Роль экспериментальной деятельности младших дошкольников в развитии их познавательных способностей.
статья на тему

Микова Марина Даниловна

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экспериментальной деятельности младших дошкольников в развитии их познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Проявление познавательного интереса В.А. Онищук связывает со следующими стадиями:

а)любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б) любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления[2].

Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. B.C. Мухина; А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин  и другие отмечают, что по мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Полученные данные являются обязательным условием развития мышления детей.[1]

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном  возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. У детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания; появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека; сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения.

В ситуациях неопределенности в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка еще импульсивно. Его исследовательская активность на этом этапе развития нецеленаправленна, чаще всего ребенок действует «методом проб и ошибок».

Для ребенка 3 лет характерно проявление интереса к внешним эффектным свойствам предметов: яркости, звучности, блеску, величине и т. п. Он может не заметить «загадочных» свойств предмета, если он не обладает внешней привлекательностью.

В дошкольном возрасте ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: «интересно» или «неинтересно» - два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира. Если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области восприятия, поскольку становится неважным, незначимым для них.

Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий. Они реагируют на предупреждения взрослого, но сами следить за соблюдением правил безопасности совершенно не способны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже сами отвечают на него.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения[3].

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать, по мнению М.И. Лисиной, как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

- действие показывает воспитатель;

- затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;

- воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;

- ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;

- для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента. Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Большинство современных ученых, педагогов – практиков, изучающих дошкольный возраст придерживаются мнения, что развитие деятельности детского экспериментирования начинается с раннего возраста и имеет свои возрастные особенности на каждом возрастном этапе.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. В младшем дошкольном возрасте, у детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...».  Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности совершенно не        способны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него[4].

После трех лет ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Таким образом, познавательный интерес на ранних этапах онтогенеза проходит ряд стадий развития. Для младшего дошкольника характерно любопытство и любознательность, проявляющиеся в исследовательской активности ребенка.

Список литературы:

1. Новикова, Н.А. Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововой - М. АРКТИ, 2004

3. Поддьяков, А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» / А.И. Поддьяков // Вопросы психологии. - 1998. - № 5.

4. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,  Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Экспериментальная деятельность младших дошкольников

Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте?Экспериментировать можно с...

Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников

Содержание иследовательской работы младших дошкольников...

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.Чем разнообразнее и ...

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...