Приемы мотивации установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса детей к миру взрослых
учебно-методический материал на тему
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Поведения человека меняется на протяжении всей жизни. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, привычек, поведения ребенка. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития, потому что в общественные процессы каждый человек включается c раннего детства. Так в младшем возрасте ребенок действует под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок, а поступки ребенка 5-7 становятся гораздо более осознанными и он может вполне разумно объяснить свои действия. Мотив деятельности -это то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, побуждение к достижению цели, предвидимому результату.
Побуждением поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка является мотивация.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности, совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
В педагогической литературе выделяют два вида мотивации:
Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо все сделаю, то мне купят/подарят …).
Внутренняя мотивация – положительная и отрицательная мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать что-либо, то меня похвалят…). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не сделаю что-то , то р меня накажут).
Выделяют четыре типа мотивации:
1. «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять
2. «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек
3. «Научи меня» - основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.
4. Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребенка.
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные,наглядные, практические.
В ДОУ эти методы используются в воспитательно- образовательном процессе с помощью различных приемов: дидактические игры,сюжетно- ролевые игры и игровые приемы, показ пьесок (сценок) морального характера, чтение художественной литературы, использование устного народного творчества (пословицы , загадки, поговорки, приговорки), создание предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. (удожественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество), рассматривание семейных фотографий и фотографий группы и пр.
Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов, когда одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Так соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника, а возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития возникающей иерархии появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Во время развития дошкольника происходит смена мотивов, их объединение и качественное обогащение, в процессе этого одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Выделим некоторые виды мотивов, которые типичны для дошкольного возраста и оказывают наибольшее влияние на поведение детей:
1. Мотивы интереса детей к миру взрослых – Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
2. Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.
3. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение
4. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные и общественные мотивы
Я составила таблицу «Приемы мотивации установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми и интереса детей к миру взрослых», вкоторой описаны название приема мотивации, побуждение к деятельности, цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено), алгоритм применения приема
В заключении можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Педагог должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения воспитательно- образовательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Используемая литература:
1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2005.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 2007.
3.Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб,1997.
5.Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (ч.1)// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.
6.Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, П. Г. Саморуко-вой. — М., 2006 3
7..//Дошкольное воспитание № 4, № 5, 2001; № 7-8, 2002
8. Краснощёкова Н.В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста ООО «Феникс», 2012
9. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. — СПб., 2005.
10. Лыковой. М.: Институт системно- деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
11. МазепинаТ.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. , Ростов-на-Дону, 2002.
12. Мухина В. С.Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985 ил.
13.Петровский В. А. Психология развивающейся личности. — М., 2007
14.Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л.А.Парамоновой. — М., 2009. 16.Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия ,1996
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_trishina_yu.yu_.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мотивации
установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса детей к миру взрослых.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности,
придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
№ п/п | Мотивы детей | Название приема мотивации | Побуждение к деятельности | Цель приема (на какую внутреннюю потребность направлено | Алгоритм применения приема | ||
Начало | Окончание | Примечание | |||||
1 | Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми | Читаем, играем вместе | Давай (те) почитаем. поиграем | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (игрой, чтением) | Предложить ситуацию от лица персонажа сказки | Поблагодарить за помощь в решении ситуации. | |
Пересказ и обыгрывание сказок. (Сказка на оборот» (пересказ сказки с конца) методом наглядного моделирования (Л. Венгер) | Давай (те) перескажем и обыграем сказку, а еще можно и начать с конца сказки | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (пересказ, обыгрывание ) | Предложить пересказать и обыграть сказку. (Сказка на оборот» (пересказ сказки с конца) методом наглядного моделирования (Л. Венгер) | Рефлексия и анализ пересказа и обыгрывания сказок | Закрепляет геометрические формы, цвет формирует взаимоотношения | ||
Сказки на новый лад (см. ТРИЗ, метод Джанни Родари «бином фантазии») | Давай (те) перескажем и обыграем сказку на новый лад
| - Сказки на новый лад (см. ТРИЗ, метод Джанни Родари «бином фантазии») | Выразить удовлетворение - появилась новая сказка с другой концовкой или сюжетом. | Развитие фантазии, творческого воображения | |||
«Объединяем необъединимое» | Предложить детям создать фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (создание фантастического целого, когда оба чужеродных элемента сосуществуют ) | Предлагается ребенку загадать какое-нибудь слово, еще одно слово придумайте сами. Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. | Выразить радость от того, что получилось создать фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. | |||
«Что было бы, если…» техника - «фантастические гипотезы», | Предложить ответить на вопрос «что было бы, если…». | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (создание фантастического рассказа «А если бы….» ) | Взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое, чье сочетание и даст гипотезу, которую можно положить в основу сказочной истории. К примеру, попробуйте придумать, что было бы, если: …люди дышали жабрами; …Дед Мороз мог исполнять все-все на свете желания | Выразить радость от того, что получилось создать | |||
Игра в наоборот «Прилипла» - приставке «не».. | Предложить представить, что ко всем существительным из книжки неожиданно «прилипла» приставке «не-». | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (ко всем существительным из книжки представить «прилиплу» приставку «не-».) | Предложить представить, что ко всем существительным из книжки неожиданно «прилипла» приставке «не». Даже знакомая всем репка превращается в совершенно потрясающую историю: «Посадил кто? Не дед что? Не репку. Выросла не репка большая-пребольшая». | Получается осмысленная «бессмыслица», но именно из нее благодаря прибавлению к словам неожиданных дополнений рождаются истории про суперменов, мини небоскребы и макси лилипутов. | |||
«Полиномы фантазии» (с кубиком). в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности | Предложить пофантазировать и поиграть с кубиком, отвечая на разнообразные вопросы (предполагаемого) состояния рассматриваемого предмета (объекта). | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (отвечая на вопросы, которые можно отнести к прошлому и будущему (предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета (объекта). (где она раньше была, что будет делать?) | У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. | В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей | |||
Сказки «наизнанку» (Перевирание сказки) (со зрителями) | Предложить ребенку рассказать сказку «наизнанку» превратить в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке | Формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми, взрослым (превратить сказку в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке). | Со сказкой работаем на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Пример: Воспитатель: «Жила – была девочка, звали её Желтая шапочка…» Дети: «Не Желтая, а Красная!» И так далее… | После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняете её, но линию настоящей сказки ведете до конца |
| ||
Рассказ сказки по карточкам, с игрушками по сказке, с настольным театром, с опорными сигналами. | Предложить рассказать сказку по карточкам, с игрушками по сказке, с настольным театром, с опорными сигналами | Активизировать воображение, развитие способности детей реагировать на новый элемент по отношению к определенному ряду неожиданных факторов, формировать умение использовать такое слово, которое в известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст | Определив, из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И «вдруг» среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке. I вариант: Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж. II вариант: Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и не участвующий в реальной сказке объект. | Ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж. II вариант: Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и не участвующий в реальной сказке объект. | 5-6 карточкек, с игрушек по сказке, героев настольного театра, опорных сигналов | ||
Стремление походить на взрослых | Предложить поиграть, выполняя действия как..(я, Ваня, и пр.) | Формирование положительного образа | Д/И «Сделай как я», «Повтори что я сказала», «Изобрази как…» Стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультурники») | Поблагодарить за действия, похвалить | |||
Формирование зарождающихся общественно- ценные мотивы деятельности. Формирование себя как представителей самых разных профессий, пользующихся почетом и уважением в нашей стране. | Д/и «Когда я вырасту, я буду...» «Нарисуй кем станешь» Например: Таня: «Я хочу быть воспитательницей, как Капитолина Александровна. Она добрая и справедливая, она говорит детям, что надо делать, а что нельзя». Сергей: «Я буду космонавтом, как Юрий Гагарин и Петр Климук. Юрий Гагарин смелый, он первый полетел в космос, я тоже буду смелым» | Обобщение знаний и профессии и личностных качеств , симпатии и антипатии |
| ||||
Формирование самостоятельности, силы воли и умения добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. | Развитие стремления действовать, как взрослые, такое желание быть похожим формируется в ролевой игре. Например: «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» «Большие не плачут». | выполнение того или иного требования в повседневном поведении | Формирование морального облика, духовно- нравственное воспитание. | ||||
«Как из грустного стал веселым» методика - осуждающий эмоциональный возглас «Ай-яй-яй!», сопровождаемый покачиванием указательного пальца. | Объяснить ребенку правил поведения при общении с другими детьми
| Формирование правил поведения при общении с другими детьми. Приобщение малышей к традиции выказывать сочувствие своим сверстникам- пожалеть, погладить, принести игрушку. | Интереснее будет, если воспитатель наденет на палец колпачок из ткани или бумаги. На одной стороне колпачка нарисовано лицо с сердитым выражением, на другой - с довольным видом. Воспитатель грозит нарушителям: «Ай-яй-яй!» «Пальчик сердится. Нельзя кусаться». | По завершении инцидента, колпачок поворачивается улыбающийся стороной: «Молодец! Больше не кусаешься. Пальчик радуется, что ты добрый и хороший». | Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми. | ||
«У нас все хорошие». | Формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы | Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его положительные качества и добрые поступки. (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая...») | Выделяют положительные качества и добрые поступки каждого ребенка | Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин | |||
Игра «Фу» | формирует опыт правильной оценки хороших и плохих поступков | Воспитатель называет разные поступки | дети хором оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!» (например, «Есть снег» - фу!», «Покатать друг друга на санках? - ура!») | ||||
«Плохой заяц - это, кажется про меня | Не называя имени провинившегося ребенка, воспитатель проигрывает ситуацию с игрушкой. | Осуждение детьми действий персонажа подводит нарушителя к выводу: он в похожей ситуации поступил не лучшим образом. | |||||
«У нас все хорошие». | Формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы | Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая...») | Выделяют положительные качества и добрые поступки каждого ребенка | проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин. | |||
«Мой альбом с фотографиями». | Предложить детям рассмотреть фотографии | Формировать умение договариваться (во что играть, распределять роли), учиться согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые увлекательные повороты сюжета. | Сначала дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем. Дети самостоятельно, активно вступают в беседу, делясь воспоминаниями. | Игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои». | |||
«Защити слабого» | Предложить показать пьески (сценки) морального характера | Формирование дружеских отношений между детьми. Формировать способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается восприятие детей. | В них пьесках одно животное обижает другое, а третий персонаж защищает и помогает обиженному. | Дети оценивают поступки героев, хвалят того, кто помог, осуждают обидчика | |||
«Доставим радость» | Организовать для детей концерты, спектакли | Организация концертов спектаклей | Выступление в роли актеров или зрителей | ||||
«Хороводные игры» - | Предложить детям поиграть в хороводные игры | Хоров П/И «Яша», «Лягушка», «Как у бабушки Маланьи», «Как на … именины» | Дети водят хороводы | ||||
«Командные игры –соревнования» | Предложить детям посоревноваться | П/И «Кто сильнее?», «Кто быстрее» | Выступление в роли игроков или зрителей | ||||
Вводить устное народное творчество (пословицы, загадки, поговорки, приговорки) | Обращать внимание детей на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать. | Формирование межличностных отношений и полеролевых взаимоотношений (гендерных отношений). | В трудовой деятельности, в играх, на занятиях обращать внимание на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать. «День принцесс». «День настоящих мужчин» |
| |||
"Разноцветный букет" (автор Е.А. Левченко). | Предложить детям поиграть, представить себя цветком | Формировать умение взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. | Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. | Затем все «букетики»объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов. |
| ||
«Позови ласково» (Е.А. Левченко). | Предложить ребенку поиграть с мячом или игрушкой | Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Ребёнку бросает мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени | игра проводится по цепочке | |||
"Волшебный стул" (Е.А. Левченко) | Предложить ребенку поиграть, применяя добрые и ласковые слова | Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова | Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. | Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать. |
| ||
«Найди друга» (И.Г. Коваленко). | Предложить ребенку объяснить правила игры | формирование межличностных отношений | Выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. | Когда друг найден, игроки меняются ролями |
| ||
Секрет» (И.Г. Коваленко) | Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению. | Участники находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. | Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником | ||||
«Жизнь в лесу» | Предложить детям поиграть и представить что они оказались в лесу и говорят на разных языках. | формирование межличностных отношений | Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. | Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. | Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. | ||
«Добрые эльфы» (применение былин) | Предложить детям поиграть, но действовать бессловесно | Формирование желания прийти на помощь и сопереживание Формирование дружеских взаимоотношений | Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): Рассказывает о жизни древних людей и добрых эльфов и предлагает поиграть, разыграть | Разыгрывается бессловесное действо |
| ||
«Птенцы» (использование экологических рассказов) | Воспитатель рассказывает о том, как выводятся птенцы, как они учатся жизни и предлагает поиграть | Разыгрывается бессловесное действо (исследуют окружающий мир - знакомятся друг с другом, дети двигаются по комнате, принюхиваются к предметам. Но не разговаривают, можно только пищать) Дети знакомятся друг с другом | |||||
«Муравьи» | Предложить детям разыграть рассказ пантомимой и действиями изложенный рассказ, | Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Рассказывает о жизни муравьев в муравейнике и предлагает поиграть. | Разыгрывается бессловесное действо (приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму, общаясь жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами. |
| |||
«Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова) | Предложить ребенку послушать рассказы и ответить на вопросы
| Изучение характера эмпатии (эгоцентрическая, гуманестическая)
| Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка. | Ребенок отвечает на вопросы, досказывает рассказ | проводится индивидуально. | ||
«Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека | Предложить высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии | выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии | Каждому ребенку предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии. | Ребенок высказывает свободное суждение | |||
«Мое эмоциональное состояние» | Предложить назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал педагог | определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного) | Ребенок получал задание («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.). | Ребенок называет эмоциональное состояние словом | |||
«Вообрази ситуацию» | Предложить вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех воспитателем ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека | Выявить понимание ребенком воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом. Определить умение дошкольников раскрывать причину переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания. | Ребенок получал задание («Что случилось с этим человеком?» или: «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?») | Ребенок рассказывает о воображаемой ситуаций, соответствующей состоянию человека, или подобрать из двух-трех воспитателем ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека | |||
"Лесенка Щур" | Предложить ребенку поиграть и выбрать ступеньку, на которую он может поставить себя", друга и пр | Формирование уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей. | Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вы резанная из картона или плотной бумаги, объемная и фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная. | Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия | после 4-х лет | ||
«Кто в каком домике живет?» | Предложить ребенку отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых» и т.д. | На столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. | Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике | ||||
«Маски» | Предложить поиграть с масками и ответить, выбрав маску, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. | Изучение общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе. Формирование взаимоотношений | Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. | После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. | с 5 лет Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать | ||
«Дом, дерево, человек» (Дж. Бак) | Предложить нарисовать дом, дерево и человека | Изучение общения ребенка со сверстниками враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения. Формирование уровня самооценки и взаимоотношений с другими детьми | Педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, и человека». | Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия |
| ||
«Неоконченные ситуации»(А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) | Предложить ребенку закончить историю, рассказанную педагогом | Формирование особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы поведения. Формирование нравственной нормы поведения | Педагог рассказывает истории | Ребенок их заканчивает историю | 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка. | ||
«За столом» | Предложить ребенку поиграть или нарисовать, рассадить за столом людей. | Изучение общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе. Формирование уровня самооценки и взаимоотношений с другими детьми | Педагог предлагает ребенку рассадить за столом людей. Например: друзей, свою семью | Ребенок самостоятельно выполняет и объясняет свои действия | |||
«Научи меня» | Предложить детям помочь и научить что-либо сделать | Формирование желания ребенка чувствовать себя знающим и умеющим, желания прийти на помощь | Педагог сообщает детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и предлагает детей научить вас этому Например: кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить | По окончании игры ребенку дается оценка его действий и обязательно |
| ||
2. | Интерес детей к миру взрослых | Как взрослые | Будем как взрослые что-то выполнять (например, дежурить) | Формировать самостоятельность, силу воли и умение добиться от ребенка выполнения от ребенка того или иного требования в повседневном поведении. Формирование морального облика, духовно нравственное воспитание | Развитие стремления действовать как взрослые в ролевой игре. Например: «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» «Большие не плачут» | Выполнение того или иного требования в повседневном поведении |
|
«Буду как…» | Предложить представить себя как папа, мама, космонавт и прочее | Формирование зарождающихся общественно- ценных мотивов действия. Формирование себя как представителей разных профессий, пользующих почетом и уважением в нашей стране | Д\и «Когда я вырасту, то я буду…» «Нарисуй кем станешь». Например: в объяснении ребенок говорит когда я вырасту, я стану как Юрий Гагарин, потому что он первый полетел в космос и был смелый и т.д. | Обобщение знаний о профессии и личностных качествах, симпатии и антипатии |
| ||
«Помоги мне» | Сообщить детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. | Формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым. | Предложить совместно создать что-то (кормушку, лодочку, флюгер и т.п.), украсить группу к празднику. «Дом для птички», «Настенное панно» | Результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе, получен опыт общения со взрослым, возможность получить одобрение, возможность почувствовать свою компетентность, возможность что-то сделать для других. |
| ||
«Кем я буду…» | Прочитать книги о профессиях, провести экскурсии | Формирование себя как представителей разных профессий, пользующих почетом и уважением в нашей стране | Для ознакомления с миром профессий прочитать книгу «Чем пахнут ремесла?», просмотреть видеосюжет о профессии, понаблюдать за работой дворника, строителя, плотника и т.д., провести экскурсию на пищеблок детского сада и пр. Д/и «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок» | Обобщение знаний о профессии и личностных качествах, симпатии и антипатии |
| ||
«Кто я» | Предложить поиграть и определить на кого он похож, определить отношение к близким | формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям. Закрепление знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное | «Кто я» предложить детям в ходе», Д/И «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару» | ребенок находит внешнее сходство с родителями и другими родственниками, отношение к своим близким. |
| ||
Создание предметов своими руками | Сделаем сами. | Побуждать детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. | Показать детям, какую – либо поделку, раскрыть её преимущества и спросить, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Мастерская «Умелые руки». Пригласить в мастерскую мастера (фото- видео материал) | Показать всем желающим, как изготовить этот предмет, рассмотреть, обсудить возможные варианты необходимых предметов, которые можно изготовить своими руками. | Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. | ||
Мастерим сами | Получить опыт общения со взрослым, возможность получить одобрение, возможность почувствовать свою компетентность, возможность что-то сделать для других. Формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым. | Сообщить детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. - Возникла необходимость создать что-то (кормушку, лодочку, флюгер и т.п.), украсить группу к празднику. «Дом для птички», «Настенное панно» | Результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. | ||||
Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество. | Развитие внутренней заинтересованности ребенка, формирование желания к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. | Показать, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных, затем показать как изготовить этот предмет. | Изготовленная поделка поступает распоряжение ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
Роль игры в воспитании интереса детей к труду взрослых
Интерес дошкольников к труду, мечты о будущей работе отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот интерес проявляется в творческой сюжетно-ролевой игре, которая способствует к гл...
Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"
Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....
Родительское собрание в стиле деловой игры «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
laquo;Всё и хорошее и плохое человек получает в семье»...
Консультация для родителей "Роль игры в воспитании интереса детей к труду взрослых"
Консультация для родителей...
Деловая игра «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, зак...