Предшкольная подготовка
статья на тему
Предшкольная подготовка детей является важным условием решения проблемы выравнивания стартовых возможностей детей и разных социальных групп и слоев населения, идущих в первый класс начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_podgotovka_statya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предшкольная подготовка
Предшкольная подготовка детей является важным условием решения проблемы выравнивания стартовых возможностей детей и разных социальных групп и слоев населения, идущих в первый класс начальной школы.
Позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало, в первую очередь, появление новой Концепции дошкольного воспитания. Данная Концепция впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как “этап подготовки к будущей жизни – к школе”.
В Концепции подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а так же игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. Отмечается, что подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы, призванной формировать у дошкольника “узкопредметные знания и умения”.
По мнению разработчиков концепции наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы приемственности дошкольного и начального общего образования. Далеко не всегда попытки решения данной проблемы заканчивались позитивными результатами. Примером ошибочности явилось проведенная в 80-е годы работа по обучению шестилеток, охватившая почти 50 000 детей шестилетнего возраста. Дети обучались по различным учебным планам и программам, как в детском саду, так и в школе.
Результаты научных исследований, проведенных в ходе эксперимента, психологами, физиологами, гигиенистами, педиатрами ярко свидетельствовали о функциональной и психологической незрелости шестилеток по сравнению с детьми семилетнего возраста. Отмечалось
- несозревша мотивация “шестилеток” к обучению
- ухудшение здоровья детей
- преимуществопрограмм дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей.
Данные аргументы подтверждались исследованиями НИИ “Гигиены и охраны здоровья детей и подростков”, доказавшими, что процент детей шестилетнего возраста, не готовых к систематическому обучению увеличился почти в 5 раз (по сравнению с 80-ми годами).
На данный момент сроки поступления детей в школу российским образованием были установлены с учетом возможностей и интересов ребенка. Вместе с тем до сих пор остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы “натаскивания” ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно – предметная среда, игра). Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире - среда развития всех видов детской деятельности. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие обьекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
Дети 6-7 лет, согласно возрастной периодизации относятся к дошкольникам, это дети старшего дошкольного возраста, которые в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами “тетрадных упражнений”. Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое собственно и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"
Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»
Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...
Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.
Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа помогает решить...
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей
Данный материал содержит основные этапы работы с родителями по повышению их компетенции в вопросах предшкольной подготовки....
презентация "Анализ программ по предшкольной подготовке используемых в Краснодарском крае"
В презентации представлены норматиные документы по организации деятельности групп кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей 5,5-7 лет. Федеральные и региональные документы, ре...
Укрепление здоровья в группе предшкольной подготовки
Не секрет, что на совресенном этапе развития общества не ослабевает тенденция ухудшения здоровья детей.Поэтому необходимо создавать "переходный мостик" физической готовности к обучению в школе, чтобы ...
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...