Музыкальное воспитание и ТРИЗ
статья на тему

Хвастунова Ирина Александровна

Развитие творческого потенциала ребенка и музыка взаимосвязаны, но попробовать совестить ТРИЗ и музыкальное воспитание - это интересней не только для детей, но и для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie_i_triz.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание и ТРИЗ

Хвастунова И.А.,

старший воспитатель

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад

комбинированного вида №8

г.Алексеевка Белгородской области»

Опыт использования методов теории решения изобретательских задач – развития творческого воображения (далее – ТРИЗ) во всех образовательных областях, в т.ч. художественно-эстетической (музыка), подтвердил их высокую эффективность. Конечно, в познавательной, речевой, социально-коммуникативной главенствующими являются методы и приемы используются значительно шире. Но и на занятиях музыкой с дошкольниками возможно использование методов ТРИЗ. Разве в музыке не бывает противоречий или вы не хотите представить свою историю того или иного произведения? Развитие творческого потенциала ребенка предполагает его возможность соотносить звучащий объект, музыкальные произведения, их характер с символическими обозначениями (определяющим словом, знаком, жестом), которые способствуют и развитию музыкальной памяти, зрительного и слухового воображения, абстрактного мышления. Музыкальное творчество побуждает детей на создание новых музыкальных, сказочных, танцевальных, театрализованных образов, пусть даже не в музыкальной сфере.

Морфологический анализ – один из методов перебора вариантов, способствующих активизации творческих процессов и преодолению инерционности мышления (автор Ф.Цвикки). Как вариант используются морфологические таблицы, кольца Луллия с детьми среднего и старшего возраста, морфологическая дорожка с детьми младшего возраста. Этот метод предполагает систематизацию объектов по нескольким признакам. В музыке это систематизация музыкальных произведений, жанров, характера музыкальных произведений, композиторов, инструментов. Создавая новые объекты путём объединения, можно представить, например, музыкальный произведения относящиеся к тому или иному времени года в соответствии с определенным темпом (медленным, умеренным, быстрым), причем к одному темпу могут относится разные времена года в соответствии с представленными музыкальными произведениями.  Программные произведения  П.И. Чайковского «Времена года» учат определять темп произведений, музыкальный руководитель предлагает отметить значком в соответствующей колонке индивидуальной карточки. В дальнейшем детям можно предложить карточки различной степени сложности для каждого ребенка. По такому же принципу можно развивать тембровую классификацию,  различать музыкальные инструменты по их видовой принадлежности. Морфологическую таблицу можно использовать при обучении старших дошкольников игре на инструменте,  для определения мелодики того или иного инструмент, сравнения их звучания.  Предложив, русские народные песни «Василек», «Во саду ли в огороде» при исполнении различных инструментах (гармошка, фортепиано, металлофон, ударные или шумовые), дети услышат колорит каждого музыкального инструмента, определят, что мелодия звучит по-разному, а самое главное позволит детям научиться различать тембровую окраску инструментов, их характерные особенности звучания. Используя метод символической звуковой аналогии, можно сравнить звучание музыкального инструмента и какого-либо объекта живого или неживого. Например, звук флейты напомнил нам пение соловья, а звук скрипки – созвучен скрипу двери, старого дерева или завыванию ветра,  шумовые инструменты – напомнят нам шум дождика, пересыпание песка или мелкой гальки в ведре, а звучание металлофона – можно сравнить с цоканьем копыт,  звучание ксилофона –  можно сравнить со звуком колокольчиков. Такие упражнения развивают слуховую память, творческое воображение, позволяют расширить круг ассоциативных связей, доступных ребёнку.

Знакомя детей с новым произведением, новой сказкой, где  соединяются герои с музыкой, темп и тембр, другие характеристики, можно использовать Кольца Луллия, как одну из форм метода морфологического анализа. В центре можно разместить персонажи, второй круг разбить на секторы с символами,  обозначенные жанров произведений (песня, танец, марш). А третий круг разбивается на три части, где доступно для понимания детей обозначен темп – медленный, умеренный, быстрый. Музыкальный руководитель предлагает прослушать детям несколько мелодий и выбрать самую подходящую из них для того или иного персонажа. Задание можно усложнить, предложив выбранную мелодию в разном темпе – дети предлагают свои варианты ответов – почему музыка ускорилась или замедлилась, что произошло с главным героем?

К базовым понятиям ТРИЗ-РТВ относится системный подход в изучении окружающего мира. Существует различные определения понятия «система». Страунинг отмечал «Системой называется любой предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия». И несмотря на то, что мы понимаем под системой – музыкальный инструмент, произведение, предмет, живое существо либо жанр – мы знаем, что у него есть прошлое и будущее, т.е. история возникновения, последующего развития, условий существования, использование в современных условиях либо причины исчезновения. А значит, он состоит из частей и в любом случае будет являться подсистемой, т.е. входить в состав иной большей системы. Подсистема – это часть системы, или как элемент, составляющей системы. Например, знакомя дошкольников с музыкальным инструментом фортепиано – это система, а его детали (корпус, крышка, клавиши, струны, педали) – это подсистема. Если оперетта преподнесена детям как музыкальная сказка и является системой, то пение, танцы, театрализованное представление, ее герои – это определено как подсистема. Каждая система является частью более крупной системы, которая называется надсистемой. При этом надсистема может быть классифицирована в тот блок, куда предметы, объекты отнесены по своему расположению. Например, само слово музыка (надсистема) предполагает такие понятия как музыкальные произведения, музыкальные инструменты, надсистема танец вмещает в себя огромный набор разновидностей танцев: вальс, полька, менуэт, мазурка, кадриль, гопак, танго, самба и др. При ознакомлении с музыкальными произведениями от детей не требуется заучивание терминов, основной акцент делается на доступное объяснение содержания самого понятия термина, возможно истории его происхождения.

Что же такое системный подход и так ли он необходим дошкольнику при занятиях музыкой? И родители, и педагоги заинтересованы, чтобы ребёнок проявлял любознательность и устойчивый интерес к изучению окружающего и природного мира, мира искусства и т.д. Да рассказ педагога во многом облегчает понимание ребенком многих понятий, но очень важно научить ребенка самостоятельно находить решение в тех или иных ситуациях, делать выводы на основе опытов и экспериментов, пусть они будут самые простейшие. Предложив ребенку медленную мелодию и героев с суровыми лицами, вы тем самым поставите перед ребенком проблему, что же делать? Ответы могут быть различные подобрать мелодию для иного героя, подобрать дополнительный музыкальный инструмент и уже аккомпанируя представить данную мелодию в другом исполнении, или найти иное предложение. 

Системный подход в изучении окружающего мира – это умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему со всеми её связями, изменениями в сочетании разных подходов. Компонентный подход – изучает состав системы и то, частью чего она является. Структурный подход – изучает взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени. Структурный подход очень удобен для наглядной демонстрации всего процесса классификации инструментов, жанров, стилей, композиторов и т.д. Главное – это делать эмоционально, заинтересованно и постепенно. Очень интересно постигать историю развития любого объекта по генетическому подходу. Генетический подход изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой. На музыкальных занятиях дошкольникам всегда интересно взаимодействовать с музыкальными инструментами, техническими средствами обучения (далее – ТСО). Расширяя представления о них, необходимо рассказывать, как создавались инструменты, кто является их создателем, как они менялись с течением времени, имена каких выдающихся мастеров остались в памяти людей? Как и почему видоизменялся какой-либо инструмент или ТСО? Функциональный подход определяет функцию системы в целом (что делает?), а также над и подсистемы. 

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,  а постоянно поддерживать этот «огонек», способствовать его дальнейшему развитию. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешней его развитие и как одно из направлений – развитие творческого потенциала ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Музыкальное мышление и ТРИЗ

Музыкальное мышление — это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически о...

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"

Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...