Программа по работе с педагогами «Мой внутренний мир»
рабочая программа на тему
Важную роль в формировании личности ребенка играют особенности личности педагогов, их психологическое здоровье.
Истории детства помогут педагогам: вспомнить и пережить чувства, испытываемые будучи ребенком; увидеть связь - себя – ребенка (несовершенного) и детей группы, лучше понимать и "слышать" детей; анализ поступков ребенка, учет уникальности каждого ребенка и уважение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagogov_61sad.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
Динской район «Детский сад №61»
Психоаналитическая программа по работе с педагогами
«Мой внутренний мир»
Содержание:
1. Тема: «Я - ребенок»
2. Тема: «Мой внутренний мир»
Актуальность данной темы заключается в том, что именно в детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности. В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания и развития дошкольника, включая процесс общения педагога с детьми.
В процессе отношений воспитателей с детьми дошкольного возраста, происходит подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки.
Важную роль в формировании личности ребенка играют особенности личности педагогов, их психологическое здоровье.
Истории детства помогут педагогам: вспомнить и пережить чувства, испытываемые будучи ребенком; увидеть связь - себя – ребенка (несовершенного) и детей группы, лучше понимать и "слышать" детей; анализ поступков ребенка, учет уникальности каждого ребенка и уважение ребенка.
Цель:
- повышение самооценки участников с помощью саморазвития и самопознания, познание своей индивидуальности,
- сплочение коллектива.
Задачи:
- Развить чувствительность и доверие к своему внутреннему миру.
- Развить способность участников коллектива к сотрудничеству и сплоченной работе.
- Диагностировать взаимоотношения в группе.
- Профилактика выгорания педагогов.
- Улучшить взаимодействие педагог -ребенок, педагог-родитель.
Ожидаемые результаты: в результате данной программы (воспоминаний детства, проговаривания ситуаций) будут затронуты детские ситуации как приятные, так и травмирующие. Чувства пережитые в детстве помогут лучше понимать детей. Стабилизируется психоэмоциональное состояние педагогов.
1. Тема: «Я - ребенок»
1. Правила группы:
Выработка правил поведения в группе.
- Правило «здесь и сейчас»;
- Правило «Я» чувствую, думаю, радуюсь – от 1 лица.
- Правило СТОП!
- Конфиденциальность
- Правило ТЫ
2. Приветствие.
Каждый представится и назовет свои увлечения, хобби.
3. Значимость педагога. Беседа
Каждый человек выполняет свою особую задачу в жизни:
- кто-то летает в космос, а кто-то дрессирует шимпанзе;
- кто-то делает серьезные операции, кто то играет в барабан;
- кто–то делает вино, а кто-то его дегустирует.
И все это очень важно! Каждый человек на своем месте – там, где он наиболее полезен и там где происходит его реализация возможностей!
В вас есть такие качества, такие знания, такой внутренний потенциал, который просто необходим именно в работе с детками.
Вы, педагоги, выполняете очень важную миссию. Вы взращиваете новое поколение!!!
Тема беседы «Я - ребенок»
Сегодня мы поговорим о том, кто же такой ребенок?
Все мы родом из детства – где жаренная на костре картошка; вкус мороженного, какого сейчас не отыщешь; радость от езды на велосипеде; поездки на море и вареная кукуруза, чучхела!
4. Проективные карты «ОХ»(помогут работе бессознательного).
Каждый участник берет одну карту-картинкуи рассказывает одну общую историю от первого лица ( «Я» играла, бегала, чувствовала….).Можно менять карту, если Вам это будет необходимо.
Создатель карт «Ох» - Эли Раман художник, искусствовед (Канада) и психолог.
5. Опыт детства.
Каждый участник попытается вспомнить и сформулировать самые яркие впечатления своего детства – радости и горести, любви и печали. Что снами происходило в то время ребенка - о чем думали? Нам снились добрые и страшные сны, мы испытывали симпатию и эмпатию. Мы были детьми.
В каждом из нас и сейчас живет ребенок маленький и беззащитный.
Иногда мы можем скакать от радости, запрятаться в угол, свернуться клубочком и поплакать, пошуметь и попрыгать как это делает ребенок…
Кто мы такие – бывшие дети и нынешние взрослые?
6. Карты «ОХ»(помогут работе бессознательного).
Каждый участник берет по трикарты (две картинки и одно слово, или два слова и одна картинку) и рассказывает свою «историю ребенка».
Рефлексия.
Анкета.
(Значимое для меня было…; раздражало меня ..., замечания и пожелания.)
2. Тема: «Мой внутренний мир»
1. Условия беседы:
Выработка правил поведения в группе.
- Правило «здесь и сейчас»;
- Правило «Я» чувствую, думаю, радуюсь – от 1 лица.
- Правило СТОП!
- Конфиденциальность
- Правило «ТЫ»
2. Мое настроение.
Каждый поделится своим настроениемпри помощи игрушки (проекция себяна рыбку, орешек, моточек ниток ….).
3. Притча "пять мудрецов"
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
— Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
— Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвёртый сказал:
— Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался...
Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение...
PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека...
Повтор важности и значимости каждого из педагогов!!!
4 . Внутренний мир.
Как сформировался мир, что повлияло на его формирование?
Чем он наполнен -любовью , благодатью, горечью, обидами, травмами?
Мы в прошлый раз говорили с Вами о своих воспоминаниях детства и те, которые были озвучены здесь, были теплые и приятные. А сколько пришло воспоминаний, которые бередят душу травмирующими ситуациями.
5. Стрессы.
Травмы и стрессы которые мы испытываем имеют свойство накапливаться и расти, как снежный ком.
В итоге дисбаланс в организме, он заболевает и перестает справляться - цепляет все - кто то не так посмотрел, не так сказал, что то подумал....
Звучит - "я не могу", "я не хочу", "мне все равно". В итоге раздражитель -
ность, злость, апатия, нарушение сна.
Справиться порой не просто. И мы начинаем выводить свое настроение на окружающих.
Находясь в таком состоянии, идет трансляция своих чувств партнеру - а в нашем случае ребенку, детям. И порой вызывает удивление - что то с детьми не так, причем со всеми....
Укаждого уже есть определенный опыт способов разрядки, сброса напряжения – терапии и самоисцеления. Делимся опытом (храм, музыка, вода, прогулки).
Если все предпринятые способы не помогают, надо обращаться за помощью к специалистам (неврологам, психологам).
7. За счет введения новых технологий, меняется и психика ребенка, а соответственно и подход и выбор стратегии работы педагога. Чем больше знаний о ребенке, тем больше понимания и безусловного принятия малыша (искусственное зачатие, памперсы, смартфоны……).
8. Карты «Ох»(помогут работе бессознательного).
«Две стороны медали» - жизнь многогранна и в одной и тойже картинке можно определить как позитив, так и негатив.
9.Травмы.
Стадии развития ребенка по Фрейду:
Оральная - сосание, кусание, кормление - ПЕРВЫЙ год жизни.
Анальная - грязь, чистота , контроль - РАНЕЕ ДЕТСТВО до 2 лет.
Генитальная - идентификация себя, признание отношений с другими, включая отношения сексуальные отношения - ЭДИПАЛЬНАЯ СТАДИЯ 3 года.
Травмы:
- "страх кастрации" - это страх потери и тревога целостности потери тела. Страх кастрации действует как кастрирующий. Пугание отрезанием, зашиванием – это травма!
- Повышенная тревога приводит к мастурбации у 70 % (данные ученых) - снимается напряжение.
- Запрет на туалет - травма!
- Повышение тревоги у ребенка сказывается на мочеполовой системе, может начать какать в штанишки. Вы сами прекрасно знаете - начал ребенок бегать в туалет, значит что- то происходит, где то сбой - психика не справилась.
- Неуважение педагогом родителей ребенка может вызывать конфликтные отношения с ребенком. Ребенок транслирует вам это.
- Травмирующая ситуация педагога - перенос на ребенка. Что вас там цепляет, что то напоминает об этом - либо поведение ребенка похоже на ваше, отношение родителей, отношения в семье.
10. Понимать ребенка, иногда и примерять его чувства. Ставить себя на его место.
Произошло высвобождение рук и идет интеллектуализация - работа мозга.
Пожелания педагогам: расти и развиваться, самоактулизироваться, дорастать до ребенка!
Вести записи, находить пути решений уже после ситуаций. Анализировать!
Притча «Коробочка с поцелуями»
Не слишком ли часто мы стали задумываться о материальных благах и не разучились ли мы дарить друг другу нечто более ценное — любовь, тепло, поцелуи и улыбки?
Однажды папа наказал свою трёхлетнюю дочь за то, что она потратила рулон позолоченной обёрточной бумаги. С деньгами было туго и папа был просто взбешён от того, что ребёнок пытался украсить какую-то коробочку без видимой на то причины. Несмотря на это, на следующее утро маленькая девочка принесла своему отцу подарок.
Она сказала:
— Это для тебя, Папочка.
Он был обескуражен тем, что за день до этого накричал на дочку. Но его возмущение снова вырвалось наружу, когда он обнаружил, что коробка пуста… Он обратился к дочке:
— Разве ты не знаешь, что когда дарят подарок, то предполагается, что в коробке будет что-то лежать? А у тебя просто пустая коробка.
Маленькая девочка взглянула на него со слезами на глазах:
— Папочка, она не пустая. Я наполнила её своими поцелуями. Они все твои, Папочка!
Отец был поражён. Он опустился на колени, нежно обнял дочку и умолял её о прощении.
С тех пор папа хранил это бесценный подарок рядом со своей кроватью несколько лет. Если у него что-то не клеилось в жизни, он вспоминал поцелуи и любовь, которую подарила ему дочка. И это намного важнее всех неурядиц, материальных богатств и ссор из-за пустяков.
11. Карты «Ох» (помогут работе бессознательного).
Три набора карт, описание каждой пары, связь между собой – прошлое, настоящее и будущее.
Рефлексия!
Анкета.
(Значимое для меня было…; раздражало меня ..., замечания и пожелания.)
24.12.2015г
Заведующая БДОУ МО
Динской район «Детский сад№61» _______________ Рогачева И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа спедагогами
Статья о ветеране.В помощь воспитателюКонспект...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»
Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу. Индивидуальная работа проводится по программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ для детей, испытывающим трудности в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
рабочая программа...
работа спедагогами
работа с педагогами...