Основы готовности ребёнка к школе.
статья на тему
В статье описываются показатели готовности ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_gotovnosti_rebyonka_k_shkole.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы готовности ребёнка к школе
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно. В 1948 г. А.Н. Леонтьев предложил обозначать этим термином способность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведением.
Практический опыт психологического обследования показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребёнка должна быть мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период. С другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
От того, как ребёнок подготовлен к школе, будет зависеть успешность адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
Составными компонентами психологической готовности к школе являются личностная, интеллектуальная и социально-психологическая.
Чтобы ребёнок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни. К «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям.
Н.И.Гуткина писала: «Любопытно отметить, что лишь единицы прямо говорят о нежелании идти в школу. Основная масса детей хочет туда пойти, но вовсе не за тем, чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются, например, такие: «В детском саду надоело, в школе будет лучше», «Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать», «В школе много детей, у меня появятся друзья», «Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут отпускать всюду одну». Эти ответы показывают, что ребята стремятся в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы изменить в своей жизни то, что их не устраивает. Результаты обследования таких детей, как правило, подтверждают отсутствие у них учебной мотивации».
Первоначально детей привлекают новые атрибуты школьной жизни, возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.
Если ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, т. е. если у него появилась учебная мотивация, говорят о сформированности «внутренней позиции школьника».
В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребёнка со взрослым, как внеситуативно - личностное общение (по М.И.Лисиной).
Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, а, наоборот, стараются исправить ошибки.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника.
Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний,
понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Составным компонентом личностной готовности к школьному обучению являются: внутренняя позиция ребёнка, стремление учиться, позитивное отношение к учёбе, сверстникам, самому себе.
Общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребёнка является отношение к школьному учению.
Выделяются трудности, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети. Причины затруднений часто лежат либо в сфере общения со взрослым (специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и желания), либо в сфере собственного самосознания.
Самооценка ребёнка не должна быть завышенной и недифференцированной. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребёнка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важных показателей готовности к обучению.
Если ребёнок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.
В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность волевого поведения и волевых качеств.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов: способность обобщать, сравнивать
объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
У ребёнка должна быть определённая широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Степень интеллектуальной готовности к школе выражается через уровень развития индивидуальных особенностей детей, прежде всего относимых к познавательной сфере. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов.
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б.Эльконин выделил следующие параметры:
- умение сознательно подчинить свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего, точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечёт за собой отставание или искажение в других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.
Многие педагоги склонны считать, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Видимо это так. Во всяком случае, при личностной неготовности детей к школе у учителя
возникает крайне сложный комплекс проблем.
А как показала Н.И.Гуткина, среди записавшихся в школу 6-летних детей меньше половины (около 40 %) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это, в свою очередь, сказывается на мотивации: то что не получается, ребёнок делать не хочет. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм (преобладание вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов). Вербализм является одним из признаков интеллектуальной неготовности ребёнка к школьному обучению и проявляется в высоком уровне речевого развития на фоне недостаточного восприятия и мышления. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, способствующим развитию образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....