ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья на тему

Смирнова Светлана Викторовна

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnye_deti.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

 ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много научных версий, объясняющих происхождение этого термина. Психологический словарь дает термину "тревожность" следующее объяснение: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. 

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх.

До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. 

Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами.

Как же выглядит тревожный ребенок? Это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.  Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями детей, потому что гиперактивные, и агрессивные дети — они все на виду, "на ладошке", а тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистичные установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха.. Дети чувствуют себя беспомощными, а так как они постоянно боятся потерять над собой контроль, то опасаются вступать в новые игры, в новые виды деятельности. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей, лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребенка.

Если активность не снижается, то на базе повышенной тревожности развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажается самовосприятие и самооценка.

У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, они и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное дыхание и др.

Критерии определения тревожности у ребёнка.

  1. Постоянное беспокойство
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо
  3. Мускульное напряжение (Например, в области лица, шеи)
  4. Раздражительность
  5. Нарушения сна.

Чтобы было основание предположить, что ребёнок, за которым Вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для воспитателя "Как помочь тревожному ребенку в детском саду"

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Тревожный ребенок в детском саду

Тревожный ребенок в детском саду...