Программа по работе с педагогами «Мой внутренний мир»
рабочая программа на тему

Борчанова Людмила Владимировна

 Важную роль в формировании личности ребенка играют  особенности личности педагогов, их психологическое здоровье.

Истории детства помогут педагогам: вспомнить и  пережить чувства, испытываемые будучи ребенком; увидеть связь -  себя – ребенка (несовершенного) и детей группы, лучше понимать и "слышать" детей; анализ поступков ребенка, учет уникальности каждого ребенка и уважение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pedagogov_61sad.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования

Динской район «Детский сад №61»

Психоаналитическая программа по работе с  педагогами

«Мой внутренний мир»

Содержание:

1. Тема: «Я - ребенок»

2. Тема: «Мой внутренний мир»

Актуальность данной темы заключается в том, что именно в детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности.  В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания и развития дошкольника, включая процесс общения педагога с детьми.

В процессе отношений воспитателей с детьми дошкольного возраста, происходит подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки.

 Важную роль в формировании личности ребенка играют  особенности личности педагогов, их психологическое здоровье.

Истории детства помогут педагогам: вспомнить и  пережить чувства, испытываемые будучи ребенком; увидеть связь -  себя – ребенка (несовершенного) и детей группы, лучше понимать и "слышать" детей; анализ поступков ребенка, учет уникальности каждого ребенка и уважение ребенка.

Цель:

  • повышение самооценки участников с помощью саморазвития и самопознания, познание своей индивидуальности,
  • сплочение коллектива.

Задачи:

  1. Развить чувствительность и доверие к своему внутреннему миру.
  2. Развить способность  участников коллектива к сотрудничеству и сплоченной работе.
  3. Диагностировать взаимоотношения в группе.
  4. Профилактика выгорания педагогов.
  5. Улучшить взаимодействие педагог -ребенок, педагог-родитель.

Ожидаемые результаты: в результате данной программы (воспоминаний детства, проговаривания ситуаций)  будут затронуты детские ситуации как приятные, так и травмирующие. Чувства пережитые в детстве помогут лучше понимать детей.  Стабилизируется психоэмоциональное состояние педагогов.

1. Тема: «Я - ребенок»

1. Правила группы:

Выработка правил поведения в группе.

  • Правило «здесь и  сейчас»;
  • Правило «Я» чувствую,  думаю,  радуюсь – от 1 лица.
  • Правило СТОП!
  • Конфиденциальность
  • Правило ТЫ

2. Приветствие.

Каждый представится и назовет  свои увлечения, хобби.

3. Значимость педагога. Беседа

Каждый человек выполняет  свою особую задачу в жизни:

- кто-то летает  в космос, а кто-то дрессирует шимпанзе;

- кто-то делает серьезные операции, кто то играет в барабан;

- кто–то делает вино, а кто-то его дегустирует.

И все это очень важно! Каждый человек на своем  месте – там, где он наиболее полезен и там где происходит его реализация возможностей!

В вас есть такие качества, такие знания, такой внутренний  потенциал, который просто необходим именно  в работе с детками.

Вы, педагоги,  выполняете  очень важную миссию. Вы взращиваете новое поколение!!!  

Тема  беседы «Я - ребенок»

Сегодня мы поговорим о том, кто же такой  ребенок?

 Все мы родом из детства – где жаренная на костре картошка; вкус мороженного,  какого сейчас не отыщешь; радость от езды на велосипеде; поездки на море и вареная кукуруза, чучхела!

4.  Проективные карты «ОХ»(помогут работе бессознательного).

Каждый участник берет одну карту-картинкуи рассказывает одну общую историю от первого лица ( «Я» играла, бегала, чувствовала….).Можно менять карту, если Вам  это будет  необходимо.

Создатель карт «Ох» - Эли Раман художник, искусствовед (Канада) и  психолог.

 5. Опыт детства.

Каждый участник попытается   вспомнить и сформулировать самые яркие впечатления своего детства – радости  и горести,  любви и печали.  Что снами происходило в то время ребенка - о чем  думали? Нам  снились добрые и страшные  сны, мы  испытывали симпатию и эмпатию. Мы были детьми.

В каждом из нас и сейчас живет ребенок маленький и беззащитный.

Иногда мы можем скакать от радости, запрятаться в угол, свернуться клубочком и поплакать, пошуметь и попрыгать как это делает ребенок…  

Кто мы такие – бывшие дети и нынешние взрослые?

6. Карты «ОХ»(помогут работе бессознательного).

Каждый участник берет по трикарты (две картинки и  одно слово, или два слова и одна картинку) и рассказывает свою «историю ребенка».

Рефлексия.

Анкета.

(Значимое  для меня было…; раздражало меня ..., замечания  и  пожелания.)

2. Тема: «Мой внутренний мир»

1. Условия беседы:

Выработка правил поведения в группе.

  • Правило «здесь и  сейчас»;
  • Правило «Я» чувствую,  думаю,  радуюсь – от 1 лица.
  • Правило СТОП!
  • Конфиденциальность
  • Правило «ТЫ»

2. Мое настроение.

Каждый поделится своим настроениемпри помощи игрушки (проекция себяна рыбку, орешек, моточек ниток ….).

3.  Притча  "пять мудрецов"

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
- Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:
— Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
— Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

Четвёртый сказал:
— Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался...

Все поступили правильно.

Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение...

PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека...

Повтор важности и значимости каждого из педагогов!!!

4 . Внутренний мир.

Как сформировался мир, что повлияло на его формирование?

Чем он наполнен -любовью , благодатью, горечью, обидами, травмами?

Мы в прошлый раз говорили  с  Вами о своих воспоминаниях детства и те, которые были  озвучены здесь,  были теплые и приятные. А сколько  пришло воспоминаний, которые бередят душу  травмирующими ситуациями.

5. Стрессы.

Травмы и стрессы которые мы  испытываем имеют свойство накапливаться и расти,  как снежный  ком.

В итоге дисбаланс в организме, он заболевает и перестает  справляться -  цепляет  все - кто то не так посмотрел, не так  сказал, что то подумал....  

Звучит - "я не могу", "я не хочу", "мне все равно". В итоге раздражитель -

ность, злость, апатия, нарушение  сна.

Справиться  порой не просто. И  мы начинаем  выводить  свое настроение на окружающих.

 Находясь  в таком  состоянии, идет  трансляция своих чувств партнеру - а  в нашем  случае ребенку, детям.  И порой вызывает  удивление - что то   с детьми не так, причем  со всеми....

Укаждого  уже есть определенный опыт способов разрядки, сброса напряжения – терапии и самоисцеления. Делимся опытом (храм, музыка, вода, прогулки).

Если все предпринятые способы не помогают, надо обращаться за помощью  к  специалистам (неврологам, психологам).

7. За  счет введения новых технологий, меняется  и  психика ребенка, а соответственно и подход и  выбор стратегии работы педагога. Чем  больше знаний о  ребенке, тем больше  понимания и безусловного принятия малыша (искусственное зачатие, памперсы, смартфоны……).

8. Карты «Ох»(помогут работе бессознательного).

«Две стороны медали» - жизнь многогранна и в одной и  тойже картинке можно определить  как позитив, так и негатив.

9.Травмы.

Стадии развития ребенка по Фрейду:

Оральная - сосание, кусание, кормление  - ПЕРВЫЙ год жизни.

Анальная - грязь, чистота , контроль - РАНЕЕ ДЕТСТВО до 2 лет.

Генитальная -  идентификация себя, признание отношений с другими, включая отношения  сексуальные отношения  - ЭДИПАЛЬНАЯ  СТАДИЯ  3 года.

Травмы:  

  • "страх кастрации"  - это страх потери и  тревога целостности  потери тела. Страх кастрации действует как кастрирующий.  Пугание отрезанием, зашиванием – это травма!
  • Повышенная тревога приводит  к мастурбации у 70 % (данные ученых)  - снимается  напряжение.
  • Запрет на туалет -  травма!
  • Повышение  тревоги  у  ребенка сказывается  на мочеполовой системе, может начать какать в  штанишки. Вы сами  прекрасно знаете  - начал ребенок бегать  в туалет, значит  что- то  происходит, где то сбой - психика не справилась.  
  • Неуважение педагогом  родителей ребенка может  вызывать конфликтные отношения  с ребенком.  Ребенок транслирует  вам это.
  • Травмирующая ситуация педагога - перенос на ребенка. Что вас  там  цепляет, что то напоминает   об этом - либо поведение ребенка похоже на  ваше, отношение родителей, отношения  в  семье.

10. Понимать ребенка, иногда и примерять его чувства. Ставить себя на его место.

Произошло высвобождение рук и  идет  интеллектуализация  - работа  мозга.

Пожелания педагогам: расти  и  развиваться, самоактулизироваться,  дорастать до ребенка!

Вести  записи, находить пути  решений уже после ситуаций. Анализировать!

Притча «Коробочка с  поцелуями»

Не слишком ли часто мы стали задумываться о материальных благах и не разучились ли мы дарить друг другу нечто более ценное — любовь, тепло, поцелуи и улыбки?

Однажды папа наказал свою трёхлетнюю дочь за то, что она потратила рулон позолоченной обёрточной бумаги. С деньгами было туго и папа был просто взбешён от того, что ребёнок пытался украсить какую-то коробочку без видимой на то причины. Несмотря на это, на следующее утро маленькая девочка принесла своему отцу подарок.

Она сказала:
— Это для тебя, Папочка.

Он был обескуражен тем, что за день до этого накричал на дочку. Но его возмущение снова вырвалось наружу, когда он обнаружил, что коробка пуста… Он обратился к дочке:
— Разве ты не знаешь, что когда дарят подарок, то предполагается, что в коробке будет что-то лежать? А у тебя просто пустая коробка.

Маленькая девочка взглянула на него со слезами на глазах:
— Папочка, она не пустая. Я наполнила её своими поцелуями. Они все твои, Папочка!

Отец был поражён. Он опустился на колени, нежно обнял дочку и умолял её о прощении.

С тех пор папа хранил это бесценный подарок рядом со своей кроватью несколько лет. Если у него что-то не клеилось в жизни, он вспоминал поцелуи и любовь, которую подарила ему дочка. И это намного важнее всех неурядиц, материальных богатств и ссор из-за пустяков.

11. Карты «Ох» (помогут работе бессознательного).

Три  набора  карт, описание каждой пары, связь  между  собой – прошлое, настоящее и  будущее.

Рефлексия!

Анкета.

(Значимое  для меня было…; раздражало меня ..., замечания  и  пожелания.)

24.12.2015г

Заведующая БДОУ МО

Динской район «Детский сад№61» _______________ Рогачева И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа спедагогами

Статья о ветеране.В помощь воспитателюКонспект...

Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»

Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу.  Индивидуальная работа проводится по  программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

работа спедагогами

работа с педагогами...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...