Проект "Удивительный мир часов"
проект (младшая группа) на тему

Щелконогова Любовь Васильевна

Проект "Удивительный мир часов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_chasov.docx367.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 «Малыш»

ПРОЕКТ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

« Удивительный мир часов»

C:\Users\2\Desktop\мини проект часов\P1080407.JPG

                               Воспитатель группы №9

Таушканова   Любовь  Васильевна

 

 Г.Сухой лог    2017год

Проект:«Удивительный мир часов»


Вид проекта : Исследовательско - творческий, , ознакомительно-ориентированный, исторический.

Продолжительность:   2 недели
Участники :  дети 2 мл группы, воспитатель , родители

Составитель: Таушканова Любовь Васильевна

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи: 
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.   
- Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

- научить определять время с точностью до получаса.

Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Проблема, её актуальность

           Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!                                                                              Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все  часы , сколько было высказано предположений о том, какой  страшный беспорядок это вызовет!  В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.     Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям,  что сейчас трудно представить, но  когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо.                                                                                                                                                    Если солнышко только поднимается из – за горизонта,  значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень.

 Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы». 

Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.
 

Прогнозируемый результат реализации проекта

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах».
Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»  Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени».
Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…». 
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
ОД :  «Социализация»  с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов

Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

-ОД  ФЭМП « Время», Новикова « Математика в детском саду»

3 этап- заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини - музея «Часы»
- Создание коллекции современных часов, карманных часов.
- Создание альбома «Часы»
- Изготовление макетов цветочных часов, огненных часов, водяных часов.
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».

Используемая литература

1.Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик  .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...