«Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»
материал на тему
Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.
Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,
что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала.
На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.
Наша задача сделать компьютер помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_pedsoveta_24.11.pptx | 721.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свое выступление хочу начать с цитаты Е.Ф.Одоевского: « Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».
Я, уверена, что если ребенку дошкольного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого), то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким. В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам, стремление соответствовать им заставляет изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.
Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации. Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым. Наша задача сделать компьютер помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.
Как же использовать компьютерные технологии в работе с дошкольниками? 1. Необходимо создать информационную базу данных - самостоятельный поиск , обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр, имеющих лицензию. 2. Классифицировать по разделам: животные , птицы, насекомые, рыбы, растения, неживая природа и другие. 3. Обработать, усовершенствовать, тщательно анализировать. 4. Использовать полученную информацию в работ(создание презентаций к НОД, организация мини-музеев, проведение мастер-классов и открытых НОД, праздников, экспериментов, создание памяток по разным экологическим направлениям, проведение семинаров и круглых столов и т.д.). 5. Проведение виртуальных э кскурсий (похожих, неотличимых), интерактивных. 6. Возможность общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры. 7. Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.
Например: На НОД, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.
Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат .
Ресурсы по теме « Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников » Сайты 1. https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-na-temu-ispolzovanie-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-kak-sredstva-resheniya-zadach-po-formirov-432682.html - Инфоурок 2. https://multiurok.ru/kurilowa/files/ikt-v-ekologhichieskom-obrazovanii-starshikh-doshkol-nikov.html - Мультиурок 3. http://dohcolonoc.ru/stati/8928-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii.html - Дошколенок.ру 4. http://www.maam.ru/ - Маам.ру 5. http://50ds.ru/vospitatel/2762-ispolzovanie-ikt-na-zanyatiyakh-ekologii.html - Детский сад 50 6. http://ds-mishutka.ru/wp-content/uploads/2015/09/Levickaya-Prezentaciya-IKT-v-Detsadu.pdf - Детский сад "Мишутка" 7. https://sites.google.com/site/pedzurnal7/ekologia - Дошкольное образование 8. https://doc4web.ru/pedagogika/statya-informacionno-kommunikativnie-tehnologii-v-razvitii-sovre.html - Хостинг документовученикам и учителям 9. http://doshvozrast.ru/konspekt/konspekt01.htm - "Дошкольный возраст.Детский сад" (Занятия по экологии в детском саду) 10. http://mylektsii.ru/8-113326.html - Виды занятий с ИКТ. Мои Лекции.ру 11.http://domavenok.ucoz.ru/news/prezentacija_po_ehkologii_v_dou/2014-09-07-214 - Презентации к занятиям
Литература 1. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером". 2. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников". 3. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011. 4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс , 1988. 5. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000. 6. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание. 7 . Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 8. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11. 9.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10. 10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений. – М., 2003 11.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 12.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс , В. Н. Подковырова , Е. И. Апольских , М. В, Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006 13.Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39 14.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...
Обобщение опыта по теме: "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов....
Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края...
Презентация "Использование ИКТ в экологическом Воспитании дошкольников"
Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое во...
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику: о...