Проект "Воспитание дошкольников на народных традициях"2015 - 2019г.
проект (подготовительная группа) на тему

Проект долгосрочный, познавательно-творческий 2016-2017г.. Цель:приобщение старших дошкольников к народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект.

МДОУ «Детский сад №42»

Г. Ярославль.

                         

Тема проекта: « Воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях».

Цель проекта: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.

.

                                                                        

Тип проекта:  познавательно-творческий.                                

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации: 2016-2017г.

Участники проекта: Педагоги-дети-родители.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Дети научатся проявлять инициативу в осуществлении своей  фантазии и развития познавательных интересов;
  • У детей пополнится запас знаний о культуре своего народа, его обычаях, традициях, играх;
  • Дети и взрослые научатся лучше понимать и взаимодействовать друг с другом.
  •  Каждый ребёнок  будет иметь возможность осуществлять развитие своего индивидуального таланта или способностей в совместной деятельности с взрослыми;
  • Дети научатся выражать свои эмоциональные переживания средствами музыки и театрализованной деятельности;
  • Произойдёт развитие творческой активности детей, желание исследовать, познавать новое;
  • Ребёнок научится сам быть ведущим, проявлять инициативу во взаимодействии со взрослым;
  • Повысится духовно-нравственное  воспитание детей (уважение друг к другу,  к традициям детского сада,  к  культуре своего народа,  его обычаям и традициям), укрепится   чувство справедливости, любви к Родине, патриотизма);
  • Повысится чувство отзывчивости и доброжелательности по отношению к людям;
  • У дошкольников произойдёт  динамический рост в развитии пения, движений, творчества.

  • Дети научатся импровизировать образы персонажеё, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движении, интонацию);
  • Появится умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми в ходе  совместной деятельности;
  • Дети научатся свободно держаться при выступлении;
  • Дети станут дружнее, зародится чувство партнёрства не только между детьми, но и между взрослым и ребёнком.

Для родителей:

  • Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ;
  • Совместное участие будет способствовать укреплению взаимоотношений между детьми и родителями;
  • Родители станут активными участниками педагогического процесса ДОО.

Для педагогов:

  1. Произойдёт укрепление взаимоотношений между педагогами и родителями, сотрудничества ДОО с  семьёй.
  2. Осуществится личностный профессиональный рост, самореализация педагогов;
  3. Реализуется расширение оснащения предметно-пространственной среды для развития у детей  знаний о культуры русского народа, его обычаях и традициях.

Цель проекта:

«Развитие  представления у детей  о культуре русского народа . его обычаях и традициях».

Задачи проекта:

  1. Поддерживать и поощрять желание и инициативу детей для  осуществления своей фантазии, экспериментирования, познавательных интересов и действий;
  2. Обеспечивать ребёнка как можно большим и разнообразным количеством предметов (костюмов, атрибутов) для осуществления своей фантазии в игре со взрослыми и детьми;
  3. Осуществлять личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых, понимать самоценность каждого ребёнка;
  4. Предоставлять детям возможность выбора предметов, инструментов. Атрибутов для импровизаций, роли по желанию;
  5. Способствовать развитию сотрудничества детей и взрослых. Проявлению уважения к  личности ребёнка;
  6. Поддерживать исследовательскую познавательную и творческую активность детей в  любых видах музыкальной деятельности;
  7. Предоставлять ребёнку ведущую роль во взаимодействии со взрослым;
  8. Способствовать сотрудничеству ДОО  с семьёй (концерты, семейные традиции, творческие мастерские, инициативы и пожелания родителей);
  9. Осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей средствами музыкально-театрализованной деятельности (любви к Родине, добру и справедливости, семейным и народным традициям, государственным праздникам);
  10.  Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  при планировании образовательной среды и использовании методов музыкального образования;
  11. Осуществлять развитие у детей толерантности и доброжелательного отношения к людям других национальностей и народов, к их культуре (пение песен, исполнение танцев, игр);
  12.  Развивать у дошкольников  певческие и танцевальные способности в совместной деятельности с педагогами и родителями;
  13. Способствовать развитию у детей коммуникативных качеств, умению общаться друг с другом и со взрослыми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказочного сюжета;
  14. Создавать условия для развития творческой активности детей;
  15. Формировать у воспитанников театрально-творческие способности;
  16. Пополнять и активизировать детский  словарь;
  17. Вызывать интерес родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к  спектаклю, совместному  участию с детьми в сказочном действии, в пении, в танцах, в игре на музыкальных инструментах.
  18. Способствовать укреплению взаимоотношений и повышению доверия у родителей к педагогам.
  19.  Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя элементы здоровьесберегающих музыкальных  технологий: ритмотерапии, танцевально-двигательной терапии, релаксации, дыхательной терапии, вокалотерапии, тонирования, творческого самовыражения.  Использование элементов психогимнастики и пальчиковых игр.

Актуальность проблемы.

         В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  Как воспитать  ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире.  Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы дошкольники знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю,  культуру. Поэтому как  чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Руководитель  организации "Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА» Алексей Тихонов). На наш взгляд,  причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение в недавнем прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания.  В детском саду оно начинается с чтения сказок, песен, танцев, ритуалов,  декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Это обязывает нас. как педагов  к созданию  благоприятных условий  в педагогическом процессе для  привития  детям любви  к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру)Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что  знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться  в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со  временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить в ходе реализации данного проекта.

Этапы реализации проекта.

- Формирование темы исследования

- Составление плана работы

- Выбор возможных источников информации

- Выбор форм и методов работы

- Поэтапное получение результатов

- Работа педагога по сбору фотографий, творческих работ учащихся

- Оценка результатов

- Подготовка  презентации

1 Этап. Информационный (         ).

Цель этапа: Познакомить всех участников с проектом.

Задачи:            

  • Обозначить роль родителей в реализации проекта;
  • Привлечь родителей, педагогов и детей к участию в проекте;
  • Обсудить время проведения творческих встреч, мероприятий с детьми и взрослыми, консультаций, использования в проекте картотек и др. пособий (интерактивного взаимодействия).

Формы работы:

  • Разработка и проведение консультаций для родителей,
  • Помещение консультаций, картотек, фотографий и др. материала по данному проекту на сайт ДОО.
  • Беседы с родителями, обсуждения пожеланий, заказов родителей и способов их реализации;
  •   Привлечение родителей к участию  в проекте, к ролевой игре в совместном участии с детьми и педагогами;
  •  Творческие встречи и участие в составлении совместных взаимодействий с детьми и разучивании ролей в сценарии праздника «Масленицы»;
  • Анкетирование родителей.

Планируемые результаты этапа:

Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в ДОУ.

2 Этап. Основной (        ).

Цель этапа: Развитие взаимодействия семьи и детского сада в реализации проектируемых форм работы с детьми и взрослыми и подготовке к заключительному этапу – празднованию маслиничной недели и праздника Масленицы.

Задачи:

  • Создание условий для творческой активности детей и взрослых;
  • Предоставление костюмов, атрибутов и декораций участникам;
  • Организация совместных творческих встреч взрослых и детей.
  • Организация творческих мастерских с активным участием взрослых, детей и педагогов (совместные работы детей и взрослых);

  • Предоставление на сайт ДОО маслиничных песен, закличек  и др. для разучивания и  исполнения дома с взрослыми;
  • Развитие предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной музыкальной и музыкально-театрализованной деятельности детей и взрослых.

Формы работы:

  • Обсуждение с родителями сценария праздника «Масленицы» и ролей;
  • Разучивание ролей с родителями и проигрывание отдельных сцен вместе с детьми.
  • Посильная помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к празднику «Масленицы».                                            

3Этап. Результативный (          ).

Цель этапа: Предоставить возможность детям, педагогам и родителям продемонстрировать результаты совместного творчества.

Задачи:

  • Организация  проведения маслиничной недели и оформления зала к празднику «Масленицы» совместно с педагогами и родителями;
  • Предоставление взрослым и детям костюмов и атрибутов для выступлений;
  • Организация праздника «Масленицы с участием детей, педагогов и родителей;
  • Организация угощения детей блинами (чаепития с родителями);
  • Обсуждение  праздника «Масленицы» с родителями,  детьми и педагогами (учёт пожеланий, замечаний);
  • Обсуждение результатов проекта с педагогами (выявление положительных, отрицательных моментов);
  • Проведение презентации о результатах реализации проекта:
  • Планирование дальнейшей деятельности по  ознакомлению детей с народными  играми, обрядами и традициями.

Планируемые результаты этапа:

  • Дети овладевают навыками публичных выступлений, умеют выбрать из большого многообразия средств для импровизации нужные инструменты, атрибуты, детали костюмов для выражения сказочного образа, своей фантазии в игре.  Исчезает скованность, зажатость, дети развиваются в достаточно оснащённой образовательной среде, в которой учтены индивидуальные способности и особенности каждого ребёнка;
  • Прослеживается динамическое развитие музыкальных и творческих способностей детей, коммуникативных навыков;
  • Расширение круга общения ребёнка со взрослыми способствует самореализации и усвоению богатейшего опыта взрослых, в котором ребёнок перенимает образцы поведения в разных ситуациях и учится брать на себя ведущую роль во взаимодействии со взрослыми;
  • Ребёнок воплощает в жизнь свои мечты и желания, развивается его речь и творческие способности в разных видах музыкальной деятельности. Ребёнок экспериментирует, исследует, познаёт, фантазирует с большим желанием;
  • Дети с большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю и распределению ролей, проявляют свою инициативу;
  • Родители стали партнёрами в совместных выступлениях детей и педагогов;
  • Родители стали активными участниками педагогического процесса ДОО. Родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских музыкальных и творческих способностей.

Результаты проекта.

В результате проекта собрана методическая копилка:

- компьютерные  презентации ;

- сценарий  праздника «Масленицы»:

- обновлены и дополнены картотеки народных игр, обрядов и традиций»;

- творческие работы детей и родителей;

-фотографии экскурсий, игр с детьми и др. мероприятий.

-спланированное знакомство с основами народной жизни, обрядами, традициями вызвало у дошкольников  интерес к истории родного края.

   -   Приглашенные на фольклорные праздники гости, родители, коллеги не раз высказывали  только добрые слова благодарности после просмотренных выступлений детей в совместном взаимодействии с родителями и педагогами.

Источники  информации:

  • Научная и художественная литература
  • Интернет-ресурсы
  • Жизненный опыт, общение со старшим поколением 

Изучение информации, получение знаний  происходит на занятиях эстетического цикла:

  • ИЗО. 
  • Литературное чтение.
  • Музыка.
  • Фольклорные и обрядовые праздники.

Литература:

1.В.А. Деркунская «Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности» (Справочник музыкального руководителя №1, 2014г.)

2.В.А. Деркунская «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка» (Справочник музыкального руководителя №2, 2014г.);

3.Л.К. Зорка, И. Н. Справникова «Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников» (Справочник музыкального руководителя №2, 2015г.);

4. «Анкета для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей» (Справочник музыкального руководителя №3, 2015г.) Материал подготовлен экспертами электронной системы «Образование» информационного центра «МЦФЭР Образование»;

5. А.И Буренина  «Театр всевозможного» С.П.2002;

6. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и  младших школьников»  «Владос», 2003.

7. Федеральный  Государственный  Образовательный  Стандарт Дошкольного  Образования  (Утверждён приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от «17»  октября 2013г. № 1155)

8. Гончаров Н.Н.  Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

9. . Неменский Б.М.  Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1981/

10. С.З. Эльзятиева «Обрядовая педагогика» Издательский дом «Джангр» - Элиста249с.,199

Актуальность проблемы.

         В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  Как воспитать  ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире.  Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы дошкольники знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю,  культуру. Поэтому как  чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Руководитель  организации "Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА» Алексей Тихонов). На наш взгляд,  причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение в недавнем прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания.  В детском саду оно начинается с чтения сказок, песен, танцев, ритуалов,  декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Это обязывает нас. как педагов  к созданию  благоприятных условий  в педагогическом процессе для  привития  детям любви  к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру)Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что  знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться  в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со  временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить в ходе реализации данного проект

                      

 Формы работы:

1. Интегрированные занятия.

Поскольку народные традиции – это веками накопленные и тесно связанные между собой музыкальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные и изобразительные традиции,  преподавание предметов эстетического цикла должно нести интегрированный характер.

Именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка осуществляется наиболее интенсивное  формирование отношений к окружающей действительности через мир эмоциональных отношений и переживаний.   Все вышеперечисленные виды искусства особо воздействуют на ребенка своими специфическими, художественными средствами и материалами: слово на литературе, звук на музыке, линии и цвета на изобразительном искусстве, движения на ритмике.   Использование  в работе с детьми сразу нескольких  средств художественной выразительности предметов эстетического цикла позволяет охватить материал по изучению той или иной традиции, обычая в полном объеме, создать определенный эмоциональный настрой, помочь детям увидеть историю своего народа  по-иному, развивать воображение, активизировать творческий процесс. Связь предметов позволяет педагогу образнее раскрыть тему.

                                  Рассмотрим интеграцию предметов:

«изобразительное искусство – литература».

В детском саду очевидна межпредметная связь при  изучении «устного творчества русского народа» и изобразительного народного искусства. Раздел «устное творчество русского народа» представлен русскими народными песнями, потешками, небылицами, сказками. Этот учебный материал  воспринимается более осознанно, если наряду с текстами дети познакомятся с подлинными произведениями изобразительного искусства, узнают о традиционных росписях и ремеслах своей Родины. Дымковская  глиняная игрушка невольно перекликается с образами персонажей народных сказок.

  

 Образовательные  события с элементами театрализации.

Издавна всякий праздник, обычай, обряд сопровождался театральным зрелищем . В свою очередь театр – это объединение в гармоничное целое всех видов искусства. Сопереживание зрителей и актеров усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя и порицая их. Театр сильно влияет на любую личность и развивает ее нравственно и эстетически. Особенно это действенно, если ребенок сам является  актером, поэтому в работе с детьми мы я используем элементы    театрализации  народных сказок, обрядов, сцен из жизни крестьян и др.

Такие  занятия с элементами театрализации способствуют развитию артистических способностей  дошкольников, развитию личности через самовыражение и творчество, активизируют творческую деятельность. 

 Презентации.

Поскольку наглядного фольклорного материала для показа дошкольникам не так много, а изготовить его в нужном количестве – это нелегкий и кропотливый труд, купить – не всегда по средствам, перед педагогами всегда стояла задача: как заиметь такую методическую копилку? Сейчас, благодаря использованию новых информационно-коммуникативных технологий - это возможно.  Мы  пользуем интернет- ресурсы  для знакомства учащихся с нужной информацией.

 

Фольклорные праздники.

Настоящий фольклорный праздник получится только тогда, когда  детям хорошо знакомо его содержание, изучен необходимый материал.  Фольклорные праздники показывают взаимосвязь устного и изобразительного народного искусства, их органическую связь с трудом, бытом, природой, пробуждают в ребенке эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии . Эта связь очевидна. Издавна человек живет в контакте с природой, она-то и вдохновляет его к творческой деятельности. Красоту природы человек переносит в свою жизнь, жилище, быт. Человек научился резать по дереву, вышивать, расписывать , сочинять песни и сказки и стал творцом. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природы, и потому человек издавна верил и поклонялся силам природы, а отсюда возникли народные обряды, праздники.

Фольклорные праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов, вызывают у детей высокий эмоциональный подъем, духовную радость, наслаждение художественным образом русского народа, повышают интерес к истории своего народа,  раскрывают творческие  способности детей, способствуют формированию патриотической культуры учащихся.

            Следует отметить, что фольклорный праздник является еще и важным средством воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь на территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. Вековое общение народов способствовало выработке у людей  уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей. А в детском коллективе всегда есть дети разных национальностей. Поэтому важно уделять должное внимание воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений. 

Результаты проекта:

В ходе проведения народных праздников была разработана определенная структура построения сценария фольклорного праздника. Она позволяет наиболее полно представить нам, как все происходило в далекие времена.

I. Структура фольклорного праздника:

  1. На празднике должна быть представлена история возникновения той или иной народной  традиции.
  2. Показана сама традиция проведения с использованием  соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала.
  3. Разыгрываются театрализованные сценки из жизни крестьян, связанные с трудом и буднями народа.
  4. Происходит знакомство с русскими народными играми, в которых участвуют  желающие из зала и участники. Это повышает интерес к празднику,  активизирует внимание, раскрепощает.
  5. На праздник готовится выставка творческих работ детей и родителей по теме праздника.

При проведении праздника необходимо уделить особое внимание эстетике быта, т.е. оформлению. Должны быть обязательно декорации, которые соответствуют месту  происходящего действия. Например, «посиделки»:  внутреннее убранство избы (печь, красный угол, лавки и т.д.);  праздник на улице:  часть деревенской улицы (изба, изгородь, березка, завалинка и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду....

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду.В до...

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...

Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....