Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников
статья на тему
Социо-игровая технология способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование социо-игровой технологии, как средства создания оптимальных условий для развития познавательных действий дошкольников
Социо-игровая технология способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества в современном обществе, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать сообща. Сущность социо-игрового стиля работы основатели В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях.
1. Используется работа малыми группами или как их еще называют «Группы ровесников». Это позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать.
В старшем возрасте малые группы составляют 5-6 детей. С детьми 5-ти лет воспитатель - равноправный партнер, дети используют готовые игровые правила. Детям 6лет воспитатель подсказывает, как лучше можно изменить правила.
В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи:
создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;
-научить детей общаться;
-сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
-способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
-воспитывать у детей желание узнавать новое.
В таких объединениях детей нет чёткого регламента их деятельности и взаимодействия друг с другом и со взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.
Социо-игровая технология применяется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Игры для рабочего настроя используются:
1) В утренние часы для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и др.).
2) В начале занятий как своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Буква по воздуху» и др.
3) На занятиях для пробуждения интереса друг к другу, постановки участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри-запомни, оживи-вспомни», «Стою, на кого-то смотрю», «Испорченный телефон», «Загадочные сокращения», «Слухачи» и др.)
Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются игры- разминки, игры-разрядки «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда», «Два конца, два кольца», « Карлики-великаны», «Встань по пальцам» и др.
Это могут быть знакомые физкультурные минутки, игры малой подвижности, хороводные игры, а так же специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.
В утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом. Это следующие игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» «Комплимент», «Составь слово» и др.
Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.
Игры творческого самоутверждения имеют свою специфику и применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети. При выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений. Это такие игры как: «Животные», «Костюм- превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите» , «Аты-баты с характеристикой», «Выкуп фантов», «Озвучивание иллюстраций», «По правде и понарошку», «Горшки», «Заданные слова», «Картина», «Сценки-истории», и другие.
На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле»: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.
В.М. Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, предлагает воспитателям детских садов осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Именно в условиях социо – игрового стиля возможно укрепление личностного взаимодействия с детьми, обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению. В этом и есть самоценность данной технологии, в основе которой заложено равноправие детей и взрослых.
Равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познава-тельный интерес и творческую деятельность.
Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное – здоровье! Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что примет осознанно.
Список использованных источников
- А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
- А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
- Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Зад...
методическая разработка "Системное использование социо-игровой технологии как средства создания оптимальных условий для развития личности дошкольника"
методическое пособие разработано в помощь педагогу-психологу, воспитателям при планировании и осуществлении педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста и работе с родителями и педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/01/picture-557890-1420141315.jpg)
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-791233-1642611254.jpg)
«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.
Цель: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через выполнения работ из бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-791233-1642611254.jpg)
«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.
Реализация из опыта работы «Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942196-1504030081.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников
Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников...