Программа кружка "Волшебная бусинка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа кружка "Волшебная бусинка" для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_kruzhok.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Золотая рыбка»
УВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 17«Золотая рыбка»
____________Т.Н. Железняк
Протокол педагогического Совета
№ от « » __________ 2017 года
Рабочая программа дополнительного образования
«Волшебная бусинка»
Возраст воспитанников: 5 - 6лет
Срок реализации программы: 1 года
Составитель программы:
Воспитатель Хватова Т.В.
г. Салехард 2017 г.
Пояснительная записка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение дошкольников основными приёмами бисероплетения. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.
Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Актуальность
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.
Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т.д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи:
1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.
6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.
8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков
Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную ДОУ. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.
Механизм реализации программы.
Программа дополнительного образования по бисероплетению «Волшебные бусинки» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 30 минут. Всего занятий в год- 36 ч.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Принципы содержания программы:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Условия для занятий в кружке «Волшебная бусинка»:
1. Занятия проходят в групповой комнате.
2. Подбор материала для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.
5. Подбор комплекса упражнений для глаз.
6. Подбор репродукций, открыток, работы мастеров.
7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
Методическое обеспечение программы.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка.
Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
* Леска и резинка для плетения браслетов
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* кусачки для отрезания проволоки;
К концу 1 года обучения:
По окончании 1 года обучения дети знают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения дети умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
Учебно-тематический план рабочей образовательной программы дополнительного образования «Волшебная бусинка» | ||||
Старшая группа – 1 год обучения | ||||
№ | Блоки программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | История бисероплетения | 1ч | 1 час | 2 часа |
2 | Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. | 30 мин. | 30 мин. | 1час |
3. | «Составление узоров по схеме». | 1 час | 1 час | 2 часа |
4. | Техника простого низания бисера на леску и проволоку. | 1 час | 1 час | 2 часа |
5. | Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме. | 2 часа | 7 часов | 9 часов |
6. | Знакомство с техникой плетения «колечки». | 20 мин. | 40 мин. | 1 час |
7. | Низание цепочек и браслетов | 4 часов | 14 часов | 18 часов |
8. | Итоговое занятие | 1 час | 1 час | |
36 часов |
Содержание рабочей образовательной программы дополнительного образования «Волшебная бусинка» | |||
Старшая группа - 1 год обучения | |||
№, название блока | Название занятия | Теория | Практика |
I Блок - История бисероплетения ( 2 часа) | 1.1.Вводное занятие (2 часа) | Теория 1 час
Цель: Познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием | Практика 1 час Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. |
II Блок - Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. | 2.1. Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места ( 1 час) | Теория 30 мин.
| Практика 30 мин.
|
III Составление узоров по схеме ( 2 часа) | Простое низание. (2 часа) | Теория 1 час обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе. Обучение планированию работы с использованием схем и переносить схемы на мозаику. | Практика 1 час простое низание – чередование бисера по схеме. |
IV Блок - Техника простого низания бисера на леску и проволоку. ( 2 часа) | Простое низание. (1 час) | Теория 30 мин. Учить детей нанизывать бусины и бисер, чередуя их по схеме. | Практика 30 мин. Выполнение упражнений по нанизыванию бусин и бисера, составление композиции. |
4.1. Низание параллельное (1 час) | Теория 30 мин. Рассматривание поделок – украшений из бисера. | Практика 30 мин. Самостоятельно нанизывать бисер на леску | |
VБлок Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме. | 5.1. Составление своих схем. (4 часа 30 мин.) | Теория 1 час. Рассматривание схем и узоров | Практика 3 часа 30 мин. Самостоятельное составление схем и рисунков |
5.2. Чередование по форме (простое и сложное) – 4 часа 30 мин. | Теория 1 час. Знакомство с чередованием | Практика 3 часа 30 мин. Выполнение упражнений по чередованию по форме | |
VI Блок Знакомство с техникой плетения «колечки». ( 1 час.) | 6.1. Плетение «Колечки» (1 час) | Теория 20 мин. Анализ образцов украшений ( кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений. | Практика 40 мин. Плетение украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки |
VIIБлок-Низание цепочек и браслетов (20 часов) | 7.1.«Нитка – браслет» для куклы». (1 час 30 мин.) | Теория 30 мин. Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 1 час Создание композиции |
7.2. «Нитка – бусы» для куклы». (1 час 30 мин.) | Теория 30 мин. Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 1 час Создание композиции | |
7.3. «Браслет для принцессы» (по замыслу – 1 час 30 мин.)». | Теория 30 мин. развивать умение задумывать рисунок поделки, составлять схему самостоятельно и доводить замысел до конца. | Практика 1 часа Составление схемы, создание композиции | |
7.4. Бусы - узорчатые». (1 час 30 мин.) | Теория 30 мин. Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 1 часа Создание композиции | |
7.5. «Браслетик «Попурышки»». (4 часа) | Теория 1 час Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 3 часа встречное плетение по схеме. | |
7. 6. ««Цепочки «Попурышки»». (4 часа) | Теория 1 час Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 3 часа встречное плетение по схеме. | |
7.6. «Разноцветные браслетики». | Теория 1 час Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. | Практика 3 часа Создание композиции | |
VIII Блок- Итоговое занятие (1 час) | Практика 1 час Выставка для родителей. Презентация детьми своих работ. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов |
Список используемой литературы:
1. «Бисер. Уроки, приемы и схемы» - Н. Л. Ликсо.
2. «Бисер. Игрушечки». – Берлина Н. А., Mari – ClaudeBurel «Petitsanimauxsenperles» (30 моделей из бисера).
3. Дошкольное педагогика №8 2008г.
4. Домоводство для девочек – «Все о бисере» - М. С. Зимина.
5. «Игрушечки из бисера»- Изд. «Культура и традиции». - Москва.
6. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»- Е. П. истратова.
7. «Объемные фигурки из бисера» - ИзабельКасап – Селье.
8. Фигурки и игрушки из бисера ГёрС. ,Кох С. ,Рёр Г. ,РёрГ. ,СоболеваО. ,Серке А. Астрель, «Академия развития,», «АСТ «Подарок своими руками»
Приложение 1
Диагностическая карта
№п. п | Фамилия, имя обучающегося | Выполнение заданий | итого | |
теория | практика | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по бисероплетению детей 6-го года жизни логопедической группы «Весёлые бусинки»
Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивае...
Рабочая учебная программа по бисероплетению «Весёлые бусинки»
Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую мот...
Программа «Волшебные бусинки» по обучению детей 5 – 7 лет бисероплетению
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Разви...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для группы общеразвивающей направленности 2-5 лет «Бусинки» на 2018-2019 учебный год Составлена с учетом ФГОС ДО и образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В
Рабочая Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бусинка к бусинке"
Программа объединения дополнительного образования по бисероплетению...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ БУСИНКА»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...