Методы профессионального обучения
статья на тему

Козлова Анастасия Валерьевна

Вся деятельность преподавателя реализуется в тех или иных методах обучения. Слово “метод” применяется вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_professionalnogo_obucheniya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методы профессионального обучения

Вся деятельность преподавателя реализуется в тех или иных методах обучения. Слово “метод” применяется вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать.

Под методом подразумевают средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных задач. Таким образом, методы обучения определяются как способы работы преподавателя и студентов, учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение и развиваются способности.

Методы обучения могут быть по источнику учебной информации:

  • словесными,
  • наглядности в обучении,
  • демонстрации,
  • проектный,
  • иллюстративные (изобразительные),
  • экспериментальный и другие.

По способам взаимодействия обучающих и обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • проблемный,
  •  исследовательский.

В предлагаемой классификации методы делятся, прежде всего, на две группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно поисковые и творчески-воспроизводящие методы.

1.1 Активные методы обучения

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно- производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Методы активного обучения - совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, особенностью которой является ее вынужденный характер.

Активные методы обучения - способы организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью преподавателя.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на:

  • имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности,
  • не имитационные.

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. 

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:

  • ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур;
  • проектировании и конструировании объектов;
  • выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;
  • решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;
  • демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. 

По численности участвующих выделяют:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные методы,
  • методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Комплексными активными методами инженерной и профессиональной подготовки являются:

  • метод проектов,
  • метод мозговой атаки,
  • компьютеризации,
  • деловой игры,
  • учебный эксперимент и другие.
  1. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение).

Лекция - метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала.

Учебный кинофильм исчерпывающе передает учебную информацию и полностью заменяет преподавателя на этапе сообщения нового учебного материала. После просмотра фильма пет необходимости еще раз пересказывать его содержание, следует сразу переходить к его закреплению и проверке усвоения студентами, формированию практических умений.

Самостоятельная работа с книгой. Большое место в учебной деятельности студентов должна занимать самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной. В качестве элемента урока такая работа формирует у студентов умения и навыки пользования книгой. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и заканчивая выполнением практических упражнений на основе прочитанной литературы.

Самостоятельная работа с обучающей программой. Развитию самостоятельности и познавательной активности способствует программированное обучение, преимущество которого - в обязательной обратной индивидуальной связи студента с преподавателем.

  1. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Отличительной чертой этих методов является постановка перед студентами вопроса (проблемы), па который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Эвристическая беседа - основной метод проблемного обучения. Степень проблемности в ней проявляется по-разному: это может быть цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям студентов; постановка проблемы, которую студенты решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ходи результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу, это может быть лишь «называние» темы, где студенты сами формулируют и решают проблемы.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Суть ее состоите том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию.

Поисковая лабораторная работа. В ряде учебных дисциплин изучению теоретического учебного материала может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой учащиеся сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи и зависимости между ними, способах выявления этих свойств.

Исследовательский метод заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса.

  1. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Основная задачу средних специальных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в труде, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. В труде специалиста большое место занимают умения - способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результат, своего труда и т.д. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями.

Поскольку предприятие не всегда нуждается в выполнении работ, предусмотренных учебными программами технологической или преддипломной практики, некоторые из индивидуальных заданий носят чисто учебный характер. При решении такой учебной задачи используются реальные данные производства, на котором студент проходит практику.

В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у студентов накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.

  1. ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов,

Главным, определяющим выбор метода обучения является содержание учебного материала. 

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда помнит, что обучение – это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание молодежи. 

Выбор метода зависит от времени, которым располагает преподаватель. Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию рапсе полученных знаний.

Выбор методов обучения зависит и от студенческого состава: возраста, уровня подготовленности, произвола венного опыта, а также от формы обучения.

Преимущество метода проблемного обучения состоит в том, что студентов побуждают к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления приучает вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако проблемное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мыс ли, заставляет преодолевать трудности. 

Выбор методов обучения зависит и от реальных возможностей и средств обучения. Речь идет не только о том, есть ли соответствующие средства или они отсутствуют. Немало говорится о необходимости использования технических средств обучения. Однако отсутствие специально созданных учебных кино-, теле и диафильмов, видеозаписей приводит к тому, что в техникумах и колледжах мало демонстрируется учебных кинофильмов или учебных телепередач в качестве метода обучения, заменяющего на более высоком, квалифицированном уровне деятельность преподавателя хотя бы по отдельным вопросам. 

Средства обучения создают возможность для индивидуализации обучения. Если в учебном кабинете или библиотеке техникума имеется два-три справочных издания, индивидуальные задания для работы с ними на уроке могут быть даны только двум-трем студентам в процессе проверки знаний (устного опроса). Если учебное заведение располагает достаточным количеством книг для всей учебной группы, преподаватель может дать индивидуальные задания по решению задач всем студентам одновременно.

Вырабатывая свой стиль, преподаватель должен осознавать что главное - это достижение конечного результата обучения, который предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание и развитие обучающихся. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и приемы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой.

Учитывая, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, преподаватель не может отдавать предпочтение тому или иному методу, а использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них умений и навыков, развития мыслительной активности. Для повышения качества подготовки специалистов необходимы, во-первых, анализ и оценка эффективности каждого метода применительно к конкретному содержанию и, во-вторых, использование не отдельного метода или приема, а из определенной совокупности, системы педагогических мер, по строенной на основе дидактических принципов и составляющей технологию обучения.

Список используемой литературы:

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М., 2001.

Содержание:

  1. Методы профессионального обучения
  1. Активные методы обучения
  2. Информационно-развивающие методы
  3. Проблемно-поисковые методы обучения
  4. Методы практического обучения
  1. Выбор методов обучения

Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного проц...

Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"

Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....

Методическая разработка: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...