ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему

Камнева Светлана Владиславна

Сегодня  в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Усилие работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошко­льном образовании - это технологии, направ­ленные на решение приоритетной задачи со­временного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоро­вья субъектов педагогического процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Сегодня  в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Усилие работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровь- еобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Особое внимание уделяется обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни: ритмопластика, динамические паузы (физминутки), подвижные и спортивные игры, релаксация; различные виды гимнастики: дыхательная, пальчиковая, гимнастика для глаз.

Большую роль отводим технологиям обучения здоровому образу жизни, которые включают в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, фитбол-гимнастику, физкультурные и музыкальные досуги, праздники.

Перед занятиями проводятся точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж. На занятиях используются дыхательные упражнения, пальчиковые гимнастики. В летний период на утренней прогулке выполняем дыхательную гимнастику, включающую мышечные упражнения, оздоровительный бег, ходьбу. Перед сном проводится релаксация, саморегуляция. После сна - гимнастика пробуждения, дыхательная, пальчиковая, ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Закаливающее дыхание - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день. Например: «Найди и покажи носик»; «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком); «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос; «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением; «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочерёдно; «Носик поёт песенку» - на выдохе постукивать указательном пальцем по крыльям носа и произносить «ба-бо-бу»; «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж ушей этот вид закаливания основа на стимуляции биологически активных точек расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Например: «Найдем и покажем ушки»; «Похлопает ушками»; «Потянем ушки оттягивание мочек ушей; «Покрутим козел ком»; «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв это такой вид массажа, который рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

Дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом развивается ловкость, быстрота, координация движений. Все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние воспитанников. Дети ведут себя более раскованно, что позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом, используются те двигательные навыки и умения, которыми они прочно овладели, проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Камнева С.В.-инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад  №68 «Светлячок», г. Тамбов



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическая культура как часть культуры общечеловеческой лежит в основе формирования ЗОЖ ребенка. В результате занятий физической культурой созревают и совершенствуются физиологические системы организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, происходит становление личности в целом.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физиологически обоснованная активность - важнейший фактор укрепления здоровья и нормального развития детей. У старших дошкольников она становится более осознанной разнообразной. По мере появления новых двигательных навыков и умений у них возникает значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. И только занятия физкультурой позволяют восполнить дефицит двигательной активности у детей.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ построена на основе игрового принципа. Знакомясь с правилами игры, ребенок приобретает опыт, необходимый для выработки саморегуляции (возможности управлять своим вниманием, переключать его, сосредотачиваться и расслабляться). Благодаря развитию игровых действий у дошкольников интенсивно формируется произвольность в разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решения, предвосхищение и оценка последствий).

Дети старшего дошкольного возраста в отсутствие самого предмета способны воспроизвести заданное движение по словесной инструкции, которая постепенно приобретает все более абстрактный характер и превращается обобщенную программу действий без опоры на наглядную ситуацию.

По мере формирования произвольности растет творческий потенциал ребенка, что отражается на развитии двигательной сферы. В отличие от детей среднего возраста старшие дошкольники воспроизводят те или иные движения, ориентируясь не на результат, а на особенности самого движения и значительно точнее выбирают его. Без специальных указаний взрослого они выполняют и более сложные действия в определенной последовательности, контролируя их и изменяя.

При анализе уровня физического развития воспитанников, старшего дошкольного возраста, детского сада оказалось, что у 27% детей он ниже нормы у них были недостаточно развиты координация движений, ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. На наш взгляд, это произошло из-за того, что у детей на низком уровне такие психические процессы, как переключаемость внимания, двигательная и слуховая память, зрительное и слуховое сосредоточение, произвольная регуляция поведения, общая координация движений, лежащие в основе перечисленных качеств.

Исследования псиxoлoгoв М.И. Лисиной, Н.Н. Поддьякова и др. доказывают, что игра - естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и психологической сферах. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются умения различать собственные мышeчныe и эмоциональные ощущения, управлять ими, чувствовать эмоции окружающих.

Влияние игры рассматривается во многих аспектах и, как правило, в контексте образовательного значения: как ведущий вид детской деятельности, средство коррекции речи и психических процессов. Она используется на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности и др., но практически не учитывается возможность ее применения на занятиях физкультурой для коррекции психических процессов.

Многие программы по физическому воспитанию традиционно рекомендуют включать игры и игровые упражнения в заключительную часть занятия. Поэтому мы выстроили и апробировали систему, при которой они используются во всех частях.

Вводная часть занятия включает в себя: различные виды ходьбы, бега, дыхательные и общеразвивающие упражнения, способствующие развитию слуховой, двитательной памяти, внимания, координации движений, выносливости, ловкости, быстроты («Слушай сигнал», «Будь внимательным», «Я - впереди», «Мельница»).

Основная часть занятия посвящена обучению основным видам движений. В нее входят игры и игровые упражнения на развитие координации движений, моторной памяти, внимания, ориентировки в пространстве, быстроты, ловкости («День, ночь, огонь, вода», «Преодоление полосы препятствий», «Спрыгни и развернись», «С мячом под дугой», «Слепой и поводырь»).

Заключительная часть занятия содержит подвижные игры, упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, организации, сплоченности коллектива, развитию внимания, воображения, творческого мышления («Море волнуется», «Чье звено быстрее соберется?», «У кого больше?», «Прогулка по волшебному лесу», «Волшебный цветок»).

Подобная система позволяет добиться следующих результатов:

  • у детей возникли желание заниматься физкультурой и интерес к ней;
  • дети начали проявлять творческую активность, фантазию, составлять новые варианты игр, правил, сюжеты и т.д.;
  • у 17% воспитанников качественно улучшились показатели физического развития (координация движений, ловкость, ориентировка в пространстве,  выносливость);
  • у всех воспитанников повысился уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия), что подтверждается результатами психологической диагностики.

Данную систему игр и игровых упражнений можно испольовать во многих случаях:

  • как предложенный вариант на занятиях по физкультуре;
  • отдельный ее элемент для организации подгрупповой работы на прогулке (для развития координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости,  и т.д.);
  • организационный момент перед проведением обязательных занятий (игры на внимание, на организацию и т.д.);
  • в коррекционной работе психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя.

            Камнева С.В.-инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад  №68 «Светлячок», г. Тамбов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада. ...

"Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательномучреждннии (ДОУ).Задачи работы: - раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в пед...

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении...

Мастер-класс "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказ...