руки вверх. - Мы походим на носках.
3. Ходьба на пятках, спрятав руки за спину. - Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки.
4. Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками.- Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают.
5. Кружение на носках на месте. - Раз, два, три, четыре, полетели, закружились.Тишина стоит вокруг,
6. Ходьба с высоким подъёмом колена. - Вышли мы сейчас на луг.
7. Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди. - Мы растём, растём, мы цветём, цветём.
8. Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону.- Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два.
9. Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу.- Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть.
Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,
10. Прыгают на месте. Прыгать нужно на носок.
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, левой - раз,
11.Маршируют. Посмотрите все на нас.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
И. п. - стоя ноги вместе. Присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперёд. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».
Длительность 2-3мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 17
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепить дыхательную мускулатуру; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья», игрушка на каждого ребенка
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.
2. И.п.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И.п. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И.п. то же, руки вперёд, массаж - поглаживание рук - от пальцев до плеча.
5. И.п. то же, зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, повторить .
6. И.п.: о.с, ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Массаж головы.
Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия
1. «Тропинка». По команде воспитателя «тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз.
2. «Кочка». Дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово «кочки», дети приседают, положив руки на голову.
3. Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить.
4. «Весёлые ножки»: выставить правую ногу вперед на пятку, затем на носок (то же самое левой ногой). Длительность 2-3мин.
Профилактика нарушений осанки.
Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на голове. Руки на поясе, спина прямая, смотреть прямо. «Пройти, не уронив игрушку».(1-2 мин.)
Дыхательная гимнастика
Оздоровительные упражнения для горла.
1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар».
3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка.
4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» - позевать.
5. «Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом без выдоха – 30-40 сек.
6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы».
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 18
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги, и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».
2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
4. И.п.: лёжа на спине, руки за головой. Подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками.
5. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу.
6. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук.
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки «Солдатик».
И. п. - о. с. у стены касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками (фиксация правильной осанки) . Зафиксировать это положение, отойти и пройти по группе,
сохраняя правильную осанку.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика. «Полет на луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик».
«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р».
«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у».
«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!».
Длительность 3-4мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 19
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; укрепить дыхательную мускулатуру; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья»,
Гимнастика пробуждения в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцами в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
Длительность 2-3мин
Массаж ног
И.п. - сидя по-турецки.
1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы.
2. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!...» То же - с правой ногой.
3. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком, чередуя с ходьбой по «дорожки здоровья».
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки.
И.п. – стойка руки на пояс или за спину.
1. ходьба на носках на месте
2. ходьба на пятках
3. ходьба на месте
4. ходьба на внешнем своде стопы.
5. бег на месте
6. ходьба на месте.
Длительность 2-3мин
Дыхательная гимнастика.
1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно через каждую половинку носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос .
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м»
Длительность 2-3мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 20
старшая группа
Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Оборудование: МР3 - плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, «дорожки здоровья».
Гимнастика пробуждения в постели.
1. Спокойно делают вдох, выдох – полным дыханием.
2. Шевелят пальцами рук и ног.
3. Сгибают руки в локтях и, подняв их над головой, соединяют в замок.
4. Потягиваются всем телом, вызывая искусственный зевок.
5. Опускают руки.
6. Тянут правую ногу пяткой, носок на себя. Тянут левую ногу пяткой, носок на себя.
7. Тянут две ноги вместе.
8. Прогибаются. Сели.
9. Соединяют руки в замок и тянутся вверх, вывернув ладони вверх
Длительность 2-3мин
Профилактика плоскостопия.
И.п. – стоя возле кровати.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.
4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
5. Приседание на носки.
Хождение босиком по «дорожки здоровья».
Длительность 2-3мин
Массаж рук.
1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.
4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Длительность 2-3мин
Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика «Стрекоза»И.п. – стоя возле кровати.
1. Встать на носки, руки вверх через стороны
2. Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам «очки», повороты в стороны.
3. Вращения предплечьями назад - вперед с полуповоротом (влево, вправо, назад, вперед). 4. Налево-направо - наклоны в стороны.
5. Приседания.
6. Наклоны вперед, прогнувшись.
7. Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.
8. Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.
9. Сложить ладони рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».
Длительность 2-3мин
Водные процедуры - обширное умывание (руки до локтя, лицо, шея).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. - С-Петербург: Детство- пресс, 2005. 2.Козырева О.А. Лечебная физкультура для дошкольников.- Москва: Просвещение, 2006 . 3.Тульчинская В.Д. Здоровый ребёнок.- Москва: АНМИ, 1998.
4.Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. – Дошкольное воспитание. 2007. -№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...
заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.
1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...