Сюжетно-ролевая игра "Киностудия"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Боровкова Оксана Анатольевна

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: создать условия для игрового освоения детьми представлений о том, что такое кино и как происходит съемка фильма, как взаимодействуют люди при создании кино. 

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.

Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка.Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО). 

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевоеразвитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сюжетно-ролевая игра "Киностудтя"22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Боровкова О.А. Методическая разработка сюжетно-ролевой игры

 «Киностудия»

Боровкова Оксана Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ

детский сад комбинированного вида № 123

Пояснительная записка

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Руководствовалась при разработке игры следующими источниками: ФГОС ДО; примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Л.А. Парамоновой «Истоки»; методическое пособие «развитие игровой деятельности дошкольника» А.В, Калинченко, Микляева Ю.В.; Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»; С. Л. Новоселова «Игра дошкольника».

Цель игры: создать условия для игрового освоения детьми представлений о том, что такое кино и как происходит съемка фильма, как взаимодействуют люди при создании кино.

В игре принимают участие дети старшей группы, 12 человек.

В игре использовались такие дидактические методы и приемы как –

- включение педагога в игру по мере необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) ;

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии на киностудию, чтение художественной литературы, просмотр видеофильма, беседы);

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность,

- спланировать ход игры, последовательность действий, 32

- помочь распределить роли, согласовать замысел,

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

- наблюдение за игрой детей,

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности).

Для развития сюжетно-ролевой игры были созданы условия:

- создание предметно-игровой среды (тематические игровые уголки, где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки);

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями;

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.).

Ожидаемый результат: дети знают и называют такие профессии как – режиссер, гример, оператор, репортер и др.; умеют налаживать и регулировать контакты в совместной игре; самостоятельно могут распределить роли, додумать окончание игры.

При подходе к структуре и содержанию игры учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей. Применялся дифференцированный подход к участникам игры. Игра была организована таким образом, что каждый участник игры мог проявить свою творческую деятельность.

Содержание игры

Подготовительная часть

Педагог вместе с детьми в беседе вспоминают о поездке на киностудию, о том, что им запомнилось, кого они там встретили и с кем общались. Педагог предлагает детям самим поучаствовать в съемке фильма.

Перед тем как дети начнут распределять роли, педагог раскладывает картинки из серии «Профессии людей » и помогает выбрать профессии людей причастных к кинематографу, выделить самые важные свойства и качества, необходимые режиссеру, его помощнику, гримеру, оператору, репортеру, актерам и др.

В планировании игры входит постройка автомобиля, изготовление атрибутов необходимых для игры. Дети должны продумать какие материалы и игрушки могут понадобиться (картон, бумага – для денежных купюр и билетов, грим, фен, расчески, кисточки, карандаши – для гримера, костюмы – для инсценировки сказки, видеокамера, хлопушка, стол, стул, ширма и др.). Ребята вместе вырезают купюры и билеты на автобус. Автобус строится из стульчиков. 33

Ход игры

- Дети, прежде чем нам отправиться в поездку, давайте подумаем какую сказку нам выбрать? Только помните, что ее должны знать все. Вспомните, какие сказки мы с вами уже играли по ролям?

Ответы детей

- Замечательно, я рада, что вы выбрали сказку «Заюшкина избушка». А на чем мы поедем на киностудию?

Ответы детей

- Конечно, нам для поездки необходим автобус, чтобы в нем поместилась вся съемочная бригада. А давайте подумаем, какие роли нам необходимы в игре?

Ответы детей

Распределение ролей

- Кто же у нас будет режиссером?

- Кто помогает режиссеру на съемках?

- Роль оператора очень ответственная, кто желает исполнять эту роль?

- Нам нужен еще гример и костюмер, кто пожелает быть ими?

- Без кого ребята, мы не сможем обойтись на съемках фильма? Кто будет исполнять роли артистов? Нам нужен зайчик, лиса, собака, медведь и петух.

- Еще нам нужен кассир и водитель.

- Молодцы, дети, а теперь отправляемся в путь. Сначала необходимо купить билеты.

(Дети выстраиваются в очередь и покупают у кассира за игрушечные деньги билеты на автобус)

- Отправляемся в путь.

(Дети рассаживаются по местам)

- Пока мы будем ехать, давайте вспомним, какую работу будет выполнять каждый из вас на съемочной площадке?

Актеры - они играют свою роль, знают текст наизусть, стараются подражать и быть похожими на своего героя.

Оператор - снимает все происходящее на камеру, слушает команду режиссера.

Костюмер - следит за одеждой, костюмами актеров, приводит их в порядок, помогает им надевать костюмы

Режиссер - следит за игрой актеров, он дает команду, когда начинать съемку и когда её остановить или закончить.

Гример - помогает актеру сделать прическу и нанести грим

- Мы с вами прибыли на место. Я предлагаю всем выйти из автобуса и пройти на съемочную площадку.

(Дети выходят из автобуса)

Педагог:

- Можно я побуду костюмером? Актеры, пройдите в костюмерную, для примерки костюмов. А теперь Вы – костюмеры. Обратитесь к актерам. 34

Костюмер–ребенок:

-Актеры, пройдите в костюмерную, для примерки костюмов (дети получают костюмы, примеряю их, костюмеры, поправляют костюмы на детях).

Педагог помогает детям озвучить свои роли.

Гример:

- Актеры, пройдите, пожалуйста, в гримерную (гример наносит грим, подкрашивает усики, носики героям сказки, припудривает их).

Режиссер:

-Оператор готов к съемке?

-Актеров прошу пройти на свои места!

-Все готовы к съемке. Начали! Камера! Мотор!

Помощник режиссера:

-Дубль первый!

В ходе игры режиссер останавливает съемку, делает дополнительные дубли

Режиссер:

-Стоп! Снято! Всем спасибо!

Педагог

- Актеры могут переодеваться и готовиться к отъезду. Остальные все собирают инвентарь. И садимся в автобус

Завершение игры

На обратном пути подводим итог игры.

- Дети, мне очень понравилось с вами играть. У вас все здорово получилось, а вам понравилась игра? Что вам больше всего понравилось на киносъемке? (Педагог помогает детям вспомнить кто, что делал и какие действия совершал). Кому понравилось, как играл…(имя ребенка, имеющего проблемы в общении). А помните как…(педагог называет имя ребенка, который имеет трудности в организации поведения, но в процессе игры их почти не проявлял). Молодцы! Что нового вы узнали, играя в эту игру?

Нарисуйте дома, что вас больше всего заинтересовало…

Аннотация

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДОопределены особенности развития игровой деятельности ребенка.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое 35

развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире.

Современный мир предъявляет к современным дошкольникам новые требования. Вот поэтому подход к игре в детском саду должен тоже претерпевать изменения. Возникает необходимость менять подход к структуре и содержанию игры. К каждой игре предшествует предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео- фильмов, приглашение в детский сад выездных музеев, с помощью родителей в выходные дни организуются групповые посещения музеев, театров и экскурсий. Организуются совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры детей и родителей.

Список литературы

1. Парамонова Л.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». – М: «Творческий центр Сфера», 2014.

2. Калинченко А.В, Микляева Ю.В. Методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольника». – М: Айрис Пресс, 2009.

3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». – М: Гном и Д, 2000

4. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. – М: Просвещение, 1989.

5. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...