Метод проектов в дошкольном образовании
статья на тему

Корчагина Светлана Яковлевна

Методические рекомендации по проектной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в дошкольном образовании

Методические рекомендации

      Проект – заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В современной трактовке этот термин связывается с понятием «проблема».

      Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Дж. Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь». Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Признаки проектов:

• самостоятельность - проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;
• свобода применения имеющихся знаний, практического опыта—с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой—в процессе проектной деятельности ребенок самостоятельно познает новое;
• разнообразие видов самостоятельной деятельности;
• практическое значение проектного продукта.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:

• доступность;
• социальная направленность;
• воспитательная направленность;
• научность;
• соответствие возрастным особенностям;
• ориентация на «зону ближайшего развития».

Классификация проектов

Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:

• доминирующая деятельность - исследовательский, творческий, ролевой, информационный;

• предметно-содержательная область - монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2—3 образовательные области;

• характер координации — открытая координация, когда педагог открыто, руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);

• число участников - индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;

• продолжительность - краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);

• характер контактов — внутригрупповой, межгрупповой, региональный.

Исследовательский проект

Цель. Формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат. Новое знание.

Ценность. Благодаря проекту формируется познавательная активность.

Структура. Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез - проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование -  исследовательская деятельность - представление результатов исследования - рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).

Форма продукта. Модель, схема, календарь.

Возможная форма презентации. Доклад, открытый урок.

Оценка. Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.

   Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

   Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей (возможная тема: «Откуда в дом вода пришла») и подготовительной (возможные темы: «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растения») группах.

Творческий проект

Цель. Создание творческого продукта.

Результат. Творческий продукт.

Ценность. В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Структура. Создание проблемной ситуации—выдвижение гипотез—определение предполагаемого творческого продукта—распределение на группы —планирование деятельности по созданию творческого продукта—практическая деятельность — представление результатов — рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

Форма продукта. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации. Выставка, утренник, спектакль.

Оценка. Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность.

Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т.п. Однако уже оформление результатов требует четко продуманной структуры - сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и т.д.

Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

• технологичность  - возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
• экономичность - изготовление изделия с наименьшими затратами;
• безопасность - предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;
• эргономичность - оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
• творческая направленность - предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;
• посильность - соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• эстетичность - соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;
• значимость - ценность изделия для конкретной личности.

При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации. Однако следует помнить, что дошкольник не владеет техникой чтения, поэтому словесные обозначения необходимо заменить наглядными моделями.

Ролевой проект

Цель. Решение проблемных ситуаций в игре.

Результат. Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность. Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура. Создание проблемной ситуации - распределение ролей – игра -представление результатов.

Форма продукта. Игра.

Возможная форма презентации. Фильм, альбом, портфолио.

Оценка. Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью.

Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.

Подобные проекты доступны детям подготовительной группы (возможные темы: «Школа», «Час самоуправления»).

Информационный проект

Цель. Сбор и представление информации.

Результат. Полная и достаточная необходимая информация.

Ценность. Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Структура. Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - определение путей поиска информации - определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) - распределение на группы - поиск информации - представление результатов - рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации. Доклад, экскурсия, утренник.

Оценка. Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами  и становятся их органичной частью.

При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку - с опорой на фотографии в буклете, газете и пр. Следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т.е. его интерпретация полученной информации). При работе над проектом обозначают цель проекта, обосновывают его актуальность, указывают источники информации. Далее проводится «мозговая атака», информация обрабатывается при помощи анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, делаются выводы. Результат (это может быть доклад, буклет, книга и пр.) представляется в форме презентации.

Практико-ориентированный проект

Цель. Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Результат. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

Структура. Создание практико - ориентированной проблемной ситуации  - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - распределение на группы - практическое разрешение проблемы - представление результатов.

Форма продукта. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей (возможная тема: «Развивающие игрушки для малышей») и средней (возможная тема: «Самый веселый участок») групп, а также для индивидуальной и групповой работы детей средней (возможная тема: «Безопасная дорога») и старшей (возможные темы:«Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа») групп.

Этапы работы над проектом

Проблематизация

Создание проблемной ситуации - первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.

Целеполагание

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.

Метод - это средство обучения. Следовательно, у метода проектов должно оказаться минимум две цели: педагогическая — чему учить и конкретная - то, к чему будет стремиться сам ребенок. К примеру, цель «формирование экологической культуры детей» - это цель педагогическая. Для ребенка в данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой, построить скворечник. Таким образом, цель должна быть актуальна, прежде всего, для ребенка либо участников проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение.

Планирование

Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Сложность данного этапа - научить детей планировать предстоящую деятельность.

Реализация плана

Следующим этапом работы над проектом становится непосредственно реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

• материальными - это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;
• действенным - это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);
• письменными - это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

Презентация

Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

• время проведения презентации;
• длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);
• форму организации общей презентации, особенности сценария;
• проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Рефлексия

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.

Внешняя оценка проекта

При внешней оценке проекта используют следующие параметры:
• значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике;
• практическая направленность и значимость работы;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
• соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
• логичность и последовательность изложения;
• четкость формулировок, обобщений, выводов;
• аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
• наличие собственных взглядов на проблему;
• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
• характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
• эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем.

Портфолио проекта

Портфолио проекта может включать:

• паспорт проекта;
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);
• промежуточные отчеты группы;
• собранная информация по теме; результаты исследования;
• эскизы, чертежи, наброски;
• материалы для презентации.

Литература      

1.Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2003

2.Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.:ТЦ Сфера, 2010 - 128 стр. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3.И.А.Урмина, Т.А.Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс,  2009   

4.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в дошкольном образовании

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окруж...

Метод проектов в дошкольном образовании.

Проект "Творчество С.Я. Маршака"....

Статья: Метод проектов в дошкольном образовании

Статья даёт определение проектного метода и описывает основные типы проектов, применяющиеся в дошкольном образовании для разных возрастных групп детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей д...

Консультация для воспитателей "Теоретическое обоснование использования метода проектов в дошкольном образовании."

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деят...

Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...

Использование метода проектов в дошкольном образовании.

Статья по теме: Использование метода проектов в дошкольном образовании...