Проблема недостатка общения детей дошкольного возраста с родителями в современном обществе
статья (младшая группа) на тему

Зайнутдинова Аймани Нажмудиновна

Предварительный просмотр:

Проблема недостатка общения детей дошкольного возраста с родителями в современном обществе

Современная реальность стремительно меняется день ото дня.  Индустриальный век превратился в электронный,  и это оказывает непосредственное влияние на каждую сферу жизни социума.  Безусловно, наши дети тоже вовлечены в этот процесс вместе со взрослыми. Сегодняшние дети в большей или меньшей степени отличаются от своих сверстников прежних лет.

Основываясь на свои наблюдения за время работы воспитателем, хочу затронуть тему растущего дефицита общения родителей с детьми.

Технический прогресс привел к повышению материального благосостояния населения в большинстве стран, в результате чего люди стали ставить себе еще более завышенные планки, для достижения которых им приходится больше работать, больше учиться. Это касается не только  мужчин, но и женщин. Большое количество молодых женщин предпочитает работать и зарабатывать, чем сидеть с ребенком. «У моего ребенка должно быть все самое лучшее», - говорят они. И это можно понять. Чтобы получить качественное  медицинское обслуживание или хорошее образование и прочее, нужно иметь материальную возможность.

Итак, молодая мама мысленно рисует себе картинку прекрасного будущего и нанимает ребенку няню или ведет ребенка в детский сад, а лучше и то и другое. Она уже видит, каким воспитанным и умным растет ее ребенок, развивается, как он волшебным образом вдруг стал самостоятельно одеваться, приносит домой из садика сказочные поделки и т д. Встречаясь с ним дома, она ждет увлекательных рассказов о том, как хорошо в детском саду, и не может дождаться утра, чтобы отвести его туда снова, тем более, что теперь его и ужином там накормят. Останется вечером помыть ножки и уложить спать. Что? Прочитать сказку? Хорошо, только не сегодня, завтра в садике почитают. Скорей бы утро!

Вот оно долгожданное утро! «Вставай малыш! Пойдем в садик, тебя ждут детки и воспитатели, сегодня там столько интересного!» - торопит мама, ведь ей на работу. Она деловая женщина, умная и ухоженная. Она судорожно натягивает на ребенка одежду, напрочь забыв о настоятельной просьбе воспитателя позволить ему одеться самому для развития навыков.

Но что это? Малыш плачет и не хочет в садик? В чем дело? Сломя голову и недоумевая, мама тащит сонного малыша в сад и не только  потому,  что она опаздывает на работу.  Прежде всего ей нужно выяснить, что случилось: ребенка обижают дети или воспитательница злая. Других вариантов нет.  «Ребенок плохо адаптируется? Грустит? Как же так?» Ей, бедной, и невдомек, что он не хочет менять свою маму на чужую тетю, хотя бы и хорошую, да на  кого бы то ни было. Нет, она это понимает в душе, но прагматичный разум всеми силами отгоняет эту крамольную мысль из головы куда подальше. Она уверена, что дома ему скучно, и он хочет пообщаться с детьми.  Что такое час-другой на прогулке, пусть насытится весь день. Не может говорить?  Ничего, постоит рядом, посмотрит, поиграет с игрушками.

В моей практике была одна мама, которой приходилось оставлять сына до закрытия детского сада, а то и дольше, при том, что мальчик (3,5 года) практически ничего не ел в саду. Вечером весь сад пустел, и он оставался один с воспитателем в течение часа.  По утрам маме приходилось  насильно тащить его в сад, бьющегося в истерике. Путем невероятных  усилий  преодолев заветные сотни метров, она спрашивала меня: «Что у вас здесь случилось, что он не хочет в сад?» На мой ответ, что он не любит оставаться один по вечерам, она с полными удивления глазами ответила: «Я не могу сидеть с ним, мне нужно делать карьеру».

Итак, вернемся к воображаемой маме. Вечером, выслушав отчет воспитателя о прошедшем дне,  она забирает ребенка домой, расстроенная просьбой педагога сделать поделку. Какие еще поделки? В выходной у нее тоже много дел, поэтому сын или дочка будет занят планшетом или компьютером, ведь он очень способный и очень хорошо умеет управляться с ним. Главное, не будет мешать. Чтобы компенсировать недостаток внимания и оправдать себя, ребенка задаривают игрушками, не зря же работают. А бывает и такое.   Приведу пример из личной практики.

Однажды один мальчик из моей группы (3 года), попросил разрешить ему забрать из садика понравившуюся игрушку домой. Так как игрушка принадлежала другому ребенку, я объяснила ему это и сказала, что его мама купит ему такую же, если он попросит, на что он ответил:

- Не купит. Она не покупает мне игрушки. Если покупать игрушки, то мы не сможем поехать летом на море.

- А ты хочешь на море? - спрашиваю.

- Не знаю, - отвечает.

 Конечно, маму можно понять, ведь у нее свои приоритеты. Она намерена осчастливить его летом, и он обязан им быть, ведь это компенсирует его ущемленность за весь год. Сейчас для любой уважающей себя семьи  стало «признаком хорошего тона» съездить летом на море и выставить фотографии на личной странице, чтобы получить побольше лайков. Удастся ли навязать ребенку свои интересы? Со временем, наверное, да. Только детство имеет свою самоценность.

Да, с каждым годом наша жизнь становится насыщенней, интересней. Сегодня у нас гораздо больше возможностей для развития. В желании жить лучше трудно кого-либо упрекнуть. Но возрастающая занятость взрослых лишает детей тесного эмоционального контакта с ними. А ведь это так необходимо детям. Последствия этого таковы, что, когда дети достигают подросткового возраста, многие родители не знают, что у ребенка в голове, какие у него проблемы. Самыми близкими для них становятся сверстники. Дети перестают доверять родителям, опасаясь непонимания.

Не хочу сказать, что сегодня все плохо. Раньше тоже детей отдавали в сад и даже на пятидневку, если маме-одиночке надо было работать (хотя не думаю, что это прошло бесследно для психики этих детей). Только в то время было больше общения, не было засилия гаджетов, где бы малыш находился наедине с собой и движущимися картинками. Родители больше объясняли, что хорошо и что плохо. У детей было «дворовое детство», и знакомая фраза из окна «Пора домой» звучит так ностальгично.

Сегодня, мы живем в информационный век, век электроники. Люди стали грамотнее. Дети тоже стали более информированы, прагматичны по сравнению со своими родителями, бабушками и дедушками в таком же возрасте. Молодые мамы, начитавшись умных книжек и статей в интернете, знают много о своих правах и думают, что знают все о воспитании детей. На этом фоне у них появляются более завышенные требования к детскому саду. Нет прежнего уважения к личности воспитателя, детский сад воспринимается на уровне предприятия сферы обслуживания. В то же время обучение ребенка элементарным навыкам, коммуникация в большей степени возлагается на детские учреждения. «В саду научат» - вот их логика. Все большую популярность приобретает дополнительное образование. Масса детей посещают различные кружки и развивающие занятия. Это модно и престижно, и на это тоже нужно заработать.

Недостаток общения с родителями, увлечение гаджетами и мультфильмами приводит к тому, что в последние годы все больше и больше детей имеют проблемы с речью и нуждаются в помощи логопеда. Многие дети не умеют слушать сказки и рассказы взрослых, т.к. не приучены к этому. Оторванность от родителей оказывает негативное влияние на психику детей.

Еще один пример из моей практики: в моей группе есть девочка, которая чувствует себя в группе очень комфортно, прекрасно адаптирована, с увлечением слушает все, что говорит воспитатель. В общем, не ребенок, а мечта воспитателя. Мама рано утром уходит на работу, а в садик ее приводит бабушка. Мы с удивлением узнали, что утром бабушке очень трудно собрать ее и привести в детский сад. Оказалось, что она каждое утро устраивает дома истерику. Это было трудно сопоставить с ее поведением в детском саду в течение дня и вызвало у нас недоумение. Бабушка объясняла это тем, что ей не нравится ходить в садик. Я решила выяснить, в чем дело, и попыталась разговорить ее  на этот счет. Малышка сказала мне вот что: «Мне нравится в детском саду, но я хочу, чтобы утром  мама, а не бабушка, одевала меня, кормила и заплетала косички».

Не хочу сказать, что все мамы должны сидеть дома, и  не пытаюсь примерить описанные здесь образы на все семьи, но они отражают общую тенденцию развития современного общества. С каждым годом она растет и, к сожалению, будет расти дальше. Просто хочется, чтобы дети получали больше заботы и внимания от родителей, когда это возможно.

Взрослые пытаются соответствовать придуманным ими же стандартам, повысить уровень достатка, чтобы поднять свою самооценку, реализовать себя. И в этом их трудно упрекнуть. Но детям никакие материальные ценности и блага не заменят ласки и внимания родителей. Чтобы вырастить полноценного, уверенного в себе ребенка, в него нужно вложить душу, наладить эмоциональный контакт, вызвать доверие, чтобы впоследствии он искал поддержку именно в семье, а не вне ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

Общение детей дошкольного возраста с родителями

Проблема общения детей со взрослыми. Что надо знать для построения правильного общения. Решение спорных ситуаций при общении с ребёнком....

Общение детей дошкольного возраста с родителями

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть и то, как малыш станет контакт...