Активный или гиперактивный?
консультация на тему
Ребенок активный и гиперактивный.
В чем разница?
Почти все маленькие дети проявляют повышенную активность. Дети часто не могут усидеть на месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. В дошкольном возрасте дети постоянно в действии и это нормально, ведь они развиваются. Так чем же гиперактивный ребенок отличается от обычного?
Признаки гиперактивного ребенка можно разделить на три подгруппы:
Дефицит активного внимания
- непоследователен, ему трудно удерживать внимание
- не слушает, когда к нему обращаются
- с большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
- испытывает трудности в организации
- часто теряет вещи
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
- часто бывает забывчив
Двигательная расторможенность
- постоянно ерзает
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается даже сидя, бегает, забирается куда – либо)
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве
- очень говорлив
Импульсивность
- начинает отвечать не дослушав вопроса
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
- плохо сосредотачивает внимание
- не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)
- не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами
- при выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты.
На практике например, гиперактивный ребенок никак не может запомнить правила игры, наконец запомнив и выполнив часть заданий правильно, вдруг вновь начинает уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Многие задания выполняет хаотично, т. е. посмотрел первую строчку, перешел к последней, вернулся к первой и т.д.
Или может присутствовать такая ситуация, во время беседы мамы с другим взрослым ребенок немного порисовал, успел поиграть, покачаться на стуле, побегать, вернуться к рисованию одновременно встревая в беседу и комментируя высказывания, задавая вопросы.
Иногда внешне может создаваться впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных и не нужных движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не вписывается в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Не смотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее возвращаются.
При наличии этих признаков можно предположить наличие гиперактивности, но именно предположить, а не поставить диагноз – это прерогатива медицинских специалистов. Очень часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он много двигается и непоседлив (без учета дефицита внимания и импульсивности). Такая точка зрения ошибочна.
Так как же вести работу с такими детьми? В процессе занятия такому ребенку трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале педагог может снизить требования к аккуратности. Либо может быть ребенку тяжело одновременно сидеть и выполнять задание. Разрешите ему выполнить задание стоя. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха и как следствие повысит мотивацию к выполнению ваших требований. Кроме того если видите что ребенок уже отвлекается и не может дальше выполнять задание, попросите его выполнить его какое-либо действие связанное с движением, например поднять упавшую ручку, принести из другой комнаты забытую вами тетрадь и т.д. С большой вероятностью ребенок, выполнив эти действия сможет вернуться к выполнению упражнения.
Таким образом, работая с гиперактивным ребенком необходимо помнить:
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первой половине дня, а не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
6. Использовать тактильные контакты с ребенком (прикосновения, поглаживания)
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
12. Оставаться всегда спокойным.
Ну и самое главное, обнаружив подобного ребенка в группе необходимо обратиться к специалистам, а не пытаться решить данную проблему самому. Так как приведенные выше особенности работы являются общими. А каждый ребенок требует индивидуального подхода и работа с такими детьми должна строится в комплексе, т.е. должна включать в себя работу с родителями, занятия психолога, посещение невролога, ну и индивидуальный подход с вашей стороны.
Информационные источники:
1. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010г.
2. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть?// Дошкольное воспитание № 1, 2007 г., стр. 88 – 95.
3. Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?// Дошкольное воспитание № 2, 2007 г., стр. 89 – 95.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnyy_ili_giperaktivnyy.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок активный и гиперактивный.
В чем разница?
Почти все маленькие дети проявляют повышенную активность. Дети часто не могут усидеть на месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. В дошкольном возрасте дети постоянно в действии и это нормально, ведь они развиваются. Так чем же гиперактивный ребенок отличается от обычного?
Признаки гиперактивного ребенка можно разделить на три подгруппы:
Дефицит активного внимания
- непоследователен, ему трудно удерживать внимание
- не слушает, когда к нему обращаются
- с большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
- испытывает трудности в организации
- часто теряет вещи
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
- часто бывает забывчив
Двигательная расторможенность
- постоянно ерзает
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается даже сидя, бегает, забирается куда – либо)
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве
- очень говорлив
Импульсивность
- начинает отвечать не дослушав вопроса
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
- плохо сосредотачивает внимание
- не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)
- не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами
- при выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты.
На практике например, гиперактивный ребенок никак не может запомнить правила игры, наконец запомнив и выполнив часть заданий правильно, вдруг вновь начинает уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Многие задания выполняет хаотично, т. е. посмотрел первую строчку, перешел к последней, вернулся к первой и т.д.
Или может присутствовать такая ситуация, во время беседы мамы с другим взрослым ребенок немного порисовал, успел поиграть, покачаться на стуле, побегать, вернуться к рисованию одновременно встревая в беседу и комментируя высказывания, задавая вопросы.
Иногда внешне может создаваться впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных и не нужных движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не вписывается в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Не смотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее возвращаются.
При наличии этих признаков можно предположить наличие гиперактивности, но именно предположить, а не поставить диагноз – это прерогатива медицинских специалистов. Очень часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он много двигается и непоседлив (без учета дефицита внимания и импульсивности). Такая точка зрения ошибочна.
Так как же вести работу с такими детьми? В процессе занятия такому ребенку трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале педагог может снизить требования к аккуратности. Либо может быть ребенку тяжело одновременно сидеть и выполнять задание. Разрешите ему выполнить задание стоя. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха и как следствие повысит мотивацию к выполнению ваших требований. Кроме того если видите что ребенок уже отвлекается и не может дальше выполнять задание, попросите его выполнить его какое-либо действие связанное с движением, например поднять упавшую ручку, принести из другой комнаты забытую вами тетрадь и т.д. С большой вероятностью ребенок, выполнив эти действия сможет вернуться к выполнению упражнения.
Таким образом, работая с гиперактивным ребенком необходимо помнить:
- Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первой половине дня, а не вечером.
- Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильные контакты с ребенком (прикосновения, поглаживания)
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться всегда спокойным.
Ну и самое главное, обнаружив подобного ребенка в группе необходимо обратиться к специалистам, а не пытаться решить данную проблему самому. Так как приведенные выше особенности работы являются общими. А каждый ребенок требует индивидуального подхода и работа с такими детьми должна строится в комплексе, т.е. должна включать в себя работу с родителями, занятия психолога, посещение невролога, ну и индивидуальный подход с вашей стороны.
Информационные источники:
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010г.
- Пасечник Л. Гиперактивность: как быть?// Дошкольное воспитание № 1, 2007 г., стр. 88 – 95.
- Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?// Дошкольное воспитание № 2, 2007 г., стр. 89 – 95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Данное сообщение представляет собой обобщенную информацию о понятии активности, которое является важным при рассмотрении всего процесса детского развития. Информация имеет ценность как для работников ...
Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
Консультация для родителей и воспитателей....
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация «Развитие активности и творчества детей раннего возраста в процессе двигательной активности»
Консультация для воспитателей младших групп...
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...