Передовой педагогический опыт
методическая разработка (средняя группа) на тему
«Конструирование из природного и бросового материала, как средство развития художественного творчества детей»
с детьми средней группы (4-5 лет),
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом: поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Моя ведущая педагогическая идея: Научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать симпатичные поделки, так чтобы был виден процесс и результат работы.
Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественные произведения действуют на ум и чувства ребёнка, обогащают их словарный запас, художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Совместная творческая деятельность комплексно действует на развитие ребёнка. Очень важно дополнять её использованием художественного слова, музыки и других произведений искусств.
Основной целью работы является: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
Развивать умение создавать художественные образы;
развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
сформировать эстетический вкус, развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, желание экспериментировать;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Концептуальность и новизна опыта.
Я свою работу строю на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.
Я стараюсь использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах художественной деятельности, создаю благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Основными принципами в работе с детьми являются:
Принцип научности и доступности понятий:
Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации.
Принцип личностно- ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого ребёнка и группы в целом.
На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия. В работе использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
1 Этапом моей работы является план по самообразованию. При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.
2 этап Большое влияние на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).
Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребёнка.
3 этап Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности и др.
Необходимое условие приобщения детей к занятию рукоделием – организация развивающей среды.
Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности. пВ этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Дети стали более активными на занятиях, проявляют творчество, инициативны.
Дети не боятся новых материалов и с интересом используют их в работе, придумывают разные варианты применения одного материала в разных качествах.
Появилось больше взаимопонимания на занятиях.
При взаимодействии с воспитателем активно комментируют этапы выполнения своих творческих действий. Как сказала М.М. Кольцова «связь
функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей».
Новизной опыта является:
- развитие у детей творческого и исследовательского характеров;
- познание свойств различных материалов;
- пространственных представлений;
- овладение разнообразными способами практических действий;
- приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Наличие теоретической базы опыта
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
В дошкольной педагогике учёными: В.Н.Шацкой, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Л.С.Фурминовой была разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделяли развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, её богатство, понимать прекрасное.
К.Д.Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
На важность использования природного материала в художественной деятельности обращал внимание А.С.Макаренко.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на художественную деятельность дошкольников.
Программы: Парамонова «Детское и творческое конструирование», по ручному труду для детей 4-10 лет. «Поиск» автор Тютенькова О.Е., конструирование из природного материала Новикова И.А.
И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», «Художественный труд в детском саду».
Использование современных программ в воспитательном процессе – залог успешной педагогической деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:
- знакомство с материалами;
- освоение навыков работы с инструментами;
- исследовательская деятельность;
- пальчиковые игры;
- участие в конкурсах, выставках;
- заучивание пословиц, поговорок;
- целевые прогулки;
- интегрированные занятия:
рефлексия
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:
формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.
Основные формы и приёмы работы с воспитанниками изложены в следующем комплекте документов:
- перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности;
- планы воспитательно-образовательной работы с детьми;
- план работы с родителями;
- тематические выставки.
Свой опыт работы хотелось бы закончить словами В.Н.Сухомлинского
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
передовой педагогический опыт
«Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»....
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».
Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные приемы р...
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Передовой педагогический опыт
ППО на тему : "Приобщение старших дошкольников к традициям кубанской культуры" + Презентация к ней)))...
Передовой педагогический опыт
ППО по теме "Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". Тема ППО несомненно актуальна, т.к. одним из важных способов полу...
Передовой педагогический опыт по ОБЖ
Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности....