Проект "Воспитание дошкольников на народных традициях"2015 - 2019г.
проект (подготовительная группа) на тему
Проект долгосрочный, познавательно-творческий 2016-2017г.. Цель:приобщение старших дошкольников к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017_proekt_vospitanie_doshkolnikov_na_narodnyh_traditsiyah.docx | 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
МДОУ «Детский сад №42»
Г. Ярославль.
Тема проекта: « Воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях».
Цель проекта: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.
.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации: 2016-2017г.
Участники проекта: Педагоги-дети-родители.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Дети научатся проявлять инициативу в осуществлении своей фантазии и развития познавательных интересов;
- У детей пополнится запас знаний о культуре своего народа, его обычаях, традициях, играх;
- Дети и взрослые научатся лучше понимать и взаимодействовать друг с другом.
- Каждый ребёнок будет иметь возможность осуществлять развитие своего индивидуального таланта или способностей в совместной деятельности с взрослыми;
- Дети научатся выражать свои эмоциональные переживания средствами музыки и театрализованной деятельности;
- Произойдёт развитие творческой активности детей, желание исследовать, познавать новое;
- Ребёнок научится сам быть ведущим, проявлять инициативу во взаимодействии со взрослым;
- Повысится духовно-нравственное воспитание детей (уважение друг к другу, к традициям детского сада, к культуре своего народа, его обычаям и традициям), укрепится чувство справедливости, любви к Родине, патриотизма);
- Повысится чувство отзывчивости и доброжелательности по отношению к людям;
- У дошкольников произойдёт динамический рост в развитии пения, движений, творчества.
- Дети научатся импровизировать образы персонажеё, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движении, интонацию);
- Появится умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми в ходе совместной деятельности;
- Дети научатся свободно держаться при выступлении;
- Дети станут дружнее, зародится чувство партнёрства не только между детьми, но и между взрослым и ребёнком.
Для родителей:
- Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ;
- Совместное участие будет способствовать укреплению взаимоотношений между детьми и родителями;
- Родители станут активными участниками педагогического процесса ДОО.
Для педагогов:
- Произойдёт укрепление взаимоотношений между педагогами и родителями, сотрудничества ДОО с семьёй.
- Осуществится личностный профессиональный рост, самореализация педагогов;
- Реализуется расширение оснащения предметно-пространственной среды для развития у детей знаний о культуры русского народа, его обычаях и традициях.
Цель проекта:
«Развитие представления у детей о культуре русского народа . его обычаях и традициях».
Задачи проекта:
- Поддерживать и поощрять желание и инициативу детей для осуществления своей фантазии, экспериментирования, познавательных интересов и действий;
- Обеспечивать ребёнка как можно большим и разнообразным количеством предметов (костюмов, атрибутов) для осуществления своей фантазии в игре со взрослыми и детьми;
- Осуществлять личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых, понимать самоценность каждого ребёнка;
- Предоставлять детям возможность выбора предметов, инструментов. Атрибутов для импровизаций, роли по желанию;
- Способствовать развитию сотрудничества детей и взрослых. Проявлению уважения к личности ребёнка;
- Поддерживать исследовательскую познавательную и творческую активность детей в любых видах музыкальной деятельности;
- Предоставлять ребёнку ведущую роль во взаимодействии со взрослым;
- Способствовать сотрудничеству ДОО с семьёй (концерты, семейные традиции, творческие мастерские, инициативы и пожелания родителей);
- Осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей средствами музыкально-театрализованной деятельности (любви к Родине, добру и справедливости, семейным и народным традициям, государственным праздникам);
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании образовательной среды и использовании методов музыкального образования;
- Осуществлять развитие у детей толерантности и доброжелательного отношения к людям других национальностей и народов, к их культуре (пение песен, исполнение танцев, игр);
- Развивать у дошкольников певческие и танцевальные способности в совместной деятельности с педагогами и родителями;
- Способствовать развитию у детей коммуникативных качеств, умению общаться друг с другом и со взрослыми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказочного сюжета;
- Создавать условия для развития творческой активности детей;
- Формировать у воспитанников театрально-творческие способности;
- Пополнять и активизировать детский словарь;
- Вызывать интерес родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к спектаклю, совместному участию с детьми в сказочном действии, в пении, в танцах, в игре на музыкальных инструментах.
- Способствовать укреплению взаимоотношений и повышению доверия у родителей к педагогам.
- Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя элементы здоровьесберегающих музыкальных технологий: ритмотерапии, танцевально-двигательной терапии, релаксации, дыхательной терапии, вокалотерапии, тонирования, творческого самовыражения. Использование элементов психогимнастики и пальчиковых игр.
Актуальность проблемы.
В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы дошкольники знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Поэтому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Руководитель организации "Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА» Алексей Тихонов). На наш взгляд, причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение в недавнем прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания. В детском саду оно начинается с чтения сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает нас. как педагов к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру)Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить в ходе реализации данного проекта.
Этапы реализации проекта.
- Формирование темы исследования
- Составление плана работы
- Выбор возможных источников информации
- Выбор форм и методов работы
- Поэтапное получение результатов
- Работа педагога по сбору фотографий, творческих работ учащихся
- Оценка результатов
- Подготовка презентации
1 Этап. Информационный ( ).
Цель этапа: Познакомить всех участников с проектом.
Задачи:
- Обозначить роль родителей в реализации проекта;
- Привлечь родителей, педагогов и детей к участию в проекте;
- Обсудить время проведения творческих встреч, мероприятий с детьми и взрослыми, консультаций, использования в проекте картотек и др. пособий (интерактивного взаимодействия).
Формы работы:
- Разработка и проведение консультаций для родителей,
- Помещение консультаций, картотек, фотографий и др. материала по данному проекту на сайт ДОО.
- Беседы с родителями, обсуждения пожеланий, заказов родителей и способов их реализации;
- Привлечение родителей к участию в проекте, к ролевой игре в совместном участии с детьми и педагогами;
- Творческие встречи и участие в составлении совместных взаимодействий с детьми и разучивании ролей в сценарии праздника «Масленицы»;
- Анкетирование родителей.
Планируемые результаты этапа:
Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в ДОУ.
2 Этап. Основной ( ).
Цель этапа: Развитие взаимодействия семьи и детского сада в реализации проектируемых форм работы с детьми и взрослыми и подготовке к заключительному этапу – празднованию маслиничной недели и праздника Масленицы.
Задачи:
- Создание условий для творческой активности детей и взрослых;
- Предоставление костюмов, атрибутов и декораций участникам;
- Организация совместных творческих встреч взрослых и детей.
- Организация творческих мастерских с активным участием взрослых, детей и педагогов (совместные работы детей и взрослых);
- Предоставление на сайт ДОО маслиничных песен, закличек и др. для разучивания и исполнения дома с взрослыми;
- Развитие предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной музыкальной и музыкально-театрализованной деятельности детей и взрослых.
Формы работы:
- Обсуждение с родителями сценария праздника «Масленицы» и ролей;
- Разучивание ролей с родителями и проигрывание отдельных сцен вместе с детьми.
- Посильная помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к празднику «Масленицы».
3Этап. Результативный ( ).
Цель этапа: Предоставить возможность детям, педагогам и родителям продемонстрировать результаты совместного творчества.
Задачи:
- Организация проведения маслиничной недели и оформления зала к празднику «Масленицы» совместно с педагогами и родителями;
- Предоставление взрослым и детям костюмов и атрибутов для выступлений;
- Организация праздника «Масленицы с участием детей, педагогов и родителей;
- Организация угощения детей блинами (чаепития с родителями);
- Обсуждение праздника «Масленицы» с родителями, детьми и педагогами (учёт пожеланий, замечаний);
- Обсуждение результатов проекта с педагогами (выявление положительных, отрицательных моментов);
- Проведение презентации о результатах реализации проекта:
- Планирование дальнейшей деятельности по ознакомлению детей с народными играми, обрядами и традициями.
Планируемые результаты этапа:
- Дети овладевают навыками публичных выступлений, умеют выбрать из большого многообразия средств для импровизации нужные инструменты, атрибуты, детали костюмов для выражения сказочного образа, своей фантазии в игре. Исчезает скованность, зажатость, дети развиваются в достаточно оснащённой образовательной среде, в которой учтены индивидуальные способности и особенности каждого ребёнка;
- Прослеживается динамическое развитие музыкальных и творческих способностей детей, коммуникативных навыков;
- Расширение круга общения ребёнка со взрослыми способствует самореализации и усвоению богатейшего опыта взрослых, в котором ребёнок перенимает образцы поведения в разных ситуациях и учится брать на себя ведущую роль во взаимодействии со взрослыми;
- Ребёнок воплощает в жизнь свои мечты и желания, развивается его речь и творческие способности в разных видах музыкальной деятельности. Ребёнок экспериментирует, исследует, познаёт, фантазирует с большим желанием;
- Дети с большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю и распределению ролей, проявляют свою инициативу;
- Родители стали партнёрами в совместных выступлениях детей и педагогов;
- Родители стали активными участниками педагогического процесса ДОО. Родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских музыкальных и творческих способностей.
Результаты проекта.
В результате проекта собрана методическая копилка:
- компьютерные презентации ;
- сценарий праздника «Масленицы»:
- обновлены и дополнены картотеки народных игр, обрядов и традиций»;
- творческие работы детей и родителей;
-фотографии экскурсий, игр с детьми и др. мероприятий.
-спланированное знакомство с основами народной жизни, обрядами, традициями вызвало у дошкольников интерес к истории родного края.
- Приглашенные на фольклорные праздники гости, родители, коллеги не раз высказывали только добрые слова благодарности после просмотренных выступлений детей в совместном взаимодействии с родителями и педагогами.
Источники информации:
- Научная и художественная литература
- Интернет-ресурсы
- Жизненный опыт, общение со старшим поколением
Изучение информации, получение знаний происходит на занятиях эстетического цикла:
- ИЗО.
- Литературное чтение.
- Музыка.
- Фольклорные и обрядовые праздники.
Литература:
1.В.А. Деркунская «Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности» (Справочник музыкального руководителя №1, 2014г.)
2.В.А. Деркунская «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка» (Справочник музыкального руководителя №2, 2014г.);
3.Л.К. Зорка, И. Н. Справникова «Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников» (Справочник музыкального руководителя №2, 2015г.);
4. «Анкета для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей» (Справочник музыкального руководителя №3, 2015г.) Материал подготовлен экспертами электронной системы «Образование» информационного центра «МЦФЭР Образование»;
5. А.И Буренина «Театр всевозможного» С.П.2002;
6. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» «Владос», 2003.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. № 1155)
8. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
9. . Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1981/
10. С.З. Эльзятиева «Обрядовая педагогика» Издательский дом «Джангр» - Элиста249с.,199
Актуальность проблемы.
В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы дошкольники знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Поэтому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Руководитель организации "Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА» Алексей Тихонов). На наш взгляд, причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение в недавнем прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания. В детском саду оно начинается с чтения сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает нас. как педагов к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру)Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить в ходе реализации данного проект
Формы работы:
1. Интегрированные занятия.
Поскольку народные традиции – это веками накопленные и тесно связанные между собой музыкальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные и изобразительные традиции, преподавание предметов эстетического цикла должно нести интегрированный характер.
Именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к окружающей действительности через мир эмоциональных отношений и переживаний. Все вышеперечисленные виды искусства особо воздействуют на ребенка своими специфическими, художественными средствами и материалами: слово на литературе, звук на музыке, линии и цвета на изобразительном искусстве, движения на ритмике. Использование в работе с детьми сразу нескольких средств художественной выразительности предметов эстетического цикла позволяет охватить материал по изучению той или иной традиции, обычая в полном объеме, создать определенный эмоциональный настрой, помочь детям увидеть историю своего народа по-иному, развивать воображение, активизировать творческий процесс. Связь предметов позволяет педагогу образнее раскрыть тему.
Рассмотрим интеграцию предметов:
«изобразительное искусство – литература».
В детском саду очевидна межпредметная связь при изучении «устного творчества русского народа» и изобразительного народного искусства. Раздел «устное творчество русского народа» представлен русскими народными песнями, потешками, небылицами, сказками. Этот учебный материал воспринимается более осознанно, если наряду с текстами дети познакомятся с подлинными произведениями изобразительного искусства, узнают о традиционных росписях и ремеслах своей Родины. Дымковская глиняная игрушка невольно перекликается с образами персонажей народных сказок.
Образовательные события с элементами театрализации.
Издавна всякий праздник, обычай, обряд сопровождался театральным зрелищем . В свою очередь театр – это объединение в гармоничное целое всех видов искусства. Сопереживание зрителей и актеров усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя и порицая их. Театр сильно влияет на любую личность и развивает ее нравственно и эстетически. Особенно это действенно, если ребенок сам является актером, поэтому в работе с детьми мы я используем элементы театрализации народных сказок, обрядов, сцен из жизни крестьян и др.
Такие занятия с элементами театрализации способствуют развитию артистических способностей дошкольников, развитию личности через самовыражение и творчество, активизируют творческую деятельность.
Презентации.
Поскольку наглядного фольклорного материала для показа дошкольникам не так много, а изготовить его в нужном количестве – это нелегкий и кропотливый труд, купить – не всегда по средствам, перед педагогами всегда стояла задача: как заиметь такую методическую копилку? Сейчас, благодаря использованию новых информационно-коммуникативных технологий - это возможно. Мы пользуем интернет- ресурсы для знакомства учащихся с нужной информацией.
Фольклорные праздники.
Настоящий фольклорный праздник получится только тогда, когда детям хорошо знакомо его содержание, изучен необходимый материал. Фольклорные праздники показывают взаимосвязь устного и изобразительного народного искусства, их органическую связь с трудом, бытом, природой, пробуждают в ребенке эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии . Эта связь очевидна. Издавна человек живет в контакте с природой, она-то и вдохновляет его к творческой деятельности. Красоту природы человек переносит в свою жизнь, жилище, быт. Человек научился резать по дереву, вышивать, расписывать , сочинять песни и сказки и стал творцом. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природы, и потому человек издавна верил и поклонялся силам природы, а отсюда возникли народные обряды, праздники.
Фольклорные праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов, вызывают у детей высокий эмоциональный подъем, духовную радость, наслаждение художественным образом русского народа, повышают интерес к истории своего народа, раскрывают творческие способности детей, способствуют формированию патриотической культуры учащихся.
Следует отметить, что фольклорный праздник является еще и важным средством воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь на территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. Вековое общение народов способствовало выработке у людей уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей. А в детском коллективе всегда есть дети разных национальностей. Поэтому важно уделять должное внимание воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Результаты проекта:
В ходе проведения народных праздников была разработана определенная структура построения сценария фольклорного праздника. Она позволяет наиболее полно представить нам, как все происходило в далекие времена.
I. Структура фольклорного праздника:
- На празднике должна быть представлена история возникновения той или иной народной традиции.
- Показана сама традиция проведения с использованием соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала.
- Разыгрываются театрализованные сценки из жизни крестьян, связанные с трудом и буднями народа.
- Происходит знакомство с русскими народными играми, в которых участвуют желающие из зала и участники. Это повышает интерес к празднику, активизирует внимание, раскрепощает.
- На праздник готовится выставка творческих работ детей и родителей по теме праздника.
При проведении праздника необходимо уделить особое внимание эстетике быта, т.е. оформлению. Должны быть обязательно декорации, которые соответствуют месту происходящего действия. Например, «посиделки»: внутреннее убранство избы (печь, красный угол, лавки и т.д.); праздник на улице: часть деревенской улицы (изба, изгородь, березка, завалинка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции
Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду....
Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции
Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду.В до...
Статья : «Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции»
Статья...
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...
Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....