ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
методическая разработка на тему
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров ФГОС ДО является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов выразить творческую личность!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_appo.pptx | 2.11 МБ |
master_klass_stul.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач» автором является замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения. ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?
Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? Развитие воображения Развитие логического и креативного мышления Развитие творческого мышления Развитие внимания Развитие речи
В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? в познавательном развитии в речевом развитии в коммуникативно-личностном развитии в художественно-эстетическом развитии в физическом развитии
Развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования, художественной литературы, физического развития Развитие связной речи, мнемотехника… Формирование математических представлений, экспериментирование ?
Цель ТРИЗ . 1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира. 2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития 3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. 4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения. 5. Воспитание определённых качеств личности, на основе теории развития творческой личности
Игровой метод - Использование сюжета игр для организации детской деятельности; -Использование персонажей для обыгрывания ситуации; - Закрепление пройденного материала через игру. Метод проблемного обучения - Творческое использование готовых заданий (найти выход); - Самостоятельное добывание знаний ; - Создание ситуаций с конкретными условиями действия. Методы ТРИЗ Эвристический метод - Добавление одного элемента к выполненной работе (поэлементное обучение). Исследовательский метод (творческих заданий) - Самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов; - Выполнение заданий по представлению; - Игра с определенной целью. Соревновательный метод - Нахождение неординарных решений для достижения цели.
Этапы обучения 4 этап – изобретательство. 5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. 6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. мастер класс стул. pptx 1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. 2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»
Игровые упражнения , игры «Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. « 4 – й лишний» Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. «Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый). «Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков . « «Выбери троих» — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.
«Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства. «Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начнем с того, что такое креативное мышление. Мыслить креативно — значит мыслить нестандартно. При решении какой-либо задачи старайтесь думать не как все и делать то, что другие не делают. Проявляйте творчество и отходите от шаблонов. Есть несколько основных принципов создания чего-то нового и необычного: Соединяйте вещи, которые никто до вас не додумался соединить. Составьте список ассоциаций. Объединяйте ассоциации. Делайте то, что не делал до вас никто. Постарайтесь развить свежий взгляд на привычные всем вещи. Переворачивайте понятия и символы, ставьте всё с ног на голову, придавайте знакомым вещам новые значения. Используйте известные всем вещи необычно. Доверяйте своей интуиции. И самое главное. Занимайтесь любимым делом. Лучше всего у нас получается то, что мы действительно любим.
Предметом для нашего размышления выберем обычный – СТУЛ. Попробуйте посмотреть свежим взглядом на вещи, которые вас окружают дома или на работе.
Прежде всего надо отбросить весь имеющийся опыт, то есть начать думать о предмете с «чистого листа». Забудьте, что Вы знали. Размышляйте по-новому и по-другому. Примените свою фантазию, практичность, смекалку, Посмотрите на предмет в другой плоскости . Например сверху вниз или снизу вверх. Представьте, что вы вдруг выросли или уменьшились, как Алиса в стране чудес. Второе, и самое важное – попробуйте отойти от стандартов, шаблонов и штампов.
Подскажите, как по-другому использовать этот предмет мебели? Принимаются любые типичные и нетипичные варианты ответов.
Вешалкой; Полкой-держателем; Декорацией для спектакля;
Спортивным инвентарем; Атрибутом для игровых ситуаций.; Держателем коробок и чемоданов; Игрушкой;
Местом отдыха и уединения; Буквой Ч или цифрой 4; Предметом творчества;
Сейфом или секретным местом для хранения драгоценностей и денег; Гордостью или мечтой коллекционера; Подставкой под цветы;
Предметом интерьера ;
ПРИДУМАЙТЕ НАЗВАНИЕ К КАЖДОМУ КОЛЛАЖУ. КАКИЕ ЕСТЬ ИДЕИ?
Я такая…
А я тогда какой?
Результаты работы с детьми. 1. Активизировала мышление детей, их познавательную активность. 2.Сформировала потребность думать, мыслить, рассуждать. 3.Научила отстаивать свою точку зрения аргументировано и целенаправленно. 4.Разбудила творческий потенциал ребёнка. 5 .Появилась потребность в осознании своей значимости и неповторимости. 6 . Познавательная потребность стала выше. 7 . Сформировала позитивный и комфортный настрой на любой вид детской деятельности.
В жизни и работе невозможно избежать минусов. У всех нас есть сильные и слабые стороны. Умение сделать из минуса плюс — отличает мудрого человека. Постарайтесь посмотреть на проблему с другой стороны. Сделайте из проблемы возможность .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...
Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников"
В презентации раскрыла особенности использования ТРИЗ технологии в воспитании детей и развитии их творческой активности. Рассказала о методах и приемах данной технологии и привела примеры игр, к...
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...
Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников "
Презентация "ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников " способствует развитию воображения, логического мышления, творческого мышления, внимания, разв...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».
laquo;В «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС ДО поз...
«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...