Информационно-исследовательский проект "Откуда хлеб пришел?"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Получение хлеба – это результат труда разных профессий. Если дети будут знать, сколько труда затрачено для того, чтобы вырастить и испечь хлеб, то будут бережнее к нему относится. Формирование представления о труде хлеборобов и пекарей у детей дошкольного возраста. Воспитание духовно-нравственных ценностей через уважительное отношение к традициям русского народа, труду взрослых, любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkuda_hleb_prishel.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Откуда хлеб пришел?»
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации: 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда разных профессий. Если дети будут знать, сколько труда затрачено для того, чтобы вырастить и испечь хлеб, то будут бережнее к нему относится.
Актуальность: В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Хлеб в нашей стране - это символ благополучия и достатка. Хлеб является результатом кропотливого труда множества людей. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия. Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Любви и уважению к хлебу нужно учиться с детства, прививать эту любовь в семье, в детском саду, в школе. Для того чтобы воспитать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобов и пекарей, гордость за нашу Родину и патриотизм – нужно проводить беседы о хлебе, читать соответствующую художественную литературу, знакомить с профессиями, с культурными обычаями традициями нашего народа. Без уважения к родной земле, к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Цель проекта: формирование представления о труде хлеборобов и пекарей у детей дошкольного возраста. Воспитание духовно-нравственных ценностей через уважительное отношение к традициям русского народа, труду взрослых, любви к Родине.
Задачи:
1. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу.
2. Обобщить и систематизировать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба.
3. Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы людей многих профессий.
Организация проектной деятельности
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий
Каждый день на нашем столе присутствует хлеб. Ни один человек не представляет свой стол без хлеба. Прежде чем хлеб появится на нашем столе, он проходит долгий и трудоемкий путь выращивания, сбора, обработки, выпечки. Мы предложили детям поговорить о том, как хлеб появляется в магазинах, на нашем столе, что они знают о хлебе. В процессе разговора было выявлено, что у детей недостаточно знаний о выращивании хлеба и его производство. Тогда педагог спросил детей, а хотели бы они побольше узнать о хлебе?
Карта детских идей
Что мы знаем о хлебе? | Что хотели бы узнать? | Где найти информацию? |
- Им нельзя баловаться (Катя). - Он полезен (Василина). - Он сухомятка (Артем). - Можно подавиться хлебом (Степа). | - Как он растет? (Алиса Д.). - Как делают хлеб? (Катя). - Как он пьет воду? (Рома). - Почему один хлеб белый, другой черный? | - Прочитать в книге рецептов (Катя). - Можно спросить у мамы. (Глеб). - Посмотреть в интернете (Лиля). - Спросить у друга (Лиза). - Спросить в магазине (Антон). |
2. Практическая деятельность по реализации проекта.
Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
1. Постановка проблемы.
2. Подбор наглядных пособий.
3. Подбор энциклопедической, художественной литературы.
4. Подбор материалов для проведения исследования.
5. Подбор дидактических, развивающих игр.
6. Подбор материалов для изобразительной деятельности.
7. Включение родителей в реализацию проекта.
II этап
Деятельностный
(включает работу по всем направлениям развития ребенка)
Образовательная область
«Речевое развитие»
Русское-народное творчество: «С хлебом-солью всякая шутка хороша», «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй», «Милости просим чайку откушать да песенку послушать».
Беседы:
«Как выращивают хлеб», «Сельскохозяйственные машины», «Как изготавливают хлеб», «Почему один хлеб белый, другой черный»,
«Можно ли испечь хлеб дома?».
Восприятие художественной литературы и фольклора:
Чтение художественной литературы:
Я. Дягутите «Каравай», «Молотьба».
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
Н. Забила «На колхозных полях».
М. Ляшенко, А. Мусатов «Наш большой каравай», «Жатва».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Э. Шим «Хлеб растет».
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
Украинская народная сказка «Колосок».
Пословицы и поговорки о хлебе:
Хлеб – всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Кто трудиться рад, будет хлебом богат.
Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родится.
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Хлеб - батюшка, вода – матушка.
Хлебушко – калачу дедушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода - мужицкая еда.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб – это жизнь.
Хлеб – кормилец.
Всяк на себя хлеб добывает.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
И богат мужик, да без хлеба не крестьянин.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Словесные игры:
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Почему так называется?», «Сочини загадку о хлебе», «А если бы…», «Закончи предложение», «Кто больше знает», «Один-много».
Литературная викторина «Отгадай сказочного героя».
1. В какой русской народной сказке главный герой – очень аппетитный, вкусный, пел песенку каждому встречному?» («Колобок»).
2. В какой русской народной сказке героиня наказывала:
«Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты неси их дедушке да бабушке. Да помни, короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!»? («Маша и медведь»).
3. В какой русской народной сказке герой домовничал, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал?» («Жихарка»).
4. Из какой сказки эти слова? Кто герой сказки?
«Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка.
Стали кашу есть да похваливать.
- Вот уж не думала, что из топора этакую добрую кашу можно сварить! – дивится старуха». («Каша из топора». Солдат).
5. В какой сказке у героини хлеб такой славный получился, «…что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен каравай разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами!»? («Царевна-лягушка»).
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом», «Собери картинку», «Из чего мы сделаны», «От зернышка до булочки», «Умные машины».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин» (сюжет: открылась новая булочная), игровое упражнение «Учимся накрывать на стол», «Стройка» (сюжет: строительство хлебозавода), «Семья» (сюжет: выпечка хлеба), «Уборка урожая».
Театрализованная деятельность: разыгрывание сказки «Колосок».
Проблемно – игровые ситуации:
«Вы хлеборобы. Пришло время собирать пшеницу (рожь), но все сельскохозяйственные машины сломались, Что делать? Как собрать урожай?», «Представьте, что люди не умели бы выращивать хлеб. Чем его можно заменить?», «Как вы думаете, кто или что раньше помогало людям убирать пшеницу?», «Как ещё можно намолоть муку?».
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
«Колоски растут», «Сельскохозяйственные машины».
Конструирование:
«Строительство хлебозавода».
Лепка:
«В магазин привезли свежий хлеб»,
«Баранки и булки».
Музыкальное развитие:
Хороводная игра «Каравай», пение песни «Ох, блины мои, блины».
Образовательная область
«Физическое развитие»
Подвижная игра: русская народная подвижная игра «Пирог», «Катай каравай», «Мельница».
Пальчиковая гимнастика: «Оладушки», «Пирог», «Пирожки», «Пирожки пшеничные»,
Артикуляционная гимнастика: «Бублик».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Рассматривание иллюстраций хлебобулочных изделий, рассматривание книги «Как выращивали хлеб наши предки», репродукции картин художников: И.И. Шишкин «Рожь», С. Дали «Корзинка с хлебом», Б. Кустодиев «Булочник», Г. Мясоедов «Страдная пора (косцы)», К. Малевич «Жнецы».
Подбор иллюстраций сельскохозяйственных машин. Просмотр мультфильма «Девочка, которая наступила на хлеб», «От зерна до каравая».
Знакомство с профессиями: комбайнер, пекарь, агроном.
Исследование объектов окружающего мира: «Зерно пшеницы и ржи», «Сравнение пшеничной и ржаной муки», «Хлеб черный и белый».
Экспериментальная деятельность: «Исследование зерна», «Взвешивание ингредиентов для теста», «Где содержится крахмал», «Превращение зерна в муку», «Выпечка ржаного хлеба».
3. Презентация проекта.
III этап
Завершающий
1. Презентация проекта «Как хлеб растет»
2. Презентация проекта «Как делают хлеб»
3. Презентация проекта «Как хлеб пьет воду»
4. Изготовление книги рецептов выпечки
5. Изготовление книги «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о хлебе»
В ходе реализации проекта дети познакомились с процессом выращивания хлеба в современных условиях и в старину. Узнали о специфике работы хлебороба, комбайнера, агронома, пекаря. Через разнообразные виды деятельности дети познакомились с процессом обработки зерна, «превращение» его в муку, замесом теста, выпечкой. Через чтение художественной литературы научились бережно относиться к хлебу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел"
Цель: Систематезировать знания детей об истории возникновения хлеба на столе....
Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...
Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!» Актуальность опытаПрирода – это наш...
Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе на тему: «Хлеб – всему голова»
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот про...
Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе на тему: «Хлеб – всему голова»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Информационно-исследовательский проект " Как хлеб к нам на стол пришёл?"
Информационно-исследовательский проект " Как хлеб к нам на стол пришёл?"Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на...
краткосрочный информационно-исследовательский проект "Хлеб- всему голова"
Проект проводился в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста....