Проект "Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ"
проект по теме

Семяшкина Светлана Анатольевна

 Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsiiispr.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Адаптация детей раннего возраста

в условиях ДОУ

Семяшкина С.А.- воспитатель

МДОУ «Детский сад №10»

  1. Тип проекта: социальный

Участников проекта:

  • дети
  • воспитатели
  • родители
  • мед.работники ( врач, медсестра)

Сроки реализации проекта: 2 месяца (сентябрь - октябрь)

  1.  Проблема адаптации ребёнка к социуму – одна из самых важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются   следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся   незнакомому до этого человеку.  

Проблема  адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его  эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.

  1. Цель проекта:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи проекта:

  • Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
  • Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
  • Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
  • Создать систему взаимодействия с родителями.
  • Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

  1. Актуальность проекта:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

  1. Ожидаемые результаты:

- Предполагается, что в проекте будут принимать участие 20 детей в возрасте от 1 до 2лет, 20 родителей, 2 воспитателя, врач, ст. медсестра.

- За период в 2 месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей.

- Родительский опыт обогатится приемами  сотрудничества с педагогами ДОУ и приемами взаимодействия с ребенком в семье.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

  • Посещение воспитанников на дому.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Работа с родителями

  1. Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный:

  •  Создание банка данных о будущих воспитанниках
  • Знакомство с родителями (Проведение родительского собрания по теме:  «Адаптация  детей в дошкольной образовательной организации»; проведение консультации  для родителей по проблеме адаптации детей в образовательном учреждении.
  • Посещение семей будущих воспитанников
  • Изучение литературы по данной теме, накопление информации и материалов;
  • Создание развивающей среды – (создание картотек игр: дидактических, развивающих, подвижных,  пальчиковых и т.д).
  • планирование мероприятий, проводимых в период адаптации
  • Разработка патронажного листа, оформление адаптационных карт на каждого ребенк

2 этап – основной:

Реализация  основного этапа проекта

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

- «Накормим куклу Катю»;

- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»;

«Отгадай и назови».

- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».

Пальчиковые игры:

- «Этот пальчик дедушка»;

- «Здравствуй пальчик».

Рассматривание сюжетных картинок:

 «Играем вместе».  

Цель:

 - содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

- развивать наблюдательность, внимание и память;

- воспитывать добрые чувства, заботу  друг к другу;

- привлечь родителей к оснащению кукольного уголка;

- развивать интерес к сверстникам;

- знакомить с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

Познавательное развитие

  Дидактические игры:

-  «Чудесный мешочек»;

- «Построим домик для котика»;

- «Угостим сметаной киску»;

- «Чьи детки»;

- «Подбери такую же картинку».

Цель:

- формировать представления о предметах ближайшего окружения;  

- развивать тактильные ощущения;

- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.

Речевое развитие

Чтение потешки:

- «Кто у нас хороший»;

- «Чики – чики - чикалочки»;

-  «Поехали, поехали»;

- «Зайка к деткам подбежал»;

-  «Где же, где наши ручки».

Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу,  ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.

Формирование словаря:

- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;

-  «Возьми красный карандаш»;

- «Спой песенку маленькому медвежонку». 

Называть их местоположение:

- «Грибок на верхней полочке, высоко».  

 - Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;

- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;

- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру

Художественно-эстетическое развитие

Конструктивно - модельная деятельность:

- «Мебель для кукол»;

- «Машина»;

- «Дорожки длинные и короткие».

Слушание музыкальных произведений:

- муз. Е.Макшанцева - «Дождик»

- муз. И.Арсеева - «Колокольчик»; «Воробушки».

- муз  В. Верховенца «Ай - да»

Физическое развитие

Потешки:  

- «Водичка, водичка»;

-«Зайки белые сидят»;

- «Мыльные пузыри»;

- «Ладушки, ладушки».

Подвижные игры:

- «Спрячем игрушку»;

- «Догони мяч»;

- «Солнышко и дождик»;

-  «Птички и автомобиль»

- «Самолеты».

Цель:

- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;

- создать благоприятного психологического климата в группе;

- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;

- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.

3 Этап - заключительный

- подведение итогов;

- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);

- анкетирование родителей (итоги адаптации).

  1. Вывод:

 Деятельность по реализации проекта строилась с использованием игровых и здоровьсберегающих  технологий.

Система ООД содержала серию игр: «Наша Катя».  В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание.

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были использованы следующие виды игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетные игры, игры с  элементами театра.  

В проекте активно использовались  наглядные, словесные, практические методы; такие   приёмы, как  рассматривание,  показ воспитателя, ситуативные беседы, образец действий с предметами, обыгрывание, художественное слово.

8.Результат реализации проекта:

  • Анализ работы  показал, что процесс привыкания детей прошел успешно.
  • Степень адаптации в основном легкая и средняя.
  • Положительным явилось и то, что дети раннего возраста, привыкли к дошкольной организации безболезненно.
  • Создана  система мероприятий взаимодействия сотрудников ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ,
  • Сокращен период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации.
  • Родительский опыт обогатился приемами  сотрудничества с педагогами ДОУ и приемами взаимодействия с ребенком в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....