проектная деятельность во второй младшей на тему: "Мой друг светофор"
проект (младшая группа) на тему

Михновец Елена Алексеевна

проект "Мой друг светофор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_drug_svetofor.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во второй младшей группе

Тема: "Мой друг-светофор"

Автор  проекта:   Михновец Елена Алексеевна  

                                   

Вид проекта:   познавательно - игровой

Участники проекта:  Дети, родители и воспитатели второй младшей группы 04.

Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).

Продолжительность:  Долговременный (с 1 февраля 2017г.  – по 31 августа 2017г.)

Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.

Задачи:

Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.

Знакомить с понятиями «улица», «дорога», «светофор».

Формировать представления о работе водителя.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.

Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Гипотеза:   Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.

Проблемные вопросы: 

Зачем надо формировать у детей знания правил дорожного движения?

Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?

Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?

Как научить ребёнка полученные «теоретические» знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни детского сада?

Какая опасность может возникнуть на улице, если ребёнок  не умеет правильно оценивать ситуацию?

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Iэтап. Подготовительный

Постановка цели и задач.

Определение методов исследования.

Составление календарно тематического плана по ПДД.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Подбор художественной литературы по теме.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Создание картотеки дидактических  игр.

Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком и улицами города.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).

Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.

Дидактические игры: «Светофор», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».

II этап.  Основной

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Правила дорожного движения». Включает в себя: 

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с детьми:

организованно-образовательную деятельность;

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

самостоятельную деятельность детей.

Познавательная деятельность по обучению детей ПДД

Тематические занятия (ООД).

Знакомство с профессией сотрудника ГИБДД, водителя.

Отгадывание загадок.

Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание плакатов, картин по ПДД.

Наблюдение за транспортом.

Беседа.

Создание собственных проблемных ситуаций

с помощью моделей.

Игровая деятельность по обучению детей ПДД

Сюжетно-ролевые игры:

«Автобус», «Шофёры», «Птицы и автомобиль», «Поезд»,

«Зайчики перебегают», «Гаражи и автомобили».

Дидактические игры:

«Собери знак», «Наша улица», «Угадай, какой знак?»,

«Собери машину по частям», «Транспорт», «Кому что

нужно для работы?»,  «Светофор»», «Дорожные знаки».

Подвижная игра:

«Цветные автомобили»,

«Красный, желтый, зеленый»,

«Воробушки и автомобиль»,

«Поезд», «Автобус».

Продуктивная деятельность по обучению детей ПДД

Конструирование,

Рисование,

Лепка,

Аппликация

На темы: «Улица», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор»

Работа с родителями:

Проведение консультаций

Анкетирование

Оформление уголка по ПДД

Оформление папок-передвижек

Памятки

Беседы

Проведение праздников, развлечений

Оформление фотоколлажа

III этап. Заключительный (обобщающий)

1. Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения праздника  «Путешествие в страну Дорожных знаков» (совместно с родителями);

2. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа;

3. Презентация опыта работы на педагогическом совете,  посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».

 

Ожидаемые результаты:

К окончанию проекта сформировать  у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они должны знать:

- Назначение светофора и каждого его цвета;

- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;

- Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!»;

- Как правильно переходить улицу;

- Иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

- Знать названия транспортных средств: легковой автомобиль;

-машины: грузовая, «скорая помощь»,пожарная, трамвай, автобус ,поезд;

- Составные части транспорта;

- Владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда):

              Разработать конспекты НОД;

Игрушки и игровое оборудование;

Наглядно-дидактические пособия;

Картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;

Картотека дидактических игр;

Картотека подвижных игр;

Картотека со стихами и загадками.

                      Создать уголок ПДД в группе.

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте,  и безопасному поведению на дороге.

Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.

 Оформить фотоколлаж на тему: «Как мы изучали ПДД».

Вывод:

Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему, учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно",  "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.

Список литературы:

Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.–144 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.

Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.

Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д.: Изд во Рост. Ун-та, 1991.

Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.

 Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.

 Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2–64 с.

 Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.

 Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.

Анкета для родителей

Уважаемые  родители!

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.Ведете ли Вы беседу с ребенком о правилах дорожного движения?

2.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

3.Знает ли Ваш ребенок, где находится детский сад?

4.Как Вы реагируете, если на Ваших глазах дети нарушают правила дорожного движения?

5.Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД?

6.Читаете ли Вы детям художественную литературу по правилам дорожного движения?

7.Готовы ли Вы  вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД?

8. По какому вопросу Вы хотели бы получить консультацию?

Спасибо за сотрудничество.

Перспективный план по обучению детей правилам дорожного движения

Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Февраль

Занятия

Ознакомление с окружающим. Тема: «Транспорт. Рассматривание грузовой машины и автобуса».

Цели: учить выделять части грузовой машины: кабину, окна, двери, руль, кузов, колеса, мотор, салон в автобусе; закреплять правила поведения в транспорте.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка по улице: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не мешать окружающим.

Дидактические игры и упражнения

«Собери машину»: составление целого из нескольких частей.

«Мишка идет по улице»: закрепить знания о движении по правой стороне тротуара.

Игровые ситуации

«Автобус»: закрепить правило: на остановке входить в переднюю дверь автобуса.

Беседа

«Что для чего»: закрепить название и назначение частей машины, автобуса.

Двигательная активность

Подвижная игра «Автомобили – пешеходы» учить двигаться по словесному сигналу.

Чтение

В Трофимов. Азбука маленького пешехода.

Работа с родителями

Родительское собрание. Анкетирование.

Рекомендации для родителей:

Закрепить с детьми правило: при ходьбе по тротуару придерживаться его правой стороны.

Показывайте  детям  пример выполнения правил дорожного движения.

Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Март

Занятия

Конструирование. Тема: «Улица».

Цели: учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар),закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка по улице: закрепить знания об улице (проезжая часть ,тротуар, бордюр (бордюрный камень), дома, деревья, кусты; вспомнить правило: ходить по улице придерживаясь правой стороны тротуара .

Дидактические игры и упражнения

«Отремонтируй машину»: учить составлять целое из частей.

Беседа

«Какой бывает транспорт»: учить  различать виды транспорта, выделять части машины и их расположение в ней.

Игровые ситуации

«Кукла Даша едет в автобусе»: сидит на сиденье, смотрит в окошко. разговаривает негромко.

Двигательная активность

Подвижная игра «Цветные автомобили»: учить начинать движение в соответствии с цветом флажка, двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Чтение

Р. Бабина. Занимательная дорожная азбука.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

Закрепить с детьми правило: при ходьбе по тротуару придерживаться его правой стороны.

Показывайте детям пример выполнения правил дорожного движения.

Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Апрель

Занятия

Аппликация. Тема: «Светофор». Цели: закреплять навыки составления и наклеивания предмета из нескольких частей, закрепить знания о цвете сигналов светофора, учить выбирать из них 5-7 предложенных цветов

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка к светофору: познакомить с назначением сигналов светофора, закрепить название цвета

Беседа

«Светофор»: закрепить знания о сигналах светофора и действиях водителя и пешехода по этим сигналам

Дидактические игры и упражнения

«Собери светофор»:закрепить цвета сигналов светофора и их последовательность, уточнить название цветов и их значение

Сюжетно – ролевые игры

«Автобус»:родители с детьми едут на автобусе, дети сидят на сиденье, негромко разговаривают, на остановке выходят из автобуса

Игровые ситуации

«Зайка переходит дорогу»: закрепление действий по сигналам светофора

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Соберем светофор»: упражнять в беге в разных направлениях, формировать умение быстро находить свое место в соответствии с цветом сигнала светофора

Чтение

С. Михалков «Светофор»

Работа с родителями

Изготовить светофор для игры в группе.

Рекомендации для родителей:

- Закрепить с детьми знание сигналов светофора.

- Закрепить знания о том, как действуют водители и пешеходы при определенных сигналах светофора.

- Прочитать детям стихотворение С. Михалкова «Светофор»

Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Май

Занятия

Рисование. Тема: «Пешеходный переход». Цели: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка к остановке автобуса: познакомить со знаком «Остановка автобуса»;  уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки.

Целевая прогулка к знаку «Пешеходный переход»: закрепить понятие «пешеходный переход»

Беседа

«Пешеходный переход»: закрепить представления о месте перехода через улицу

Дидактические игры и упражнения

«Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять умение составлять целое из нескольких частей

Сюжетно – ролевые игры

«Едем на автобусе»: пассажиры входят в автобус через переднюю дверь, садятся. Водитель ведет автобус и делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, переходят через дорогу по пешеходному переходу

Чтение

С. Маршак «Мяч»

Работа с родителями

Консультация: «Правила движения – всем без исключения».

Рекомендации для родителей:

Приучайте ребенка стоять около взрослого, держась за руку.

Формы работы с детьми и родителями

Содержание  занятий

Июнь

Занятия

Ознакомление с   художественной литературой. Тема: «Чтение рассказа Н. Павловой «На машине».

Цели: способствовать пониманию содержания произведения, учить отвечать на вопросы

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдение за проезжей частью улицы: отметить, какие машины движутся по проезжей части (грузовые, легковые).

Наблюдение за проезжей частью улицы около пешеходного перехода: отметить как пешеходы переходят через дорогу, как водители  ожидают, когда пешеходы пройдут

Беседа

«Пешеходы – нарушители». Дать понятие, что играя, нельзя выбегать на проезжую часть улицы

Игровые ситуации

«Мы по улице шагаем»: закрепить правила движения транспорта действий пешеходов

Чтение

В. Берестов. « Про машину»; А. Барто « Грузовик»

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

Закрепить с детьми правила поведения в транспорте:

  • - вести себя спокойно;
  • не стоять возле дверей;
  • разговаривать тихо;


Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Июль

Занятия

Ознакомление с окружающим. Тема: Дидактическая игра «Улица» (с использованием макета)  Цель: закрепить представления детей о поведении водителей и пешеходов на улице.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка  к проезжей части улицы: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не заходить за бордюр.

Беседа

«Как надо переходить через улицу»: закрепить знание о том, что, переходя через дорогу, нужно смотреть на сигналы светофора.

Дидактические игры и упражнения

«Расставь все по правилам»: закрепить знания  о расположении на улице транспорта, пешеходов, знакомых дорожных знаков.

Сюжетно – ролевые игры

«Улица»: закреплять правила дорожного движения при езде на велосипеде.

Игровые ситуации

«Как зайка катался на велосипеде по улице»: ввести правило: кататься на велосипеде только во дворе, на групповой площадке, под наблюдением взрослых.

Чтение

О. Тарутин «Пешеход».

Работа с родителями

Стенд «Это мы знаем»: диагностические материалы по проверке знаний детей о правилах дорожного движения.


Формы работы с детьми и родителями

Содержание занятий

Август

Занятия

Музыка. Тема: Упражнение «Автомобиль»  Цели: учить двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, закрепить понятия о транспорте.

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдения: побуждать замечать изменения во дворе, знать, откуда может появиться машина; развивать умение определять расположение транспорта на проезжей части (далеко – близко)

Беседа

«Как я переходила улицу»: подвести к выводу, что нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, это опасно

Дидактические игры, упражнения

«Улица»: закреплять знания, полученные в течение полугода.

«Отвезем мишке кубики»:  закреплять правила катания на велосипеде.

Сюжетно – ролевые игры

«Транспорт»: моделирование дорожных ситуаций с использованием трафаретов разных видов транспорта.

Игровые ситуации

«Автобус»: закрепить правило: на остановке входить в переднюю дверь автобуса.

«Что изменилось на участке», «Откуда может появиться машина»: развитие наблюдательности.

«Далеко – близко»: определение расположения транспорта.

Двигательная деятельность

Катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево.

Чтение

А. Богданович «Пешеходу малышу»; Б. Заходер  «Шофер».

Другие формы работы с детьми

Рисование знака «Пешеходный переход».

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Безопасность детей на дорогах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД во второй младшей группе ДОУ «Мой друг - светофор»

Тема: «Мой друг светофор».Программное содержание: формировать представление о работе светофора; развивать мышление и зрительное внимание; воспитывать чувство ответственности; развивать интерес к пласт...

Проектная деятельность во второй младшей группе тема "В гостях у сказки"

Подготовила воспитатель: Запускалова А. В.Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2018г.Цель проекта: приобщать к сказкам посредством различных видов театра.Задачи...

Конспект занятия социальный мир с детьми второй младшей группы Тема: «Наш друг – светофор»

Дать детям первичные знания о правилах поведения на дороге; познакомить с сигналами светофора...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Наш друг – светофор»

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группеТема: «Наш друг – светофор»...

Сценарий Квест - игры по ПДД с детьми второй младшей группы «В помощь другу, Светофору».

Изучение правил дорожного движения может быть очень интересным и увлекательным. Дети очень любят помогать главным героям сказочной ситуации, поэтому мы придумали квест, в котором нужно помочь Светофор...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе Тема: «Наш друг – светофор»

Очень важно учить детей правилам дорожного движения с самого раннего детства. Первое. что дети могут усвоить - это элементарные знания о светофоре....