Мастер-класс для педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»
материал
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Как успешно провести родительское собрание?»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Организационный момент: деление участников семинара на четыре сектора по жребию (конфеты четырёх видов). Предлагаю занять места соответственно выбранной конфете (на столах стоят ориентиры-розетки с конфетами). Также желающим быть «помощником» во время семинара раздаю эмблемы со смайликами (10 человек).
«Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» (А.С. Макаренко)
Педагоги принимают участие в игре, в процессе которой предложено выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
• Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши;
• Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
• Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте;
• Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, хлопните в ладоши;
• Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, кивните головой.
В ходе анализа игры выясняем, что больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, преподнесена в интересной и понятной для них форме и ориентирована на их собственный опыт.
В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.
Современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит, к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия коллектива дошкольного учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Главной задачей модернизации является аннулирование монологической ориентации в общении педагогов с родителями и развитие диалогических отношений «педагог – семья». Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.
Какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи? Если обратить внимание на формы работы с родителями, то основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как:
• собрания;
• групповые консультации;
• дни добрых дел;
• тренинги;
• родительские гостиные;
• телефон, почта доверия;
• совместное создание предметно-развивающей среды;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
Главное условие любой из них – донести до родителей знания и сделать их активными участниками образовательного процесса.
Одна из наиболее сложных, требующих профессиональных умений и тщательной подготовки от педагога форм, – родительское собрание или, как сейчас принято ее называть, родительская встреча. Что же такое родительское собрание?
Родительское собрание (встреча) – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Родительские собрания делятся на общие и групповые.
Общие собрания проводятся 2 раза в год, групповые – 1 раз в квартал.
Групповые собрания делятся на виды:
• Организационные, на которых избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов образования воспитанников данной группы.
• Текущие, созываемые по поводу решения какой-либо необходимой ситуации.
• Совместно с воспитанниками и родителями.
• Итоговые, имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребёнка.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
• собрание должно быть целенаправленным;
• отвечать запросам и интересам родителей;
• иметь четко обозначенный практический характер;
• должно проводиться в форме диалога;
• на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
В настоящее время родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. Использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Для этого можно сыграть в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
О себе ты расскажи.
Соседу руку протяни
И улыбку подари.
Предложить всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держат друг друга за руки. Вывод: закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.
Для того чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо постараться учесть некоторые условия.
Обеспечить безопасность участников. Не оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению родителей, выразить им благодарность за участие.
От слаженной работы педагога с родителями зависит успех воспитания наших детей. И подчас приходится сталкиваться с разными родителями.
Предлагаю устроить словесную перестрелку «Хороший – трудный родитель». Команды получают задание: за отведенное время написать черты характера самого приятного и самого «трудного» родителя. Затем словесная перестрелка – поочередно зачитывают их.
Родители бывают разные. Порой приходится мириться с их отрицательными чертами характера и качествами личности, принимать такими, какие они есть. Но мы всегда должны оставаться грамотными, воспитанными, сдержанными и тактичными людьми и помнить «6 не» в работе с родителями.
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания: «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» – всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Одним из важных этапов подготовки родительской встречи является создание атмосферы ожидания родительского собрания.
• Провести анкетирование родителей по теме собрания. Интересен приём «Почтовый ящик» или «Почта пожеланий и предложений», куда родители кладут записки со своими идеями, предложениями, вопросами к специалисту, которые впоследствии становятся темой родительской встречи.
• Заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
• Подготовить мини-презентации, освещающие жизнь детей в детском саду, очень работает приём, когда родителям рассылаются по электронной почте презентации, видеоролики о жизни детей в группе.
• Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах, выставках.
• Изготовить памятки, буклеты с советами.
• Написать афиши по теме собрания.
• Пригласить сказочного героя.
• Оформить помещение для проведения родительского собрания.
Рекомендации по оформлению «Формы приглашения родителей на собрание»:
• Коллективное приглашение (в виде красочного интересного объявления), в котором указана тема и форма собрания, место и время проведения.
• Индивидуальные приглашения в виде открытки с рисунком или аппликацией детей.
• Приглашение по телефону.
• Приглашение по электронной почте.
Практическая часть «Рекламное агентство».
Предлагаю попрактиковаться в изготовлении афиши-приглашения на родительскую встречу. Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания. От того, в какой форме она будет составлена, каким содержанием наполнена, будет зависеть, захотят ли родители прийти на встречу, насколько информированы будут по теме и т.д.
На рабочем столе компьютера размещена папка с материалами для подготовки афиши. Предлагается создать и представить свои приглашения на выбор по любой предложенной теме. По завершении работы педагоги высказывают свое мнение, какая афиша-приглашение их больше всего заинтересовала, на какое собрание хотели бы пойти?
Сценарий проведения собрания – предмет творчества педагога. Тем не менее, любое собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть призвана организовать родителей, замотивировать их на совместное решение проблемы. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Желательно создать определенный музыкальный фон, который будет сопровождать слова ведущего. Вступление должно быть коротким, эмоциональным, настраивающим на тему предстоящего разговора.
Основную часть собрания также можно разделить на несколько этапов:
1. Дискуссия.
Важно во время беседы не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций. Необязательно, чтобы в дискуссии приняли участие все родители.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, предлагать родителям просмотр видеофрагментов совместной организованной деятельности, игр, прогулок и т.д. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
2. Обмен опытом.
Во время обсуждения темы родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
3. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.
4. Деловая игра «О чём бы вы поговорили?»
Решение различных ситуаций.
5. «Острое блюдо».
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы. Дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, он вправе передать вопрос дальше.
6. Окно – очень короткие новости.
Включить ответы специалистов на вопросы родителей.
7. Конкурсы.
По теме собрания с участием сказочных героев.
8. Практическая часть «Золотые руки».
Выполнение практических заданий по теме собрания.
9. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
Это лишь часть приёмов, которыми можно наполнить основную часть.
В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Подведение итогов собрания – рефлексия, обмен мнениями.
В ходе рефлексии можно использовать приём «Чудесная сумка». Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались недосказанными или требуют более глубокого анализа. Использовать анкету. Неслучайно, что Л.С. Выгодский сравнивал анкетирование «со стартовой площадкой при организации взаимодействия в любом образовательном процессе».
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Предлагаю провести «Аукцион педагогических идей» – назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний.
Обобщаю: посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т.д.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Лекция-семинар», «Душевный разговор», «Мастер-класс», «Ток-шоу «Есть мнение», «Педагогический консилиум», «Педагогический капустник».
Схему классификации нетрадиционных форм взаимодействия предлагает Татьяна Викторовна Кротова в своей книге «Родительские собрания в ДОУ». Автором выделяются следующие нетрадиционные формы общения:
1. «Педагогическая лаборатория».
2. «Педагогический капустник».
3. «Читательская конференция».
4. «Аукцион».
5. «Семинар-практикум».
6. «Душевный разговор».
7. «Мастер-класс».
8. «Ток-шоу».
9. «Вечера вопросов и ответов ».
«Ток-шоу» – собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацию проблемы и возможные пути ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Педагогический капустник» – это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
«Душевный разговор» – собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). С родителями проводится анкетирование, устанавливаются причины. Проблема обсуждается со всех сторон с приглашением специалистов. Родителям даются рекомендации.
В конце любой формы проведения родительской встречи можно напомнить: «У Вас есть ребенок, и Вы его очень любите! Поспешите домой, обнимите крепко и в стомиллионный раз скажите ему: я люблю тебя, я скучал (скучала)! Давай поиграем».
Какую бы форму взаимодействия с родителями мы не выбрали, всегда должны помнить, что модель проведения родительской встречи одна.
«Модель проведения родительских собраний»
1. Цель.
2. Задачи.
3. Форма проведения.
4. Участники.
5. Оборудование и наглядность.
6. Подготовительный этап.
7. Ход мероприятия или повестка собрания.
8. Подведение итогов: рефлексия, обмен мнениями.
Практическая деятельность. Каждая группа педагогов разрабатывает модель родительской встречи по приготовленной к собранию афише и представляет данную модель.
По окончании мастер-класса проводится рефлексия – игра «Острова».
На большом листе бумаги нарисована карта с изображением «эмоциональных островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта острова размещается на доске и каждому участнику взаимодействия предлагается прикрепить кораблик в соответствующем районе карты, который отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"
Сценарий семинара - практикума для педагогов "Как успешно провести родительское собрание"...
Семинар-практикум для педагогов «Как успешно провести родительское собрание»
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от неё зависит, каким вырастет человек.За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные и...
Презентация "Как успешно провести родительское собрание"
Данная презентация поможет педагогам более продуктивно организовать работу с родителями....
Семинар - практикум "Как успешно провести родительское собрание"
Данный материал поможет педагогам улучшить работу с родителями....
Мастер-класс для молодых педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»
Мастер-класс для молодых педагогов «Как успешно провести родительское собрание?»...
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КАК УСПЕШНО ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ?»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодейств...