Проект "Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ"
проект по теме
Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsiiispr.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Адаптация детей раннего возраста
в условиях ДОУ
Семяшкина С.А.- воспитатель
МДОУ «Детский сад №10»
- Тип проекта: социальный
Участников проекта:
- дети
- воспитатели
- родители
- мед.работники ( врач, медсестра)
Сроки реализации проекта: 2 месяца (сентябрь - октябрь)
- Проблема адаптации ребёнка к социуму – одна из самых важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.
- Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
- Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
- Создать систему взаимодействия с родителями.
- Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
- Актуальность проекта:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
- Ожидаемые результаты:
- Предполагается, что в проекте будут принимать участие 20 детей в возрасте от 1 до 2лет, 20 родителей, 2 воспитателя, врач, ст. медсестра.
- За период в 2 месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей.
- Родительский опыт обогатится приемами сотрудничества с педагогами ДОУ и приемами взаимодействия с ребенком в семье.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
- Посещение воспитанников на дому.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Работа с родителями
- Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный:
- Создание банка данных о будущих воспитанниках
- Знакомство с родителями (Проведение родительского собрания по теме: «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»; проведение консультации для родителей по проблеме адаптации детей в образовательном учреждении.
- Посещение семей будущих воспитанников
- Изучение литературы по данной теме, накопление информации и материалов;
- Создание развивающей среды – (создание картотек игр: дидактических, развивающих, подвижных, пальчиковых и т.д).
- планирование мероприятий, проводимых в период адаптации
- Разработка патронажного листа, оформление адаптационных карт на каждого ребенк
2 этап – основной:
Реализация основного этапа проекта
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
- «Накормим куклу Катю»;
- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»;
«Отгадай и назови».
- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Здравствуй пальчик».
Рассматривание сюжетных картинок:
«Играем вместе».
Цель:
- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- развивать наблюдательность, внимание и память;
- воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечь родителей к оснащению кукольного уголка;
- развивать интерес к сверстникам;
- знакомить с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.
Познавательное развитие
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».
Цель:
- формировать представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать тактильные ощущения;
- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
Речевое развитие
Чтение потешки:
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чики - чикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Спой песенку маленькому медвежонку».
Называть их местоположение:
- «Грибок на верхней полочке, высоко».
- Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно - модельная деятельность:
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Слушание музыкальных произведений:
- муз. Е.Макшанцева - «Дождик»
- муз. И.Арсеева - «Колокольчик»; «Воробушки».
- муз В. Верховенца «Ай - да»
Физическое развитие
Потешки:
- «Водичка, водичка»;
-«Зайки белые сидят»;
- «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Подвижные игры:
- «Спрячем игрушку»;
- «Догони мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль»
- «Самолеты».
Цель:
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- создать благоприятного психологического климата в группе;
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
3 Этап - заключительный
- подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
- анкетирование родителей (итоги адаптации).
- Вывод:
Деятельность по реализации проекта строилась с использованием игровых и здоровьсберегающих технологий.
Система ООД содержала серию игр: «Наша Катя». В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были использованы следующие виды игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетные игры, игры с элементами театра.
В проекте активно использовались наглядные, словесные, практические методы; такие приёмы, как рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец действий с предметами, обыгрывание, художественное слово.
8.Результат реализации проекта:
- Анализ работы показал, что процесс привыкания детей прошел успешно.
- Степень адаптации в основном легкая и средняя.
- Положительным явилось и то, что дети раннего возраста, привыкли к дошкольной организации безболезненно.
- Создана система мероприятий взаимодействия сотрудников ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ,
- Сокращен период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации.
- Родительский опыт обогатился приемами сотрудничества с педагогами ДОУ и приемами взаимодействия с ребенком в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....