Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников
статья на тему

 Социо-игровая технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_rabota_sotsio-igrov_tehnologii.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

               Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников

 Социо-игровая технология  способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать сообща. Сущность социо-игрового стиля работы основатели В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко определили  так:  «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

        Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях.

      1. Используется работа малыми группами или как их еще называют «Группы ровесников». Это позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать.

   В старшем возрасте малые группы составляют  5-6 детей.  С детьми  5-ти лет воспитатель - равноправный  партнер, дети используют готовые игровые правила. Детям  6лет  воспитатель подсказывает, как лучше можно изменить правила.

       В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи:

создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;

-научить детей  общаться;

-сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

-способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

-воспитывать у детей желание узнавать новое.

      В таких объединениях детей нет чёткого регламента их деятельности и взаимодействия друг с другом и со взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.

      Социо-игровая технология применяется  как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

        Игры для рабочего настроя используются:
    1) В утренние часы  для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и др.).
  2)  В  начале  занятий  как  своеобразный  ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Буква по воздуху» и др.

3)  На занятиях для пробуждения  интереса друг к другу, постановки  участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики»,  «Замри-запомни, оживи-вспомни», «Стою, на кого-то смотрю»,  «Испорченный телефон»,  «Загадочные сокращения», «Слухачи»  и др.)

      Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому  используются игры- разминки, игры-разрядки  «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда», «Два конца, два кольца», « Карлики-великаны», «Встань по пальцам»  и др.

      Это могут быть знакомые физкультурные минутки,  игры малой подвижности,  хороводные игры,  а так же специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.

        В  утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры  социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания,  каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом. Это следующие игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «По алфавиту», «Бытовые механизмы»  «Комплимент», «Составь слово» и др.

       Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.  
       Игры  творческого самоутверждения  имеют свою специфику и  применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети.  При выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность  создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений. Это такие игры как: «Животные», «Костюм- превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите» , «Аты-баты с характеристикой», «Выкуп фантов», «Озвучивание иллюстраций», «По правде и понарошку», «Горшки», «Заданные слова», «Картина», «Сценки-истории»,  и другие.

         На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле»: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.                                                                                                                                

       В.М. Букатов, один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения,  предлагает  воспитателям  детских  садов  осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики   для преобразования практики  занятий в детских садах, активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Именно в условиях социо – игрового стиля возможно укрепление личностного взаимодействия с детьми, обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению.   В этом и есть  самоценность данной технологии, в основе которой заложено равноправие детей и взрослых.

   Равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

   Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.            

   Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познава-тельный интерес и творческую деятельность.

   Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное – здоровье! Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что примет осознанно.

Список использованных источников

  1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  3. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Зад...

методическая разработка "Системное использование социо-игровой технологии как средства создания оптимальных условий для развития личности дошкольника"

методическое пособие разработано в помощь педагогу-психологу, воспитателям при планировании и осуществлении педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста и работе с родителями и педагогами...

«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.

Цель: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через выполнения работ из бумаги....

«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.

Реализация из опыта работы  «Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников

Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников...