Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»
консультация на тему
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_triz.docx | 140.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.
Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.
В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.
Основные этапы ознакомления с именами признаков
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
Имена признаков объектов это: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.
Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.
Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.
Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»
(с 2,5 лет)
- Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.
- Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака
- не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;
- 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;
- 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.
В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например, «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».
Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.
- Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.
Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».
- Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»
Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»
5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.
- В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.
- Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.
Освоение детьми способов наблюдения.
(c 2,5 лет)
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
Наглядность: Сделать пособие «Кольцо Наблюдения»: диск d -10-12 см. с отверстием d -2-3 см. С одной стороны – диск разделен на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом.
Технологическая карта освоения способов наблюдения.
1. Показать Кольцо Наблюдения и объявить детям о его возможностях: в дырочку можно найти объект и его рассматривать, чтобы больше о нем узнать.
2. На глазах у детей на Кольце наблюдения нарисовать глаз красным фломастером и объявить его помощником Умной головы. Глаз видит объект (части, форма, цвет). Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвет, по месту). Через 5-7 минут на глазах у детей нарисовать на Кольце наблюдения с другой стороны диска – синим фломастером глаз. Глаз увидел изменения, а голова поняла, что облако поменяло форму, цвет и место.
3. Закрепить понятие – объект наблюдения. Его можно увидеть, если внимательно посмотреть в дырочку. Глаза смотрят, а голова – видит разные признаки и их изменения.
4. На глазах у детей в одном из секторов Кольца Наблюдения изображается силуэт руки красным фломастером. Выбирается объект наблюдения – дерево. Помощник Умной головы - Рука узнаёт температуру и влажность этого объекта. В конце прогулки – изображается силуэт руки, синим фломастером, и отмечаются изменения температуры и влажности у этого же дерева.
5. На глазах у детей в следующих секторах изображаются схемы носа, уха и языка красным фломастером. Выбираются объекты, которые могут изменять запах, звук и вкус. После фиксации изменения на другой стороне кольца наблюдения изображаются, синим фломастером эти же анализаторы.
6. Побуждать детей рассказать о правилах работы с Кольцом Наблюдения:
Найти объект;
Помощниками Умной Головы узнать его признаки
Подождать некоторое время
Помощниками Умной Головы узнать, какие признаки изменились
Рассказать об этих изменениях или их засхематизировать.
7. В старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно проводит наблюдения за выбранным им самим объектом и фиксирует изменения признаков в тетради наблюдения с помощью схем. На данном этапе активно используется модели причинно-следственных связей и выявленных ранее закономерностей.
Примечание.
Дидактическое пособие Кольцо Наблюдения заполняется силуэтами анализаторов только на глазах у детей и постепенно, для того, чтобы у детей шло осознание возможности анализаторов при длительном наблюдении за каким-либо объектом.
Кольцо наблюдений в младшем возрасте может быть одно на всю группу, и воспитатель дает возможность по очереди работать с ним. В старшем дошкольном возрасте кольцо наблюдения может быть у каждого ребенка, если усвоено правило работы с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»
Итоговая проектная работа по развитию мышления и речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...
Методические рекомендации «Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»
Методические рекомендации для педагогов...
Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"
laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...
Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию
Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...
«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - РТВ -технологию»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...