Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
консультация на тему

Что такое креативное развитие ребенка ?

Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии. В задачу родителей, желающих видеть своих малышей в будущем выдающимися в той или иной области людьми, входит развитие их талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_kreativnost.docx196.46 КБ

Предварительный просмотр:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

А.Шершунович, Т.Чукасова

Что такое креативное развитие ребенка ?

Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии. В задачу родителей, желающих видеть своих малышей в будущем выдающимися в той или иной области людьми, входит развитие их талантов.

Малыш улыбается матери - первая в жизни улыбка, ребенок играет - первые  в жизни игры.   Первые книжки, первые песни, первые радости, первые обиды. Все – впервые. Каким Человеком будет этот ребенок? Именно в детстве формируется либо яркая человеческая  индивидуальность, либо  безликая, бескрылая стереотипность.

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества, перехода образования, в том числе и дошкольного, к новым, креативным технологиям воспитания.

Важно понять, что нас сегодня не устраивает в традиционных формах обучения и воспитания ребенка. Считается: при традиционных подходах формируется искусственный социум, в котором дети с разным уровнем знаний, разными темпераментами и жизненными ритмами воспитываются в одной системе, выполняют одни и те же задания. Работа по старым стереотипам напоминает своеобразный конвейер, в котором всех детей воспитывают максимально похожими, ориентируясь на среднего стандартного ребенка. Традиционные подходы практически лишают ребенка возможности выбора, формируя, таким образом, не творца, а потребителя.

Воспитывая по шаблону, педагоги предлагают материал всем детям - и тем, кто готов, и тем, кто не готов к его восприятию, дают  знания, вместо того, чтобы побуждать их добывать, развивать детей, создавать условия для самостоятельного развития. Следовательно, практически принуждают детей учиться.

             В современном же мире очень важно уметь не только усваивать определенные знания, но и оперировать ими, применять их в решении как жизненных, так и профессиональных проблем, мыслить творчески, креативно. И основы этой способности нужно закладывать в дошкольном возрасте.

             Вот почему в развития ребенка дошкольного возраста, как одна из приоритетных линий развития заявлена креативность. Сегодня развитие креативности, как способности к творчеству, приобретает особенную значимость, потому что она становится приоритетной линией развития дошкольника, как базовое качество личности, ее ядро, центральная характеристика. Она четкой линией прослеживается в  четырех сферах жизнедеятельности Базовой программы во всех возрастных группах и реализуется через творческую форму активности.

     Мы убеждены, что ребенок не должен пассивно наблюдать мир вокруг себя, «потреблять» готовую информацию и репродуцировать или копировать предлагаемые ему модели, алгоритмы действий и тому подобное. В настоящее время стоит вернуться к природной способности ребенка творить, поддержать эту способность, создав для её проявления благоприятные условия, стимулировать стремление дошкольника делать по-своему,  проявлять оригинальность. К сожалению, множество шаблонов, образцов, готовых ориентиров, предложенных взрослыми ребенку для повторения, притупляют его стремление проявлять творчество. Поэтому часто оно остается невостребованным, то есть тормозится. Чтобы ребенок проявлял творческую активность, следует в первую очередь с доверием отнестись к его природной склонности действовать на собственное усмотрение. Воспринимать жизненные впечатления, полагаясь на собственный ум.

Что же такое «креативность»? Это слово не так давно влилось в наш словарный запас. Термин «креативность» происходит от английского слова create - создавать.

Подавляющее большинство педагогов не дифференцировали понятия «творчество» и «креативность», что  не является верным.

Систематизация основных подходов к изучению данной проблемы позволила развести эти понятия.

Давайте остановимся на этом вопросе.

В различных источниках определение понятий «творчество» и «креативность» дается по разному, хотя суть их остаётся одинаковой.

Креативность - творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, деятельности, характеризуют личность в целом.

Креативность рассматривается учеными как характеристика творческого потенциала личности. По словарю терминов «Дошкольное образование» «Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, что составляет достаточно стойкую характеристику личности».

Американский психолог Фромм предложил такое определение этого понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта».

Креативность дошкольника - готовность к непредсказуемым решениям, любознательность, способность к комментированию процесса и результата деятельности, мотивация достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.  

Еще одно определение креативного развития дошкольника - это обогащение практического и теоретического опыта, предоставление возможности самоопределиться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, лично принимать решение, варьировать содержание и формы выполнения заданий, поощрять стремление исследовать, экспериментировать, воспитывать потребность в новых впечатлениях.  

Креативность - это творчество без вмешательства взрослых. У каждого ребенка есть врожденные задатки, то, что дано от Бога, от природы. Это нейрофизиологические задатки, которые обеспечивают его творческую активность.                                                  

Наряду с понятием  «креативность» употребляется и  понятие «творчество».

По толковому словарю творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя  потребности в реализации своих способностей, создает духовные, материальные ценности, новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия». Другое значение этого понятия - то, что создано в результате такой деятельности, совокупность созданных материальных и духовных ценностей.

В философской литературе также есть различные трактовки феномена творчества, его природы, объективной основы, структуры творческого процесса, информация о формировании творческих способностей человека. Научными работниками рассматривается творчество как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», «форма» и т.д. Разные его стороны отображаются в понятиях:

  • творческое начало;
  • творческий потенциал;
  • творческие способности;
  • творческие возможности;
  • творческая активность;
  • творческая деятельность;
  • творческий труд;
  • творческая личность.

Большинство рядовых людей понимает творчество как научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений.

Если говорить в общем (кратко), то «творчество» - это деятельность человека и результат этой деятельности, а креативность – это способность личности, в частности ребенка, к творчеству.

КРЕАТИВНОСТЬ: Общая способность ребенка, его способность к творчеству. Одно из базовых качеств личности. Комплекс интеллектуальных и личностных качеств, которые способствуют становлению и проявлению творчества.

ТВОРЧЕСТВО: Особый вид активности, нерегламентированного, изменяющегося характера.

Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, креативность выявляют у детей приблизительно с пятого года жизни, но это совсем не означает, что к этому  моменту её не следует развивать. Напротив, чем раньше ребенка научат наблюдать, объяснять необычное, удивляться окружающим явлениям, предметам, экспериментировать, тем более основательно подготовят его к проявлению собственных творческих способностей. Творчество во многом определяется умением по-разному выражать свои чувства и представления об окружающем мире. Для этого следует научить ребенка видеть предмет с разных сторон, уметь, учитывая разные признаки предмета, создавать образ. Необходимо чтобы ребенок не только свободно фантазировал, но и направлял свою фантазию, творческие способности на решение разнообразных заданий.

По статистике

  • Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года обучения в школе; снижается на протяжении следующих года - двух и затем получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития.
  • Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную смелость, когда они становятся «окультуренными».
  • Период жизни человека от 2,5 до 7 лет психологи называют вторым  возрастом вопросов (первый возраст – от 1 года до 2,5 лет). На конец этого периода наблюдается «пик любознательности» - наибольшее количество вопросов в  речи детей, после чего отмечается спад.

Креативность воплощается не только в художественной деятельности - музыкальной, изобразительной, литературной, театрализованной, но и в познавательной, моральной, коммуникативной.

Переход образования, в том числе дошкольного к новым креативным технологиям воспитания и обучения предопределяют необходимость самосовершенствования воспитателя, как специалиста и личности - его открытость инновациям, умение применять современные методы и средства образования дошкольника, способности рассуждать, анализировать свои достижения и просчеты, смотреть на себя глазами своих воспитанников, их родителей, коллег. То есть, чтобы развить креативность ребенка, педагог сам должен быть всесторонне развитой, креативной, творческой  личностью.

              Рекомендации  для  воспитателей

1.        Непрерывно повышать свой  профессиональный уровень.

2.        Использовать в своей  работе игры   и  задания, которые способствую развитию креативности у детей.

3.        Работать над формированием у детей  креативного мышления, начиная  с младшего возраста.

4.        Использовать современные, инновационные подходы в учебно-воспитательной работе с целью креативного развития  детей.

5.        Систематически применять в работе с детьми новые приемы и методы для повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

6.    Постоянно сотрудничать с семьей.

Концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку американским психологом Дж.Гилфордом. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением (последовательным, логическим), направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением (альтернативным, отступающим от логики), направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривалось им в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению.

Следует отметить, что современная педагогика, прежде всего, ориентирована именно на конвергентное мышление, при котором детям предлагается вспомнить определенную фактическую информацию. Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. При дивергентном мышлении дошкольник представляет много разных ответов на вопрос, причем правильность ответа есть нечто субъективное.

Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
  4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  5. способность совершенствовать объект, добавляя детали;
  6. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является также другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

По словам Поля Торренса "Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Есть такая игра на развитие креативности «Данетки», где надо ответить на вопрос о каком-нибудь предмете (явлении, действии) чем он хорош и чем плох, т.е. необходимо увидеть этот предмет с разных сторон. Так и понятие «креативность» необходимо рассматривать с разных сторон,  с позиции «хорошо» и «плохо».  Педагогам и родителям надо помнить о двойном характере творческого воображения. С одной стороны, оно является основой творчества, с другой - может продуцировать отрыв от реальности, избыточную мечтательность, нежелание прилагать волевые усилия. То есть творческий ребенок может характеризоваться ценной способностью реализовывать свои фантазии и мечты, достигать высоких результатов в разных видах деятельности, а может, напротив, запираться, погружаться в себя, отказываться от решения реальных жизненных задач, особенно сложных.

Детство, прежде всего дошкольное - единственный период жизни, когда творчество может стать универсальным и естественным способом бытия человека. Многочисленные научные исследования разных времен свидетельствуют о бескрайних креативных возможностях дошкольного детства, поэтому ведущая психолого-педагогическая проблема оказывается в том, чтобы создать эти благоприятные условия стимулирования и направления развития личности.

Показатели  сформированности креативности

у дошкольников

Общество на современном этапе нуждается в творческих, всесторонне развитых личностях. Как воспитать личность? Мы, взрослые, должны помочь ребенку совершенствовать свои способности, развиваться его как личность, внедрять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Нужно чтобы ребенок чувствовал себя самодостаточным, уверенным и свободным. Мы должны дать детям возможность развивать  свои природные наклонности, а не навязывать им свои желания и стандарты. Психолого-педагогические исследования убеждают, что дошкольный возраст - сензитивный период для развития творческих способностей, формирования интересов личности и реализации возможностей проявить себя в различных видах деятельности.

Креативными не рождаются, ими становятся. И это неоднократно подтверждали исследования, проведенные в разных странах мира. На развитие творческого мышления влияет не наследственность, а окружение, в котором растет и воспитывается человек.

Основными показателями творческих способностей является разнообразие интересов, независимость ребенка,  скорость и гибкость мышления, оригинальность, любознательность, настойчивость, точность и смелость.

          Скорость мышления - количество идей, которые возникают за единицу времени.

             Гибкость мышления - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость - это хорошо развитой навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса явлений, которые изучаются, к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.

             Оригинальность - способность к генерации идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям. Она связана с целостным виденьем всех связей и зависимостей, незаметных во время последовательного логического анализа.

             Любознательность - способность удивляться; открытость и интерес к новому.

             Смелость - способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Развитие творческой активности дошкольников требует внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов обучения, которые в значительной мере могли бы обеспечить формирование творческого мышления, проблемного виденья, фантазии и воображения дошкольников. Стимулирование познавательной активности, поиск нового в обычном, осознание и усвоение материала через постановку вопроса, формирование умений прогнозировать последствия принятых решений.

Для широкой практики творческого поиска и реализации творческих замыслов необходима организация разнообразных видов деятельности, создание развивающей среды, что будет побуждать детей к творчеству, стимулирование творческих проявлений, индивидуального стиля детей и определение перспектив каждого ребенка в позитивном росте познавательной активности в разнообразных видах деятельности.

Хороший творческий опыт дети приобретают во время использования в учебно-воспитательной работе дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих игр, логических заданий. Активизирует познавательную, творческую деятельность детей использование элементов инновационных технологий: «Логика мира», «Сказочные лабиринты» Воскобовича, развивающие кубики Никитина, ТРИЗ, сказкотерапия.

Также предоставляют широкий спектр для творческих проявлений у дошкольников изобразительная и опытно-исследовательская деятельности. На занятиях часто используются нетрадиционные, современные формы изодеятельности. Дети вовлекаются в отображение в художественной форме своих представлений, чувств, мыслей, фантазий. Предлагаются такие темы, как изобразить загадку, пословицу; нарисовать и необычно раскрасить не существующих в природе животных, птиц, насекомых, рыб; использование разных нетрадиционных форм рисования (ладошками, пальчиками, предметами) и разнообразными способами.

Предложены следующие методы и приемы развития креативности:

  • Новые, нестандартные пути использования предметов.
  • Объединить, разъединить (предметы, явления).
  • Выдвинуть как можно больше идей для решения конкретной проблемы.
  • Использовать фантазию, шутки, юмор для решения конкретного вопроса.
  • Внести изменения в уже готовое, изменить предметы по цвету, содержанию, форме.
  • Представить ..., почувствовать на ощупь..., вкус...
  • Вообразить себя, или кого-то объектом природы, предметом, любым другим объектом.
  • Оживить слово.
  • Поставить как можно больше вопросов.
  • Представить себя волшебником.
  • Закончить предложение (разные варианты).
  • Придумать нового зверя, игрушку, предмет, игру, слово.
  • Рассказать сказку наоборот, изменить ход сказки, придумать новое название.
  • Соединяем несовместимое (несуществующее животное) - нарисовать.
  • Рисуем понятие: красота, любовь, добро, злость, гнев, честность, грусть.
  • Использование метода аналогии.
  • Ролевые игры, игры-драматизации.
  • Цветные кляксы.
  • Дорисовывание фигур.
  • Аутотренинг.
  • Фантастическая азбука.
  • ТРИЗ. Игра "Данетки" ("Хорошо или плохо")
  • Релаксация.

Кроме этого можно использовать:

  • Употребление метафор, перенос  свойств одного предмета (явления) на другие
  • Подобрать синонимы-антонимы (похожее-отличное);
  • Принять участие в дискуссии;
  • Провести несложное исследование, опыт;
  • Изменить внешность;
  • Придумать своё название известной картине, сказке, стихотворению.

        Если старший дошкольник часто, легко и охотно продумывает конструктивные идеи; способен самостоятельно их апробировать и применить; как правило, анализирует свои действия, прогнозирует вероятность их последствий; избегает однообразного манипулирования, разнообразит поиски способов решения; никогда не бросает начатое на полдороге, преимущественно самостоятельно преодолевает трудности; умеет взвешенно рисковать, удачно использовать разную информацию и добывать новую; принимает самостоятельные решения в неопределенных ситуациях; реалистично оценивает результат своей деятельности, объективно определяет, каких усилий  это ему стоило (было тяжело или нет); стремится проявить оригинальность, можно считать, что у такого ребенка развиты креативные способности.

        Показателями сформированности у дошкольника креативности являются:

  • чувствительность к проблемам, готовность их решать собственными силами; открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
  • склонность разрушать или изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
  • возможность выходить за рамки заданной другими ситуации;
  • скорость аналогий, противопоставлений, ассоциаций;
  • обостренное восприятие неточностей, недостатков, отклонений, необычности, сложности;
  • умение увидеть проблему с разных точек зрения;
  • умение вносить что-то новое, выдавать оригинальные идеи, решать новые задания, достигать необычных результатов;
  • поисково-преобразующее отношение к действительности;
  • высокая познавательная активность; любознательность; умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться; переконструировать элементы в новых комбинациях;
  • остроумие, чувство юмора, интерес к парадоксам;
  • смелость и независимость суждений; способность к постановке собственной цели;
  • объективность суждений, беспристрастие оценок;
  • самокритичность, способность посмеяться над собой;
  • использование разных форм доказательств;
  • умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
  • способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное, существенное, открывать потенциальное;
  • развитое воображение, метафора (создание фантастических идей);
  • умение удивляться;
  • способность прогнозировать, предусматривать, выдвигать гипотезы, делать предположения;
  • ориентация на высокие стандарты качества, идеальные эталоны.

        Наличие в деятельности дошкольника большинства из отмеченных качеств удостоверяет, что развитие личности происходит полноценно. Отсутствие тех  или иных проявлений креативности очерчивает проблемные места, помогает педагогу подобрать индивидуальный подход к развитию творческой активности ребенка. Внедрить в жизнь  личностно-ориентированную модель дошкольного образования - означает  признать приоритет достоинства и  свободы  всех  участников педагогического процесса, их права на творчество, проявление индивидуальности, самовыражения. Такая педагогическая стратегия является стратегией помощи, поддержки и уважения.  Профессиональная пригодность педагога определяется его способностью создавать  вспомогательные для личностного роста ребенка условия, облегчать, а не усложнять его внутреннюю работу, связанную с приспособлением к такой сложной и  изменчивой современной жизни.

Основные требования к обеспечению креативного развития детей дошкольного возраста

 Личностно ориентированная модель дошкольного образования предусматривает:

-        Изучение педагогами особенностей индивидуального личностного развития детей;

-        Ведение карточки психофизиологического развития ребенка;

-        Создание программы индивидуального развития ребенка и системы работы по этой программе;

-        Прогнозирование стратегий будущего развития ребенка;

-        Активное участие родителей в образовательном процессе дошкольного заведения;

-        Изменение стиля взаимодействия воспитателя с детьми от субъект-объективных взаимоотношений к субъект-субъективным ;

-        Отбор и соответствующее размещение развивающего предметно-игрового оборудования для индивидуальных потребностей и возможностей детей;

-        Психологизирование учебно-воспитательного процесса.

Практические умения и навыки, необходимые педагогу для осуществления дифференцированного принципа обучения:

Аналитические:

-        Умение анализировать педагогические возможности разных форм учебно-познавательной деятельности;

-        Анализ собственной деятельности;

-        Анализ и перенесение в собственную практику эффективных форм и методов.

Конструктивные:

-        Умение определять педагогические задания в осуществлении дифференцированного подхода в процессе планирования;

-        Дифференцированный выбор форм учебных занятий, материалов, методов обучения, видов учебно-познавательной деятельности;

-        Разнообразие заданий в различных видах деятельности;

-        Фиксация, анализ динамики развития ребенка.

Коммуникативные:

-        Создание атмосферы доброжелательности;

-        Мотивация различных видов деятельности;

-        Организация детей;

-        Общение с коллегами.

Организаторские:

-        Умение творчески осуществлять дифференцированный подход;

-        Педагогически целесообразно увеличивать требования к ребенку;

-        Умение формировать личность ребенка;

-        Учитывать его собственный опыт.

Пути успешного обеспечения дифференцированного подхода:

1.        Знание индивидуальных особенностей детей.

2.        Ведение психолого-педагогических исследований.

3.        Активизация учебной деятельности.

4.        Использование собственного опыта детей.

5.        Умелое использование поощрения.

6.        Определение этапов занятия, которые нуждаются в дифференциации, вариативности.

7.        Взаимовозвратность в процессе обучения.

8.        Разнообразие вариативных заданий.

9.        Систематичность.

10.        Определение объема заданий для одновременного окончания их детьми.

11.Правильный выбор материала.

Условия креативного развития дошкольников:

1-ое  условие - раннее начало, первые толчки в развитии способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, то есть с  очень раннего, по современным представлениям, физического развития.

2-ое условие - предварительное создание развивающей среды и системы взаимоотношений, которые будут стимулировать самую разнообразную творческую деятельность ребенка и постепенно развивали бы у него именно то, что в конкретный момент может эффективнее всего развиваться.

3-е условие - максимальное напряжение сил. Оказывается, что способности детей развиваются тем более успешно, чем чаще человек подходит к потолку собственных возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи лишь с сильными или даже с более сильными соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил, можно реализовать,  когда ребенок уже ползает, но еще не говорит.

4-е условие - большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов труда, и тому подобное. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем - надежная гарантия того, что даже большое напряжение интеллекта пойдет малышу на пользу.

5-е условие - доброжелательная помощь взрослых. Свобода, что предоставлена ребенку не исключает, а предусматривает ненавязчивую, умную, мудрую помощь взрослых. Самое сложное на этом этапе, заключается в том, чтобы не превратить свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку.

     

      Условия успешного креативного развития дошкольников

Какие условия следует создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос психологи еще не дали. Поэтому проблема остается актуальной до нынешнего дня. Существуют разные подходы и рекомендации. Так, например, американский психолог Дж. Смит написал на эту тему книгу, в которой особенно ярко отражается типичный подход к развитию творчества, существующий сегодня у большинства зарубежных авторов.

Развитие творчества, по мнению Дж. Смита, станет возможным, если будут созданы такие основные условия:

  • условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
  • условия социально-экономические, при которых ребенок чувствует внешнюю безопасность, то есть знает, что его творческие проявления не получат негативную оценку со стороны взрослых;
  • психологические условия, содержание которых заключается в том, что у ребенка формируется ощущение внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Но роль взрослых в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она заключается еще и в том, чтобы активно помогать малышу в развитии его творческих способностей. На этот счет полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауен. Вот наиболее интересные из них:

1.Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для его поисков, в которую он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей.

3.Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любознательность, вопросы и идеи ребенка. Пытайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и абсурдными. Объясняйте, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого нужно время, терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении.

4.Давайте дошкольнику возможность побыть одному и позволяйте, если он того хочет, заниматься своими делами. Избыток опеки может тормозить его творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может иногда восприниматься как "нарушение границ" личности.

5.Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи вместе с другими идеями и их носителями. Таким образом, его самого, в свою очередь, будут ценить другие.

6.Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, в меньшей мере способен достичь высот саморазвития.

7.Выявляйте симпатию к его первым неловким попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными окружающим.

8.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые попытки - какими бы неудачными они не были. Относитесь к ним с теплом: малыш стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

9.Помогайте ребенку стать "умным авантюристом" и время от времени полагаться в познании на риск и интуицию; скорее всего, именно это поможет сделать настоящее открытие.

10.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и преодолеть негативную реакцию сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совсем нежелательное русло.

 

  • избегайте четкой формулировки проблемы, творческого задания;
  • не обсуждайте именно творческое задание, а анализируйте некоторые общие моменты, которые вводят в проблему, уточняют ее содержание;
  • предлагайте детям не останавливаться, когда появляются идеи, даже если им кажется, что задание выполнено;
  • разделяйте на подпроблемы творческое задание, если ребенку не удается выполнить его полностью;
  • предлагайте дошкольникам прибегать к аналогиям;
  • будьте тактичными, изобретательными;
  • стимулируйте проявления творческого воображения, остроумия, фантазии;
  • совершенствуйте свое умение ставить вопрос, делать частичные подсказки, вносить уточнение, разъяснение, вставлять реплики, которые побуждают к поиску;
  • то сужайте, то расширяйте поле поиска решения творческого задания;
  • взвешенно анализируйте и подбирайте наиболее более оригинальные детские идеи;
  • побуждайте воспитанников отказываться от наиболее очевидного способа решения задания; предлагайте искать новые направления и идеи;
  • поощряйте детей каждый раз анализировать предмет внимания с неожиданной точки зрения;
  • предлагайте детям проговаривать в процессе решения творческого задания идеи, которые возникли спонтанно;
  • используйте разного рода вопросы, которые способствуют концентрации внимания детей (Кто? Что? Для чего ты это делаешь? Что ты хочешь сделать сейчас? Как ты собираешься действовать? Почему? Зачем?). Комбинирование вопросов дает большое количество информации;
  • предлагайте детям найти в творческом задании противоречия, обойти препятствие, начать действовать из необычной позиции; использовать знакомое по-новому, что-то ослабить или усилить;
  • рекомендуйте дошкольникам высказывать как можно больше мыслей по поводу одной ситуации (события, человека); выделять в них типичное и особенное, преимущества или недостатки, позитивное-негативное, интересное-неинтересное, привычное-необычное;
  • время от времени предлагайте детям представить (изобразить) что-то в виде элементарной схемы.

Тесты на определение креативности

Тест

«Если Вы хотите проверить свои способности на креативность»

1.Случается ли Вам находить необычное применение какому-либо предмету?

2.Меняете ли Вы свои наклонности?

3.Любите ли рисовать абстрактные картинки или предметы, которые возникают в Вашем воображении?

4. Нравятся ли Вам психологические тренинги?

5.Любите ли Вы фантастические истории?

6.Сочиняете ли рассказы или стихотворения?

7. Легко ли Вам отвечать на вопросы по выяснению Вашего личного отношения к рассматриваемому событию, предмету или явлению?

8.Делали  ли  когда-либо то, чего не знали, или, чего не существует?

9.Бывает ли у Вас желание  что-то переделать на свой  вкус?

10.Боитесь ли Вы темноты?

11.Изобретали ли когда-либо новое слово?

12.Считали ли это слово понятным без объяснений?

13.Любите ли переставлять мебель по своему пониманию?

14.Удачным ли был этот замысел?

15.Использовали ли когда-либо вещь не по ее назначению?

16. Есть ли у Вас свой внутренний мир, недосягаемый для окружающих?

17. Ищете ли объяснений тому, чего  не понимаете?

18. Любите ли читать книжки?

19.Помните и рассказываете ли свои сны или пережитые впечатления?

20.Легко ли Вам посмеяться над самим собой в присутствии других людей?

21.Уверенный ли Вы в себе человек?

22.Легко ли Вам принимать самостоятельные решения в нестандартной ситуации?

23.Нравятся  ли Вам творческие задания?

Результаты оценивания:

От 20 до 23 очков: Вы очень разносторонний, творческий человек, способный  иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков: Вы не всегда раскрываете свои способности и возможности, не всегда можете реализовать себя в полной мере, Вы  находчивы  и  творчески работаете лишь, когда чем-либо заинтересованы.

От 14 до 8 очков: большая осведомленность, достаточная для многих отраслей применения, где не обязателен собственный взгляд на вещи.

От 4 до 8 очков: Вы проявляет творческое мышление только при условии достижения важной для Вас цели, Вы больше расположены к практической деятельности.

Меньше 4 очков: Вам не хватает изобретательности, но Вы  можете достичь  успеха как хороший исполнитель, даже в сложных делах.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Контрольный список характеристик креативности

        Творческая личность способна:

1.

Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2.

Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3.

Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4.

Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5.

Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6.

Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7.

Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8.

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Возможные оценочные баллы:

1 - никогда,

2 - редко,

3 - иногда,

4 -  часто,

5 - постоянно

Уровень креативности              Сумма баллов

Очень высокий                                                            40–34

Высокий                                                                       33–27

Нормальный, средний                                                 26–20

Низкий                                                                          19–15

Очень низкий                                                               14–8

  • избегайте четкой формулировки проблемы, творческого задания;
  • не обсуждайте именно творческое задание, а анализируйте некоторые общие моменты, которые вводят в проблему, уточняют ее содержание;
  • предлагайте детям не останавливаться, когда появляются идеи, даже если им кажется, что задание выполнено;
  • разделяйте на подпроблемы творческое задание, если ребенку не удается выполнить его полностью;
  • предлагайте дошкольникам прибегать к аналогиям;
  • будьте тактичными, изобретательными;
  • стимулируйте проявления творческого воображения, остроумия, фантазии;
  • совершенствуйте свое умение ставить вопрос, делать частичные подсказки, вносить уточнение, разъяснение, вставлять реплики, которые побуждают к поиску;
  • то сужайте, то расширяйте поле поиска решения творческого задания;
  • взвешенно анализируйте и подбирайте наиболее более оригинальные детские идеи;
  • побуждайте воспитанников отказываться от наиболее очевидного способа решения задания; предлагайте искать новые направления и идеи;
  • поощряйте детей каждый раз анализировать предмет внимания с неожиданной точки зрения;
  • предлагайте детям проговаривать в процессе решения творческого задания идеи, которые возникли спонтанно;
  • используйте разного рода вопросы, которые способствуют концентрации внимания детей (Кто? Что? Для чего ты это делаешь? Что ты хочешь сделать сейчас? Как ты собираешься действовать? Почему? Зачем?). Комбинирование вопросов дает большое количество информации;
  • предлагайте детям найти в творческом задании противоречия, обойти препятствие, начать действовать из необычной позиции; использовать знакомое по-новому, что-то ослабить или усилить;
  • рекомендуйте дошкольникам высказывать как можно больше мыслей по поводу одной ситуации (события, человека); выделять в них типичное и особенное, преимущества или недостатки, позитивное-негативное, интересное-неинтересное, привычное-необычное;
  • время от времени предлагайте детям представить (изобразить) что-то в виде элементарной схемы.

1.Упражнения - приветствия

Упражнение "Знакомство".

Упражнение "Комплимент тем, кто рядом..."

Упражнение "Поприветствуем друг друга!"

Упражнение "Пожелания".

Упражнение "Я очень рада тебя видеть, потому что..."

Поздороваемся по-разному пальчиками.

Поздороваемся с помощью мимики.

Поздороваемся как с родными, знакомыми, чужими.

Приветствие частями тела.

Упражнение "Здороваемся ладошками"

Здороваемся с разным настроением.

Упражнение "Поздороваемся улыбками".

Приветствие по кругу "Я рад тебя видеть..."

Упражнение "Я дарю тебе цветок..."

Упражнение  «Я дарю тебе...»

Упражнение "Я тебя уважаю, потому что ты ..."

Упражнение "Я благодарю своего друга за ..."

Упражнение "Ты мне нравишься потому, что..."

Упражнение "Я благодарю свои ручки за ..."

Упражнение "Дарю тебе ласковые  слова".

Игра "Мои пожелания друзьям".

2. Эмоции

Упражнение "Мои ощущения".

Упражнение "Настроение кошки" и др..

Рефлексия "Мое состояние сейчас" - оценить по 5-бальной шкале.

Упражнение "Мое эмоциональное состояние сегодня - я сравниваю его с ..."

Упражнение "Сегодня мое настроение похожее на ..."

3.Аутотренинг

Аутотренинг "Сон котенка".

Аутотренинг "Ласковое солнышко".

Аутотренинг "Прогулка по лесу".

Аутотренинг "Порхание бабочки".

Аутотренинг "Летаем высоко над землей".

Аутотренинг "На берегу моря".

Аутотренинг "Плывем на тучке".

Аутотренинг "Путешествие на Голубую Звезду".

Аутотренинг "В лесу весной".

Аутотренинг "Волшебный сон".

Аутотренинг "Тихое озерцо".

4. Психоэмоциональные этюды

Психоэмоциональный этюд "Живая шляпа"

Психоэмоциональный этюд "Осенние листочки"

Психогимнастика. Игра "Тропинка"

Психогимнастика "Дождь - веселый, дождь - грустный"

Психогимнастика "Передай снежок по кругу".

Психоэмоциональный этюд "Играем в снежки"

Психогимнастика "Театр прикосновений".

Психоэмоциональный этюд "Добрый цветок".

Психогимнастика "Поза аиста".

Психогимнастика "Передай смешинку по кругу".

Психогимнастика "Гнев".

Психоэмоциональный этюд "Времена года".

Психологический этюд "Волшебные растения".

Психогимнастика "Ночные звуки".

Психогимнастика. Превращаемся в неживые предметы: солнышко, гром, молнию, капельку дождя и тому подобное...

Психогимнастика "Встреча друзей".

Психогимнастика  "Остров плакс".

Психологический этюд "Снеговик, что тает".

Психологический этюд "Я волшебный цветок".

Психогимнастика "На морском дне".

Психологический этюд "На рыбалке".

Игра с элементами психогимнастики:

"Где мы были - не скажем,

Мы вам лучше покажем".

5. Фантастическая азбука

Игра "Что было бы, если бы ... ": "Что было бы, если  бы на Земле не было детей?", "...все люди стали ходить на руках, вверх ногами", "...на Земле не стало воды", " ...люди не взрослели, а всегда оставались детьми", "...наши мысли были всем слышны", "...никогда не было зимы, а всегда стояла жара?", "...вдруг исчезли все книги".

Выдумаем необычное имя для котика.

Обсуждение по кругу: "Почему мне нравится или не нравится этот цвет"...

"На что похож" (круг, квадрат, треугольник, пятиугольник, буквы и т.д.)

Игра "Как можно использовать в городе снег?"

"Закончи предложение (разные варианты)".

"Как сделать так, чтобы новогодние праздники длились дольше".

Придумаем вместе игрушки, которых еще не существует.

"Рассказываем сказку наоборот".

"Смешной гнев". Как превратить гнев в смех?

"На безлюдном острове".

"Сказка по кругу".

Вопросы:

Как поймать рыбу без удочки;

Как определить возраст соседской собаки;

Как измерить вес грозовой тучи;

Как рассчитать количество пчёл в улье;

Как нарисовать картину без кисточки и красок;

Как съесть суп без ложки;

Как посадить дерево без лопаты;

Как погасить огонь без воды.

6. Интеллектуальная зарядка. Игра "Данетки"  

Иметь котика - хорошо   это или плохо?

Гулять утром  со своей собакой - хорошо это или плохо?

Иногда я чувствую страх - хорошо это или плохо?"

Ноябрь - это радостно или грустно?

Дождь - это радостно или грустно?

Осень - это хорошо или плохо?

Ветер - это хорошо или плохо?

Когда идет дождь, тебе грустно или весело?

Ходить по лужам - это хорошо или плохо?"

Играть в снежки холодно или тепло?

Выходить на снег босиком полезно или нет?

Посещать зоопарк - это радостно или грустно?

Рубить елку - это хорошо или плохо?

Быть ребенком - это хорошо или плохо?

Хорошо или плохо заниматься сразу несколькими делами?

Ходить в детский сад - это хорошо или плохо?

Иметь друга - это хорошо или плохо.

Дружить с мальчиками (девочками) это хорошо или плохо?

Когда улетают птицы - это радостно или грустно?

Держать птицу в клетке - это радостно или грустно?

Тяжело или легко плавать?

Полезно или нет загорать на солнце?

Быть дома одному - это хорошо или плохо?

Смотреть телевизор - это хорошо или плохо?

Выбрасывать старые игрушки - это грустно или весело?

Сердиться - это хорошо или плохо?

Плакать - это стыдно или нет?

Тает снег - это хорошо или плохо?

Весна пришла - хорошо это или плохо?

Полететь на Луну - это хорошо или плохо?

Тает снег - это хорошо или плохо?

Быть золотой рыбкой - это радостно или грустно?.

Есть конфеты - это хорошо или плохо?

Рвать цветы - это хорошо или плохо?

Смех - это хорошо или плохо?

Лекарство: хорошо или плохо?

Музыка: хорошо или плохо?

Ходить пешком: хорошо или плохо?

Полиэтиленовый пакет: хорошо или плохо?

Швейная игла: хорошо или плохо?

Огонь: хорошо или плохо?

7. Творческое рисование

Рисуем ладошками маленького котенка.

"Портрет моего волшебного листочка"

"На что похожая осень". Изобразить осень в виде линий, точек, пятен, подобрав соответствующие цвета

"Волшебный дождь"

Рисуем ветерок  пальчиками.

"Кляксография".

"Необычная снежинка"

"Несуществующее животное"

"Вещи из волшебной страны"

Рисуем весну методом акварели по мокрой бумаге.

"Дорисуй".

Волшебные цветы - рисуем смятой бумагой.

"Рыбаптицамашина".

"Рисуем красоту" методом  выдувания трубочкой.  

Рисуем понятия: "Гнев", "Грусть"  "Радость", "Страх", "Злость", "Красоту",

"Добрые мысли".

Нарисовать свое праздничное настроение, сон, мечту.

Будем дорисовывать фигуры. А что это может быть?

Рисуем космическое животное или деревья, или дома, или инопланетян".

"Настроение тучки, солнышка, дождика".

9.Игры на развитие воображения и фантазии

Игра "Выдумываем новые овощи и фрукты" Какие они на ощупь и вкус?

Игра "Путешествие в страну Фантазию". Детям предлагается придумать страну, которой не существует. Какие там дома и тому подобное...

Упражнение "Что было бы, если  бы на земле все время была ночь?"

Упражнение "Сегодня я волшебник и я ..."

Игра "Пантомима".

10.Разные игры

Игра "Объединим в группы по  ..."

Игровая терапия. Упражнение "Колокольчик".

Игра "Запрещенные движения".

Упражнение "Оживляем слово" (Представь себя…).

Игра "Разноцветные кляксы".

Игра "Вода, воздух, земля".

Слушаем звуки музыки. Представляем, что мы с вами услышали.

Игра "Тень".

Игра "Что может делать: дождь, солнце, ветер, снег?"

Игра "Бабочки и слоны".

Игра "Птица, животное, рыба".

Упражнение "Картинка, что ожила".  Дети отображают то, что нарисовано на картинке.

Творческая игра "Новогодний хоровод".

Игровая терапия "Бои воробьев".

Игра "Море волнуется раз..."

Творческая игра "Камешки, которые ожили".

Игра "Аналогии" - чем похожие цветок и воздушный шарик, солнышко и апельсин, мама и я, солнце и месяц и т. п.?

Творческая игра "Тучки".

Подвижная игра "Поймать рыбку".

Игра "Веселый рюкзак".

Игра "Воспроизведи, а мы отгадаем". Детям раздают картинки с изображенными предметами. Ребенок воспроизводит изображенное, другие дети отгадывают.

Игра "Необычные названия для обычных предметов".

Игра "Найди свой цветок".

Спонтанные движения под музыку.

Упражнение "Проиграй на музыкальных инструментах свое настроение"

Креативное развитие ребенка

Упражнение «Кто это?»

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно – только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

Упражнение «Правила хорошего тона»

С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах, например: под кроватью, в холодильнике, в избушке Бабы-Яги

Можно предложить по написанным правилам угадать место.

Упражнение «Конец и начало»

Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:

  • Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал  молоток.
  • Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
  • Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.

Упражнение «Скороговорки»

Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик». Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.

Игра «Инструкция»

В игре предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:

  • как вынуть изюм из кекса;
  • сделать маникюр кошке;
  • выиграть в лотерею.

Упражнение «Анонимка»

Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

Упражнение «Ягодные сказки»

Цель упражнения состоит в придумывании сказок, которые объясняли бы явления из какой-либо области.

Пример:

  • Почему вишни растут парами?
  • Почему ежевика колючая?
  • Откуда у земляники крапинки?

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель: развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Придумай»

Ребятам предлагают придумать новое применение предметам:

  • пустой консервной банке,
  • дырявому носку,
  • лопнувшему воздушному шарику,
  • перегоревшей лампочке,
  • пустому стержню от ручки.

Упражнение «Иллюстрация»

Пусть ребята попробуют изобразить рисунком загадку, пословицу, поговорку: «Каждому мальчику по темному чуланчику» (перчатка), «Стоит Антошка на одной ножке, всяк пройдет и его сорвет» (гриб), «Один с сошкой, семеро с ложкой«, «Куда иголка, туда и нитка», «Смех без причины – признак дурачины», «Надулся, как мышь на крупу». Впрочем, темой рисунков могут быть и иные образные выражения.

Упражнение «Спрячь ноты»

Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы «спрятаны» загаданные судьёй ноты: ля, ре, фа, си, соль, до, ми.

Упражнение «Большой фломастер»

Привяжите к длинной палке фломастер, на другой конец палки повесьте кед или ботинок. Теперь таким длинным фломастером, не кладя его на плечо, пусть юные художники нарисуют быстро веселого человечка или Чебурашку, или что угодно.

Упражнение «В природе этого нет»

Можно нарисовать и необычно раскрасить не существующие в природе животных, птиц, насекомых, рыб, цветы, деревья и т.д., а затем придумать им остроумные названия.

Упражнение «Придумывалка»

Детям дается задание придумать новые названия: утюгу, кошке, ложке, велосипеду, карандашу, кроссовкам, телевизору, собака, сороке, стулу, мячу, ушам, глазам, книге, кастрюле, молотоку, зеркалу, ключу от дверного замка, сережке, магнитофону, компьютеру, лопате, граблям и т.п.

Упражнение «Двумя руками»

Двумя руками надо одновременно изобразить на двух листочках бумаги кошку и собаку. Левой рукой – кошку, правой – собаку.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

 Игра «Покажи понятие»

       Детям предлагается показать, а другим отгадать: часы, фонтан,  чайник,  футбол, динозавр, комар, принцесса, солдат, шарик воздушный, мяч и т.п.

Упражнение «Кто кем будет?»

Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет)...?

яйцо; цыпленок; мальчик; желудь; семечко; икринка; гусеница; мука; железо; кирпич; ткань; ученик; больной; слабый;

Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

 

Упражнение «Сочинитель»

Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности.

Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: тарелка и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен найти как можно больше общих признаков для этих предметов.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из детей, кто назвал больше общих признаков. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Упражнение «Крупяные поделки» для малышей

Цель: развитие творческих способностей.

Материалы: бумага, трафарет (очень простой). Например, кораблик, рыбка.

Ребенку дают клей. Пусть он намажет клеем внутри трафарета, затем возьмите манку или песок и насыпьте на намазанную поверхность, придавите. Уберите трафарет – получился «закрашенный» рисунок.

Если ребенку не нравится делать в трафарете – пусть он просто намажет клеем листик. Потом засыпьте листок манкой, придавите и стряхните лишнюю крупу. Посмотрите, что получилось.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  2. Что общего между горой и шоколадом?
  3. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил и т.д. Затем обсуждается, что особенно хорошо удалось передать, как бы по другому можно это сделать.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!
  • Меня зовут Богдан –я - Богом дан
  • Меня зовут Ириша - у меня поехала крыша
  • Меня зовут Нина - красивая картина
  • Меня зовут Алёна - у меня все дома
  • Меня зовут Тамара, я царицина пава
  • Меня зовут Диана я прекрасная дама
  • Меня зовут Марина у меня красивая машина
  • Меня зовут Надежда, я люблю красивую одежду

Таких упражнений много. Их можно использовать на знакомство. Вот одно из них.
Мы идем на пикник, что возьмешь с собой.  Начинается со слов:
Меня зовут Лена, я возьму с собой полено.
Меня зовут Маша, я возьму с собой кашу.
Меня зовут Ян, я возьму с собой баян.
Меня зовут Евгения - Я возьму с собой варенье;
А меня зовут Иван - я возьму с собой диван;
Меня зовут Екатерина - люблю ягоду-малину

Упражнение «Заглавная буква»

 Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж.  На протяжении трех минут придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж

Упражнение «Круги»

Правила проведения: Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

 Упражнение «НЛО»

Оборудование: бумага и цветные карандаши.

Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

   Упражненние «Разговор с руками»

Цель: научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст: дошкольный.

Форма проведения: индивидуальная.

Правила проведения: Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Игра «Развиваем наблюдательность»

Условия игры: в течение 10 минут ребята называют как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. черного цвета,
  3. зеленого цвета,
  4. синего цвета,
  5. овальных,
  6. квадратных,
  7. деревянных,
  8. металлических,
  9. каменных,
  10. начинающихся с буквы «к»,
  11. относящихся к мебели,
  12. относящихся к посуде и т.д.

Упражнение «Завершение рассказа»

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Магнитный театр «Зимовье зверей»

Задачи: развитие креативного мышления, социального прогнозирования, связной речи, познавательного интереса, а также коррекция и развитие психомоторной сферы, коммуникативных навыков.

Материалы: магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки на магнитах.

Краткое описание содержания игры:

Игра основана на сказке М.Пришвина «Зимовье зверей». Детям предлагается рассказать сказку по ролям, проигрывая события с плоскостными изображениями героев на магнитной доске. По окончании игры ведущий организует обсуждение.

Варианты организации игры:

  1. Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее;
  2. Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку; роли распределяет ведущий с учетом особенностей личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа, или с учетом психологической проблемы ребенка;
  3. Роли распределяются по желанию детей.

Количество участников игры – от 1 до 7 детей.

Игра особенно рекомендуется детям, имеющим нарушение моторной координации.

 Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы: игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры:

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР, В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В статье раскрываются вопросы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР, в процессе освоения нетрадиционных техник рисования....

Методические рекомендации для воспитателей «Использование ТРИЗ - технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Методические рекомендациидля воспитателей«Использование  ТРИЗ - технологиив воспитательно - образовательном процессе ДОУдля развития творческих способностейдетей дошкольного возраста»...